Какую тайну скрывает сердце атеиста?
tamarafavor — 27.12.2013Мы достаточно часто сталкиваемся с атеистом, утверждающим, что Бога нет. В процессе общения такой человек может пойти нам на уступки и сказать, что если Он и есть, то пребывает где-то там - в равнодушном "далеко". Равнодушный к страданиям человека, далее идет конкретизация этих бед и никогда не забывают упомянуть о страданиях тех, кто теряет своего ребенка. Вспоминается бунт Ивана Карамазова, ведь его строй мыслей роднит этого героя Достоевского с нашими атеистами. По мнению ученого Игоря Виноградова, он бунтует сразу двумя бунтами. Какими же?
Первый исходит из "эвклидова ума" Ивана, отвергающего "неэвклидову геометрию", по которой Бог устроил этот земной мир. Иван не принимает богословскую позицию, оправдывающую страдания детей, по вине "отцов своих, съевших яблоко". Но отвергая эту позицию, он, тем не менее, ссылается на сердце человеческое, что, мол, сердцу этого не понять. А раз не понять, то и в такую "гармонию" земной жизни входить не желаю и возвращаю Творцу свой билет. Но суть-то в том, что Иван при этом руководствуется не своим "эвклидовым умом", а этическим счетом, корни которого уходят опять же к Богу. Ведь "эвклидов ум" принципиально вне этичен. Ему, говоря словами из сказки, что воля, что неволя - все одно! Так что "секрет" Иванова бунта кроется в его сердце, которое горит огнем совсем иного, неэвклидова мира. Поэтому-то и старец Зосима говорил, что Бог дал Ивану "сердце высшее", способное "горних искать".
И можно сделать очень интересный вывод! Наши атеисты, со своим поиском справедливости и жаждой устроения земного рая, не так уж далеки от Бога. Правда, есть существенное "но"!!! Сердце такого атеиста должно быть неосознанно доброе, ищущее высшего, а значит, Божьего Добра.
Об этой внутренней проблеме ума и сердца хорошо сказал о. Сергий Булгаков в статье "Иван Карамазов как философский тип". Иван - "натура в высшей степени этическая, принужденная отрицать этику, - таков этот чудовищный конфликт". Так что это уже второй бунт, - считает Игорь Виноградов. Бунт, направленный не к Богу, а, так сказать, по обратному адресу: "бунт против тех же, что и в ситуации с Богом, высших этических требований человеческого сердца", но обращенных уже к внеэтической природе низшего, земного, "эвклидова мира".
А вот это замечание ученого помогает в общении с атеистом выйти к конструктивной критике в разрешении этических проблем. К личному опыту отношений с Богом, помогающему в непростой ситуации. И опять одно "но"! Сердце атеиста должно хоть в какой-то мере быть согласно с тем, что существует тот самый иной мир - Божий.
Так что при всем ужасе антропологической катастрофы, произошедшей в нашей стране в XX веке, восстановление человека может происходить по двум направлениям. По праву человеческого ума признавать невозможность жизни, какой мы живем, - в земном аду. И по обязанности человеческого сердца отвечать на призыв Добра. И объединяться с другими людьми, верующими и неверующими, на этом пути ответственности - за устроение "уголков" доброго жительства.
Виноградов Игорь. Полифония истин или полифония Истины? (К постановке проблемы: Бахтин и Достоевский.), доклад. Личность в церкви и обществе / Материалы международной богословской конференции. Москва, 17-19 сентября 2001 г. М. : 2003. С. 371-383. С. 374-376.
|
</> |