Картины Константина Маковского «Русалки»/«Боярский свадебный пир». Отзывы
n_dank — 15.01.2023 Картина Константина Егоровича Маковского «Русалки» (1879 год) Холст, масло. 261,5 x 347 смГосударственный Русский Музей, Санкт-Петербург.
Мне всё-таки удалось отыскать описание и отзывы к картине Маковского «Русалки», которые были даны непосредственно с пылу с жару. И это, действительно, очень интересно.
Журнал «Всемирная иллюстрация» №. 532 17 марта 1879 года. Из описания Седьмой передвижной выставки:
...большая, саженныхъ размѣровъ, картина К. Маковскаго «Русалки» хотя и пріобрѣтена для русской школы, но жаль, если русская школа будетъ слѣдовать такимъ печальнымъ урокамъ. Вообразите себѣ громадное синее дерево, чуть не до верхушки по одну сторону картины, затѣмъ синее-пресинее небо, потомъ опять синія хаты, церковь и кладбище по другую сторону картины, а затѣмъ внизу картины, воду, наконецъ осоку и въ заключеніе по срединѣ картины – вереницу русалокъ, плещущихся по водѣ и вереницею уходящихъ вмѣстѣ съ какимъ-то не то дымомъ, не то облакомъ куда-то въ небо. Нѣкоторыя изъ русалокъ въ камышахъ, на сучьяхъ деревьевъ, какъ-то потягиваются, но скорѣе корчатся;
иныя стоять въ балетныхъ позахъ; и одно, что выручило, на нашъ взглядъ, нѣсколько г. Маковскаго, это извѣстный вкусъ, извѣстное
свойственное ему художественное чутье, которое спасло произведеніе отъ степени простой декораціи. Русалки написаны фарфоровыми, но
нѣкоторыя изъ нихъ весьма миловидны и даже экспрессивны, движенія ихъ полны граціи и легкости, а одна русалка съ рыжими волосами можетъ быть названа даже очаровательной.
Источник:
Рекламное предложение ↑, опубликованное в журнале «Всемирная иллюстрация» год 1879. Картина Константина Маковского «Русалки» была очень востребована.
На репродукциях, конечно, никакого синего дерева не разглядеть. Да и на рыжеволосую русалку хотелось бы взглянуть поближе. Картины я не видела.
Наши знакомые. Фельетонный словарь современников 1884 год.
Цитата:
...большая, эффектная картина «Русалки», весьма известная не только любителям, но и ротозеям, лакомым до женского естества в натуре, выбор которого по истине роскошен на названной картине.
Книга о собрании Русского музея. 1903 год
Дозволено цензурою С.-Петербургъ, 30 мая 190З года. Типографія Товарищества М. О. Волъфъ, С.-Петербургъ, Вас. Остр., 1б лин., д. № 5-7
Дается очень ёмкая характеристика творчеству Константина Маковского. Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества» всегда получали хвалебные отзывы. Но потом что-то пошло не так.
Цитата:
Но не все передвижники остались верными до конца своим традициям. Есть исключения. Одно из самых ярких — Константин Маковский. Вместе со знаменитыми тринадцатью вышел он из Академии, не желая подчиниться её классическим требованиям относительно писания программы на большую золотую медаль. Вместе работал в новой, организованной Крамским, артели. Вместе выставлял на первых передвижных выставках гражданские мотивы в роде «Похорон» и «Балагановъ на масленице»... Но скоро все это надоело Константину Маковскому. Сермяжные герои с их маленьким горем, маленькими нуждами наскучили ему. Не прочувствованные, а навеянные со стороны, народническия тенденции — выветрились. Красивого, блестящего, богато одареннаго Константина Маковского потянуло к нарядной роскоши, потянуло в благоухающие светския гостиные. Он сделался чем-то в роде петербургского Макарта. Начал писать огромные картины из боярской жизни, где его шикарной колоритной кисти был дан надлежащий простор. Начал писать тысячные аристократические портреты, которые нравились «его» публике и сделали ему имя великосветского дамского портретиста. А между тем, скромные небольшие холстики Константина Маковского из народней жизни гораздо выше, и по содержанию, и по мастерству, его огромных макартовских полотен из боярской жизни, где столько же истории, сколько мужицкой правды в жанриках Богданова-Бельского.
Нашла вот такой отрывок из книги воспоминаний художника Константина Коровина (1861 —1939). В общем-то тут не о картинах Маковского, конечно, хотя и о них тоже, стоит прочесть.
По поводу датировки картины Константина Маковского «Русалки» в современных изданиях допускаются ошибки.
Например, в издании 2010 года из серии: Великие художники.
В тексте указан год написания картины «Русалки»:
Редкая по объективности характеристика К. Е. Маковского содержится в воспоминаниях его сына Сергея Константиновича, известного художественного критика:
«Надо ли повторять, что красивостью не исчерпывается красота и, с другой стороны, что задачи мастерства не сводятся к технической умелости. Ловкость кисти часто во вред живописцу, а не на пользу; виртуозная легкость не дает додумать, а то и выстрадать живописную плоть. Многие холсты отца портит нарядная маэстрия, в особенности — иные портреты светских и несветских красавиц и приторные «идеализованные» женские головки, завоевавшие ему такую обидную популярность».
Для примера приведу две гелиогравюры красавиц Константина Маковского, опубликованных в журнале «Артист» 1891/1893 года:
Критические отзывы звучали и о знаменитой картине «Боярская свадьба» Константина Маковского.
Наши знакомые. Фельетонный словарь современников 1884 год (см. выше):
«Свадебный пир» в старинной Руси, тоже вещь очень эффектная, блещущая колоритностью, яркой пестротой пятен и красивыми женскими лицами, но строгие эстетики и сведущие историки находили в ней много недостатков и очень мало серьезного, уважающего себя искусства.
Картина написана в 1883 году, находится в коллекции музея Hillwood Estate в Вашингтоне.
Вернулась к картине «Боярская свадьба», потому что нашла забавное описание в мемуарах русского дипломата Петра Сергеевича Боткина (1865-1933), сына С.П. Боткина.
КАРТИНКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
«В воскресенье я должен был ехать в Нью-Йорк, где я принимал деятельное участие в светском благотворительном спектакле. Меня очень занимала в то время постановка живых картин. Я задался целью воспроизвести в живых картинах творения наших художников — свадебный пир Константина Маковского, между прочим. Задача была не легкая. Тип американской красавицы вовсе не подходит под тип русской красоты, как его изобразил Маковский в своей знаменитой картине. Сарафаны висели на хорошеньких американках, как на вешалках. Мне пришлось каждую из них набивать подушками и футболями, чтобы преобразить худеньких стройных англо-саксонок в русских дебелых красулек... много было забавы с этими живыми картинами...»
Не знаю, что такое футболи, и почему вдруг «дебелых» красулек, но запись забавная. О живых картинах можно почитать здесь:
Картина «Боярская свадьба» Константина Маковского. Сравнение с гравюрой.
Ещё одна ссылка:
Картина Константина Маковского «Хмелем обсыпают». История.