Карающая рука рынка
Сообщество "Капитализм - преступная формация." — 07.06.2011Мировой финансовый кризис оживил во всем мире интерес к рынку как таковому. Что есть рынок? В чем причина его всесилия? Есть ли альтернатива рынку, и вправе ли государство вмешиваться в рыночные процессы?
Сначала предлагаю определиться с понятиями. В условиях общественного разделения труда люди вынуждены менять произведенные ими товары на товары, произведенные другими людьми. Скажем, если вы на заводе производите одни гайки, то для того чтобы существовать, вы просто будете вынуждены обменять одну часть гаек на хлеб, другую – на молоко, третью – на мясо, ну, и так далее. Таким образом, наряду со сферой производства товаров возникает сфера обмена товарами.
Нам многим рожденным в СССР все «прелести» «директивной экономики» хорошо известны. Достаточно вспомнить «товары местных производителей», которыми были забиты наши магазины уцененных товаров. Так что преимущества рыночной экономики в мирное время, в правовой стране, т.е. в стране, где государство по-настоящему защищает права и свободы граждан, в целом, очевидны. Однако и у рынка есть ряд «подводных камней», которые способны негативно повлиять на развитие, без преувеличения, всей человеческой цивилизации; качество человеческого материала.
Прежде всего, речь идет о возможности продавца устанавливать рыночные коммуникации с покупателем. Это позволяет продавцу путем использования различных современных психотехнических приемов на бессознательном уровне манипулировать поведением потребителя; склонять его к приобретению даже тех товаров, в которых он не нуждается; формировать ажиотажный спрос на различные товары. По сути, речь идет о «программировании» спроса.
Психологи давно установили, что на подсознательном уровне психически здоровый человек всегда устремляется к тем объектам (людям, предметам, местам), которые вызывают у него положительные эмоции. Установили они и то, что в основе психической деятельности человека лежит следующая программа. Если какой-нибудь вызывающий положительные эмоции объект (например, исторический персонаж, киноактер, сказочный герой, бравурная музыка) длительное время соседствует с продаваемым товаром, то положительные эмоции людей начинаются переноситься с этого объекта на продаваемый товар. Этим объясняется неосознанное стремление людей приобретать товары, в рекламе которых используются объекты, вызывающие положительные эмоции. Причем, чем больше эфирного времени потрачено на рекламу какого-либо товара, тем сильнее положительные эмоции у потребителей и, стало быть, тем больше будет желающих приобрести этот товар.
Таким образом, реклама как деятельность, которая, к слову сказать, существует уже не одно тысячелетие, из «двигателя торговли», инструмента информирования покупателей о достоинствах тех или иных товаров превратилась в инструмент «программирования» (если не сказать, зомбирования) потребителей с целью максимизации потребляемых ими товаров.
Другим крайне опасным «подводным камнем» рынка является, как ни парадоксально, свобода конкуренции. Спору нет. Рынок без конкуренции представить себе нельзя. Но есть и другая крайность – сверхконкуренция! Такая конкуренция выкачивает из людей, занятых в производстве, все жизненные силы, лишает их существование всякого смысла. О каком воспитании детей, самосовершенствовании тут может идти речь? Посмотрите, как живут люди в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург! Например, в Москве на дорогу на работу и домой, в среднем, уходит 5-6 часов. То есть за пределами своего дома человек бывает 14-15 часов в сутки. Возникает вопрос, стоило ли появляться на свет, чтобы вести так жить? Невольно приходит на ум название одной нашумевшей в свое время статьи «Остановите Землю, я хочу сойти».
Еще один пример «из этой оперы». Так называемый «глобализм». Когда трудолюбивые «люди-муравьи» посредством международной конкуренции выдавливают с поверхности Земли высокоразвитые цивилизации, существовавшие до этого тысячелетия. С таким подходом к организации мировой экономики через несколько десятков лет на земле останутся только искусственные биороботы (поскольку последние по своей неприхотливости и трудолюбию превосходят даже «людей-муравьев»). Да хозяева этих биороботов! Другим субъектам на Земле делать будет нечего.
Или такой «подводный камень» как свобода продажи товаров. В частности, такая свобода, предоставляющая возможность продажи так называемых «фиктивных товаров» (ценные бумаги, производные финансовые инструменты, приобретаемая в целях использования в качестве инструмента сбережения накоплений инвалюта и т.д.), стала, как известно, одной из основных причин мирового финансового кризиса.
Или такой «риф» как свобода формирования потребителями товарных запасов. Такая свобода, позволяя отдельным покупателям формировать запасы в несоразмерных объемах в спекулятивных или иных целях, может серьезно дестабилизировать товарный рынок.
Правомерен вопрос, какой выход из этой ситуации?
Прежде всего, мы должны себе уяснить, что архитектура сферы обмена сама по себе целью быть не может. Рынок абсолютизировать нельзя. Такая архитектура – лишь инструмент достижения стоящих перед нами целей. Тут принцип должен быть один: рынок для человека, а не наоборот. Мы сами должны «затачивать» архитектуру сферы обмена под конкретную историческую ситуацию, определять степень вмешательства государства в рыночные отношения.
На мой взгляд, нас следует двигаться в следующих направлениях.
Во-первых, необходимо значительно уменьшить количество рекламных материалов на рынке. Для этого следует законодательным путем ограничить размер денежных средств, которые каждая компания вправе затратить на рекламу. На мой взгляд, затраты на рекламу не должны превышать более 1 процента всех расходов компании. Для примера, сегодня доля расходов на рекламу многих компаний (в частности, парфюмерных) нередко превышает 50 %. Уменьшение расходов на рекламу позволит, с одной стороны, существенно уменьшить ажиотажный спрос, «шопоманию». А с другой, – влить в сферу реального производства специалистов, высвободившихся из рекламного бизнеса.
Затем, в целях снижения остроты конкуренции, следует создавать более комфортные условия для отдельных национальных производителей, ориентированных на внутренний рынок. В первую очередь, путем увеличения импортных пошлин на продукцию конкурентов. Кстати, в Японии на рынке риса, несмотря на то, что себестоимость риса тут весьма высока, иностранным конкурентам (скажем, тому же Китаю) особенно разгуляться не дают.
Кроме этого органы власти, религиозные и общественные организации должны проводить широкую разъяснительную работу по борьбе с «шопоманией»; приверженностью местечковой моде, следуя которой, на свалку выбрасывается множество практически новых вещей. Особенно это актуально для Владивостока, где модницы, в отличие от, скажем, западноевропейских женщин, обновляют свой гардероб едва ли не каждый сезон.
Подобных рекомендаций я могу дать еще много. При этом мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что рынок – это не абсолют. Сфера обмена товарами должна служить интересам, как отдельного человека, так и государства в целом. И в этой связи вмешательство государства в рыночные процессы не только возможно, но и необходимо.