Как звездочки оправдали Сталину конструктора

топ 100 блогов picturehistory13.10.2019 Как звездочки оправдали Сталину конструктора

Легендарный создатель истребителей Як - Александр Яковлев вспоминал как над его головой в 1944 году сгустились тучи и одно-единственное фото помогло радикально изменить мнение товарища Сталина. Эта фотография не только спасла Яковлева от опалы, но и весьма неожиданно помогла карьере авиаконструктора.

В 1943 году Яковлев активно работал в своем КБ по созданию более маневренного современного истребителя, получившего впоследствии индекс Як-3. При этом конструктор был вынужден совмещать это с работой в наркомате авиационной промышленности.

Завистники, конструктора, проекты которых были обойдены вниманием, засыпали наркомат и Политбюро жалобами на Яковлева. Якобы, авиаконструктор использовал свое административное положение, чтобы проталкивать самолеты своей конструкции и "зажимал конкурентов" из других КБ.


Як-3 создавался без заказа ВВС, в инициативном порядке. Конструктор рассчитывал, что когда войскам дадут готовую машину с превосходными характеристиками, фронтовые части от нее не откажутся.

Действительно, советские воздушные асы новый истребитель оценили по достоинству. В основе конструкции лежала хорошо знакомая военным летчикам машина Як-1. При этом новый самолет превосходил своего предшественника на порядок.

Конструкторам удалось значительно уменьшить взлетный вес самолета более чем на 300 килограммов. Самолет вышел легче самых передовых истребителей Германии того времени. Это давало очень солидный запас по маневренности в бою.

Кроме того, за счет уменьшения плоскостей самолета и улучшения аэродинамической схемы машины удалось при том же двигателе значительно увеличить скорость истребителя. Получилась грозная боевая машина, с которой непросто было соревноваться даже асам Геринга.

Самолет, пусть и не вполне легально, без полного долгого цикла государственных испытаний, но пошел в серию для фронтовых частей. Недоброжелатели Яковлева тотчас принялись строчить кляузы в ЦК.

Авиаконструктора вызвали в Кремль, в кабинете Сталина его встречала целая комиссия из представителей наркомата и армейских начальников. Вождь принялся зачитывать вслух письмо, о том, что Яковлев поставляет в войска негодные самолеты, опытные экземпляры, как следует не испытанные. Фактически, конструктора обвиняли в прямом вредительстве.

Яковлев выслушал тяжелые обвинения и тут ему пришла светлая мысль, рука сама потянулась к нагрудному карману гимнастерки. Там лежали несколько писем от фронтовых летчиков с замечаниями создателю самолета о том, как воюется на новой машине.

Как звездочки оправдали Сталину конструктора

Яковлев протянул вождю фотографию, присланную ему нашим выдающимся летчиком, дважды Героем Советского Союза капитаном Луганским. На фото летчик стоял, облокотившись на крыло своего Як-3. Весь борт боевой машины покрывали небольшие пятиконечные звездочки - по числу сбитых в бою фрицев.

Луганский - личность легендарная. Воевать начал еще в советско-финскую, был сбит и пришлепал босиком по снегу к своим (унты сорвало при парашютировании). Дважды в воздушных боях, когда заканчивались патроны, таранил вражеские самолеты винтом. Оба раза успешно срубал врагу стабилизаторы и сваливал противника на землю.

После войны Луганский напишет воспоминания "На глубоких виражах", которые лягут в основу культового фильма "В бой идут одни старики".

Как звездочки оправдали Сталину конструктора

Сталин поднес фотографию к свету, сощурился и слегка шевеля губами принялся считать звездочки на истребителе:

- Знаете, товарищи, а ведь товарищ Яковлев нас побил! Есть у него оправдания на наши обвинения. Двадцать четыре крепких оправдания!

Вождь повернулся к авиаконструктору, твердо пожал ему руку и сказал:

- Нужно бы и Вам за такую работу добавить "звездочек на борта". Поздравляю, товарищ Яковлев, с присвоением звания генерал-лейтенанта!

Так без единого слова конструктора в защиту собственной разработки разрешились все жалобы и обвинения в адрес нового самолета.

Капитан Луганский завершил свою боевую карьеру в Берлине, в 1945-м. Количество звездочек на бортах значительно прибавилось. За годы войны он почти четыреста раз вылетал на боевое дежурство, сбил сорок три вражеских самолета.
(с)

См.также:

Истребители Яковлева

Военные конструкторы, прославившие Россию

Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны

"Вы заставляете нас летать на гробах!"

«Я хочу купить истребитель»



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже неоднократно говорил о своем неоднозначном отношении к Алексею Навальному. Мне нравятся многие его начинания и его борьба. Он нравится мне как оратор. У него отличные способности в этом амплуа. Но. Алешенька - это такая же политика, как и все остальное. В нем заинтересованы ...
Отобедав, прошествовал в кабинет, где сев в золоченыя крытыя рытым бархатом креслы, видел послеобеденный сон. Мнилось будто оказался я вновь в восьмидесятых и послан за картошкой, морквой и репчатым луком в магазин на углу Загородного и ...
-------------------------------------------- У, какой дерзкий пацак... А с чего-бы это знаменитый десигнер явно гомосячьей ориентации, вдруг так озаботился "правильным" написанием названий иностранных государств и их городов ? Упоротость 80 левела. Нет никакой "белоруссии" в ...
Понедельник. Утро. Работа. И этим все сказано. Доброго утра всем!!! Быстрого и легкого ...
Почему? Потому что евреи стали наверное первой нацией в современном смысле. Ещё 1000 лет назад. А может, и ранее. Я не хочу читать лекцию про феодализм, просто скажу: ныне все евреи. И ныне евреи не имеют таких сокрушительных преимуществ как хотя бы 200 лет назад. А на Руси - и сто лет ...