Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы

топ 100 блогов n_dank15.01.2023 Картина Константина Егоровича Маковского «Русалки» (1879 год) Холст, масло. 261,5 x 347 см
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы

Мне всё-таки удалось отыскать описание и отзывы к картине Маковского «Русалки», которые были даны непосредственно с пылу с жару. И это, действительно, очень интересно.




Журнал «Всемирная иллюстрация»  №. 532 17 марта 1879 года. Из описания Седьмой передвижной выставки:

...большая, саженныхъ размѣ­ровъ, картина К. Маковскаго «Русалки» хо­тя и пріобрѣтена для русской школы, но жаль, если русская школа будетъ слѣдовать такимъ печальнымъ урокамъ. Вообразите себѣ громад­ное синее дерево, чуть не до верхушки по одну сторону картины, затѣмъ синее-пресинее небо, потомъ опять синія хаты, церковь и клад­бище по другую сторону картины, а затѣмъ внизу картины, воду, наконецъ осоку и въ за­ключеніе по срединѣ картины – вереницу русалокъ, плещущихся по водѣ и вереницею уходя­щихъ вмѣстѣ съ какимъ-то не то дымомъ, не то облакомъ куда-то въ небо. Нѣкоторыя изъ ру­салокъ въ камышахъ, на сучьяхъ деревьевъ, какъ-то потягиваются, но скорѣе корчатся;
иныя стоять въ балетныхъ позахъ; и одно, что выручило, на нашъ взглядъ, нѣсколько г. Ма­ковскаго, это извѣстный вкусъ, извѣстное
свойственное ему художественное чутье, кото­рое спасло произведеніе отъ степени простой декораціи. Русалки написаны фарфоровыми, но
нѣкоторыя изъ нихъ весьма миловидны и да­же экспрессивны, движенія ихъ полны граціи и легкости, а одна русалка съ рыжими воло­сами можетъ быть названа даже очарователь­ной.

Источник:

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы

Рекламное предложение , опубликованное в журнале «Всемирная иллюстрация» год 1879. Картина Константина Маковского «Русалки»  была очень востребована.

На репродукциях, конечно, никакого синего дерева не разглядеть. Да и на рыжеволосую русалку хотелось бы взглянуть поближе. Картины я не видела.






Наши знакомые. Фельетонный словарь современников 1884 год.
Цитата:
...большая, эффектная картина «Русалки», весьма известная не только любителям, но и ротозеям, лакомым до женского естества в натуре, выбор которого по истине роскошен на названной картине.

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы







Книга о собрании Русского музея. 1903 год
Дозволено цензурою С.-Петербургъ, 30 мая 190З года. Типографія Товарищества М. О. Волъфъ,  С.-Петербургъ, Вас. Остр., 1б лин., д. № 5-7

Дается очень ёмкая характеристика творчеству Константина Маковского. Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества» всегда получали хвалебные отзывы. Но потом что-то пошло не так.
Цитата:
Но не все передвижники остались верными до конца своим традициям. Есть исключения. Одно из самых ярких — Константин Маковский. Вместе со знаменитыми тринадцатью вышел он из Академии, не желая подчиниться её классическим требованиям относительно писания программы на большую золотую медаль. Вместе работал в новой, организованной Крамским, артели. Вместе выставлял на первых передвижных выставках гражданские мотивы в роде «Похорон» и «Балагановъ на масленице»... Но скоро все это надоело Константину Маковскому. Сермяжные герои с их маленьким горем, маленькими нуждами наскучили ему. Не прочувствованные, а навеянные со стороны, народническия тенденции — выветрились. Красивого, блестящего, богато одареннаго Константина Маковского потянуло к нарядной роскоши, потянуло в благоухающие светския гостиные. Он сделался чем-то в роде петербургского Макарта. Начал писать огромные картины из боярской жизни, где его шикарной колоритной кисти был дан надлежащий простор. Начал писать тысячные аристократические портреты, которые нравились «его» публике и сделали ему имя великосветского дамского портретиста. А между тем, скромные небольшие холстики Константина Маковского из народней жизни гораздо выше, и по содержанию, и по мастерству, его огромных макартовских полотен из боярской жизни, где столько же истории, сколько мужицкой правды в жанриках Богданова-Бельского.

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы







Нашла вот такой отрывок из книги воспоминаний художника Константина Коровина (1861 —1939). В общем-то тут не о картинах Маковского, конечно, хотя и о них тоже, стоит прочесть.

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы






По поводу датировки картины Константина Маковского «Русалки» в современных изданиях допускаются ошибки.
Например, в издании 2010 года из серии: Великие художники.

В тексте указан год написания картины «Русалки»: 1897

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы Unbenannt.jpg







Редкая по объективности характеристика К. Е. Маковского содержится в воспоминаниях его сына Сергея Константиновича, известного художественного критика:
«Надо ли повторять, что красивостью не исчерпывается красота и, с другой стороны, что задачи мастерства не сводятся к технической умелости. Ловкость кисти часто во вред живописцу, а не на пользу; виртуозная легкость не дает додумать, а то и выстрадать живописную плоть. Многие холсты отца портит нарядная маэстрия, в особенности — иные портреты светских и несветских красавиц и приторные «идеализованные» женские головки, завоевавшие ему такую обидную популярность».


Для примера приведу две гелиогравюры красавиц Константина Маковского, опубликованных в журнале «Артист» 1891/1893 года:

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы





Критические отзывы звучали и о знаменитой картине «Боярская свадьба» Константина Маковского.

Наши знакомые. Фельетонный словарь современников 1884 год (см. выше):
«Свадебный пир» в старинной Руси, тоже вещь очень эффектная, блещущая колоритностью, яркой пестротой пятен и красивыми женскими лицами, но строгие эстетики и сведущие историки находили в ней много недостатков и очень мало серьезного, уважающего себя искусства.

Картина написана в 1883 году, находится в коллекции музея Hillwood Estate в Вашингтоне.

Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы


Вернулась к картине «Боярская свадьба», потому что нашла забавное описание в мемуарах русского дипломата Петра Сергеевича ​Боткина​ (1865-1933), сына С.П. ​Боткина​.

КАРТИНКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

«В воскресенье я должен был ехать в Нью-Йорк, где я принимал деятельное участие в светском благотворительном спектакле. Меня очень занимала в то время постановка живых картин. Я задался целью воспроизвести в живых картинах творения наших художников — свадебный пир Константина Маковского, между прочим. Задача была не легкая. Тип американской красавицы вовсе не подходит под тип русской красоты, как его изобразил Маковский в своей знаменитой картине. Сарафаны висели на хорошеньких американках, как на вешалках. Мне пришлось каждую из них набивать подушками и футболями, чтобы преобразить худеньких стройных англо-саксонок в русских дебелых красулек... много было забавы с этими живыми картинами...»

Не знаю, что такое футболи, и почему вдруг «дебелых» красулек, но запись забавная. О живых картинах можно почитать здесь:
Картина «Боярская свадьба» Константина Маковского. Сравнение с гравюрой.



Ещё одна ссылка:
Картина Константина Маковского «Хмелем обсыпают». История.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Перед вами постинг для поддержки художнику - начинающему или профессиональному. Рисуйте чаще, рисуйте каждый день - "365 зарисовок" или просто так. Показывайте свои работы в комментариях. Здесь вы можете рассчитывать на восхищение, поддержку, похвалу и, если необходимо, критику. * * * * ...
Казалось бы, при чем здесь Марлен Дитрих? Зал славы рок-н-ролла назвал Queen II «столпом грандиозного агрессивного хард-рока», кто-то называет его «возможно, самый тяжелый альбом Queen», для других второй лонгплей британских рокеров ознаменовал конец первой фазы карьеры группы. Что было ...
Когда-то я спорила с одной своей подружкой, насчет того, что худой и спортивный - это не одно и то же. Подруга уверяла, что главное быть худой. Я же доказывала, что "худая корова еще не газель". Сама подруга ни разу в жизни не занималась ни то, что спортом, но и фитнесом. Да какое ...
8 лет назад когда я еще не была в православие, пошла за крестную к своей соседки, крестили ребенка в греко-католической церкви. Я приходила довольно часто к ребенку поздравляла все как полагается. Потом она развелась со своим мужем и ушла к ...
Взгляд . Куда пропадают люди? В голове не укладываются эти цифры. Как 2000-е начались, так за 100 000 перевалило. Их что, инопланетяне регулярно похищают ради каких-то своих целей????? И еще инфографики оттуда же  А ведь сердечно-сосудистые - это ...