Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

топ 100 блогов liniya_mass05.07.2015 Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

Продолжая вчерашний разговор о труде в работах Карла Маркса, хочу ознакомить вас с материалами прошедшего в мае 2015 года семинара «Категория труда в работах К. Маркса».

По итогам прошедшего семинара можно зафиксировать как определённый прогресс в понимании проблематики труда, так и непроработанность, непрояснённость данной темы во многих её плоскостях, что ставит нас перед необходимостью задавать новые и новые вопросы в надежде обрести ответ на сию «трудную» загадку.

Ключевыми категориями, получившими наш наибольший интерес, стали, безусловно, отчуждённый и неотчуждённый труд. Маркс даёт 4 определения отчуждённого труда и 4 определения труда неотчуждённого. Напоминаем, как они звучат:

Отчуждённый труд (1):

1. «Рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету <...> Что отошло в продукт труда, того уже нет у него самого» — здесь мы видим отчуждение человека от продукта труда, от природы, которая даёт ему его трудовой, производственный материал;

2. «Отношение к акту производства в самом процессе труда <...> [— Н.Д.] это отношение
есть отношение рабочего к его собственной деятельности, как к чему-то чуждому, ему не
принадлежащему» — здесь имеет место отчуждение человека от процесса труда, от своей производственной деятельности;

3. «Отчужденный труд человека, отчуждая от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство поддержания индивидуальной жизни» —
здесь имеет место отчуждение человека от его человечности, от его родовой сущности;

4. И (как итог): «Непосредственным следствием того, что человек отчуждён от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение
человека от человека».

Неотчуждённый труд (2):

«Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае каждый из нас в процессе сво-
его производства двояким образом утверждал бы и самого себя и другого:

1) я в своём производстве опредмечивал бы мою индивидуальность, её своеобразие, и благодаря этому во время деятельности я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании произведенного предмета испытывал бы индивидуальную радость от осознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и потому стоящая вне всяких сомнений сила;

2) в твоём наслаждении или в твоём потреблении моего продукта, я бы непосредственно наслаждался сознанием того, что моим трудом удовлетворена человеческая потребность, опредмечена человеческая сущность, и что поэтому создан предмет, соответствующий потребности другого человеческого существа;

3) я был бы для тебя посредником между тобой и родом и сознавался бы и воспринимался бы тобой как восполнение твоей собственной сущности, как неотъемлемая часть тебя самого, — и тем самым я сознавал бы самого себя, утверждаемым в твоём мышлении и в твоей любви;

4) в моём индивидуальном жизненном проявлении я непосредственно создавал бы твоё жизненное проявление, и, следовательно, в моей индивидуальной деятельности я непосредственно создавал бы и осуществлял бы мою истинную сущность. Каждый из производимых нами продуктов был бы зеркалом, из которого наша сущность лучезарно сияла бы навстречу самой себе».

При этом данные две группы определений довольно «ортогональны» по своим формулировкам и
не позволяют — без применения неких промежуточных логических процедур — вывести неотчуждённый труд из отчуждённого. Вследствие чего при рассмотрении проблемы приходится фокусироваться либо на определении отчуждённого труда (1), либо неотчужденного (2). «Совместить» оные не удаётся.

Помочь обойти данное затруднение способно сокращение числа характеристик («определений»)
неотчужденного/отчужденного труда и замена их более общими, которые — в той или иной сте-
пени — включают в себя и Марксовы определения. Такими обобщёнными характеристиками труда (значимыми для нашей темы) могут стать субъектность труда* (*Труд, выполняемый субъектом (в противоположность труду бессубъектному)) и общественное благо (как результат труда). Применяя две эти характеристики для описания трудового процесса и трудовых отношений, мы имеем возможность построить диаграмму отчуждённого и неотчуждённого труда (рис. 1)

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

Переходя от схем к формулировкам, получаем важное для нас определение: неотчуждённый труд
— это субъектное (а) производство общественного блага (б)
. Невыполнение одного из этих двух условий (а, б) влечёт за собой отчуждение труда.

Но далее встаёт резонный вопрос: что представляет собой субъектность труда и что есть общественное благо как характеристика результата труда? Этот вопрос требует отдельной
проработки. Предварительное же видение таково, что субъектность есть способность трудящегося разделять — или более того, ставить — цели, задачи своего труда, управлять ресурсами для их (задач) выполнения и др. История реального труда и его философии показывает, что до сих пор субъектный труд был возможен преимущественно в интеллектуальной сфере (т.н. «идеальный слой»): труд учёного, философа, предпринимателя, инженера и т.д., а в сфере материального производства степень подобной субъектности либо существенно ниже, либо стремится к нулю (рабочий до сих пор не ставит себе трудовые задачи и не контролирует ресурсы — подобная ситуация есть воплощение пп. 1, 2 Марксовых определений отчуждённого труда (1)). И это отдельный вопрос: возможен ли действительно субъектный труд в действительной сфере, в сфере материального производства?

Разобрав вопрос уточнения понятий субъектного труда и общественного блага как факторов отчуждения или неотчуждения, мы имеем право перейти к проблеме снятия самого этого отчуждения. Очевидно, что данная задача на высоком уровне абстракции есть задача «наделения трудящегося субъектностью, которая влечёт постановку им цели производства общественного блага». Но эта — слишком общая — формулировка уводит нас от конкретики, которая, как нам представляется, имеет место в исходных Марксовых определениях отчуждённого труда (1). Как мы видим, здесь введены 4 фактора отчуждения труда, данные нам в последовательной форме, в форме взаимного следствия (отчуждение 1 влечёт отчуждение 2 и т.д. — рис. 2а). Напрашивается вопрос: возможно ли устранение отчуждения труда последовательным снятием данных четырёх отчуждений (эволюция трудовых отношений — рис. 2б), либо же это возможно только одномоментным уничтожением всех отчуждающих труд факторов (революция трудовых отношений — рис. 2в)?

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

Но сама постановка вопроса о снятии отчуждения труда недообоснована, поскольку мы не даём
ответ на вопрос, зачем нам нужен труд вообще и труд неотчуждённый в особенности. И здесь, как нам видится, мы переходим в пространство ценностей (аксиологии). Именно в нём мы можем попытаться найти ответ на вопрос, чтó является источником ценности труда для человеческих сообществ и отдельного человека, в чём заключена аксиология труда? Анализ истории показывает, что ценность труда, моральное отношение к труду есть величина непостоянная, обладающая исторической динамикой. Наша задача — разобраться, чтó в существенной степени обуславливало то или иное отношение к труду, его ценность? Или даже ýже — чтó обуславливало возвышение труда, наделение его положительной ценностью? Труд как ценность в наиболее явной форме был утверждён в протестантизме [Вебер] и в философии Карла Маркса. Последняя, в свою очередь, оказала решающее влияние на советскую трудовую этику, опиравшуюся (до Октябрьской революции) на православно-крестьянскую систему легитимации труда (рис. 3).

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

Ключевым для нас здесь является вопрос именно о светском источнике легитимации труда — как
потому, что религиозное сознание в современную эпоху перестало преобладать (хорошо это или
плохо — отдельная тема), так и потому, что источник светской (в советское время «атеистической») аксиологии труда наименее прояснён (в отличие от религиозного — где мы имеем в наличии как богословские [?], так и научные тексты, посвященные данной проблеме [Вебер])*

* По С. Е. Кургиняну, источник «благодати» для революционера (читай, советского человека) и его социалистического труда — это «История», «дух Истории»: «Вопрос возникает о том, что то, что нам дадут материальные блага понятно. Где благодать? С чем связана благодать для революционера и для строителя нового мира? Революционер, разрушая старый мир, сразу же начинает строить новый. Где благодать? Кто источник благодати, ведь для протестанта веберовского источник благодати — это Бог. А кто источник благодати для революционера История. Когда мы говорим о духе революции, так же, как Вебер говорит о духе капитализма, мы, конечно, имеем в виду дух Истории».

Следующий вопрос, — вопрос о труде и свободном от труда времени. Здесь имеем два базовых
понятия: свободное время и труд (который, в свою очередь, распадается на труд отчуждённый и неотчуждённый). Введём обозначения: ОТ — отчуждённый труд; НТ — неотчуждённый труд; СВ — свободное время.

Устоявшееся (современное) соотношение отчуждённого труда и свободного времени в упрощён-
ной форме можно изобразить так:

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

На рис. 4 мы видим, что свободное время занимает лишь меньшую часть суток (24 ч) по сравнению с трудовым.

Взятое в развитии, данное соотношение «труд/свободное время» образует две противоположные
динамики, обусловленные: в первом случае — (говоря популярно) «капиталистической эксплуатацией», а во втором — «социал-демократическими завоеваниями»:

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

На рис. 5а изображена динамика соотношения «труд/свободное время», при которой свободное
время, вытесняемое трудовым, стремится к сокращению. На рис. 5б изображена динамика соотношения «труд/свободное время», при которой к сокращению стремится трудовое время, вытесняемое свободным.

Нас же волнует вопрос: какова желательная динамика соотношения «труд/свободное время»
при вводе категории «неотчуждённого труда» как желаемого для нас качества труда?


В данном вопросе нас интересуют именно качественные (устранение отчуждения) изменения, варианты количественных трансформаций были рассмотрены на рис. 5.

Категория труда в работах Карла Маркса (семинар)

Как мы видим на рис. 6, здесь возможны 3 варианта:

а) Отчуждённый труд преобразуется в неотчуждённый, свободное время остаётся качественно неизменным;

б) Отчуждённый труд остаётся качественно неизменным, свободное время преобразуется в неотчуждённый труд;

в) Отчуждённый труд и свободное время преобразуются в неотчуждённый труд, формируя (в пределе) целостную, неотчуждённую человеческую деятельность.

ИТОГ

Имеем 5 основных вопросов для дальнейшей проработки:

1. Что представляет собой субъектность труда и что есть общественное благо как характеристика результата труда?

2. Возможен ли действительно субъектный труд в действительной сфере, в сфере материального
производства?

3. Возможно ли устранение отчуждения труда последовательным снятием четырёх отчуждений
(эволюция трудовых отношений), либо же это возможно только одномоментным уничтожением всех отчуждающих труд факторов (революция трудовых отношений)?

4. Что исторически обуславливало возвышение труда, наделение его положительной ценностью?

5. Какова желательная динамика соотношения «труд/свободное время» при вводе категории «неотчуждённого труда» как желаемого для нас качества труда?


Данные вопросы будут разобраны нами в ближайшее время, в рамках следующего семинара. Если у Вас возникло желание присоединиться к нашей работе, можете писать свои соображения в комментариях к данному посту.



Материал подготовлен Николаем Дятловым (активистом движения "Суть времени" г. Красноярск)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://www.youtube.com/watch?v=xxCFA_BJZbo И немного breaking news для мотобратьев от Совета Федерации: http://360tv.ru/news/senator-sovfeda-predlozhil-sdelat-motociklistov-donorami-organov-60808/ ...
Добрый день и всех с праздником Пурим! У меня к вам такой прозаичный вопрос, как вы воспитываете в детях внутренюю мотивацию? Можно ли её вообще воспитать. Объясню, что имею в виду. У меня дочке 6 лет и с горем пополам научила я ее самостоятельно ...
Купил в русском магазине пачку израильской гречки. Обнаружилась также русская нескольких видов, но израильскую мы любим больше по понятным причинам. Нда, рассказал бы мне кто-нибудь пару месяцев назад, что я об этом напишу. Еще купил крупнолистовой чай. Он тоже пропадал, вернулся ...
На улице дождь и мерзопакостно, но Орис утеплился и готов гулять!:) ...
А расскажите, камеру какого бренда вы предпочли, чем пользуетесь? Хочу понять, какие аппараты у читателей этого блога сейчас. View Poll: Какая у вас камера? P.S. Завтра забираю в Olympus беззеркалку E-M1, к ней беру ещё объектив 75/1.8, буду тестировать. Я уже писал о камере в ...