Как VW попал под раздачу или 8 маркетинговых уроков от Гринпис
moscowlondon — 03.07.2011 Гринпис тут не на шутку сцепился с Фольксвагеном. Получается довольно красивая драка, которая, я уверен, войдет в учебники по маркетингу, пиару и лоббированию.А началось все довольно безобидно. Чуть ранее VW запустили очень прикольный ролик. Я даже писал про него в своем ЖЖ. Зацените, кто не видел:
А на днях Гринпис в лучших традициях направил всю свою пиар мощь против VW и сделал вот такой "ответ Чемберлену":
VW: the dark side from Greenpeace UK on Vimeo.
Лоеры, правда, подсуетились и Youtube удалил гринписовский аккаунт за нарушение копирайта. Таким образом Lucasfilm с Youtube красиво так переметнулись на темную сторону :))
Ролик теперь показывают на Vimeo. Уж не знаю, что там Vimeo делают такое, но в последнее время они не прогибаются так легко, как Youtube.
Энивей. История не об этом. Хотел свои маркетинговые 5 копеек вставить и написать кое-какие наблюдения - о том, как Гринпис красиво делает свои кампании и почему они такие удачные получаются.
Урок 1. 1 кампания = 1 идея
Гринпис никогда не распыляются в своих кампаниях. Вместо того, чтобы приводить бесконечный список того, что на этой планете не так (а еще котят топят! ой, еще забыли - деревья пилят!!!), они пытаются донести одну простую идею.
Зато обыгрывают ее со всех сторон. Поэтому даже годы спустя эта идея все еще находится в мозгах миллионов.
Довольно простое правило маркетинга. Тем не менее, 95% всех кампаний спотыкаются уже на этом.
Урок 2. Обходных путей не ищем...
Гринпис обычно не церемонятся. Чего хотят сказать, то и говорят. VW - зло? Вперед и с песнями.
Если хотите что-то донести, не надо ходить вокруг да около. Говорите то, что хотите сказать.
Очень часто хорошие кампании умирают на стадии разработки. Идея вроде хорошая, но потом клиент или рекламщики начинают вдруг бояться. А вдруг юристы на нас наедут? А что Баба Нюра подумает про наш бренд? А давайте вместо этого скажем, что не зло, а бяка. Так и получается масса пурги, которая с экранов льется по всему миру.
Урок 3. Успешная рекламная кампания есть социально сетевая власть плюс геймификация всей страны
Это я фразу Ильича про электрификацию всей страны так извратил, если чего.
Пытался показать, что интернет - это все же прикольная штука. Тут шутят, тут веселят и тут много друзей. Поэтому успешная кампания - это в первую очередь юмор, игры и веселье. Особенно если речь идет о кампаниях, рассчитаных на социальные сети и вирусный способ распространения.
Опять же - Гринпис молодцы. В кампании против VW почти все - прикол. На сайте вам предлагается не вступить в зеленые грядки Гринписа, а стать Джедаем, не спамить друзей ссылками на сайт, а рассказывать о межгалактическом восстании и проч.
Урок 4. Грамотный краудсорсинг
Если в основе вашей кампании хорошая и простая идея, народ ее подхватит.
Гринпис хорошо умеют готовить и распространять фотожабы. В 2010 они поработали над логотипом BP.
Сейчас под раздачу попал Фольксваген.
Урок 5. Не забывайте про план Б
Особенно, если рискуете.
В данном случае Гринпис явно шел на нарушения копирайта.
Ежу было ясно, что у VW все ходы на этот случай расписаны. Не успели 2 млн человек посмотреть ролик на youtube, как его подтерли юристы.
Гринпис тут же отреагировал в Твиттере, Фейсбуке и даже прислал имейлы уже подписавшимся Джедаям.
Четко, красиво и с юмором расписали ситуацию, указали на выборочность применения закона (в youtube миллион таких роликов со Звездными Войнами - их VW c Youtube не удалял) и размести на альтернативном источнике.
Урок 6. На чужих крыльях
Если у вас небольшой бюджет, не изобретайте колесо, а используйте чужие бренды, чужие ассоциации. Главное делать это с умом.
Например, вот так :)
Урок 7. Диалог, а не монолог
Сейчас народ пошел такой, что им напрямую хочется общаться. Причем в интернет стиле.
Пока VW подтирает записи "джедаев" на страничке FB и думает, что с этим вообще всем делать, Гринпис во всю общается с людьми, предлагает им новые юзерпики, выводит на всеобщее обозрение лучшие работы и цитаты, предлагает хэштэги и проч.
Урок 8. Процесс - это, конечно, весело, но не забывайте о целях
У каждой кампании должна быть цель. Все ресурсы кампании должны быть направлены на достижение этой цели.
У Гринпис в данном случае целью является оказание давления на VW.
Цифры решают все, поэтому на сайте все построено так, чтобы получить вашу подпись, раздобыть ваш like, перепост или ретвит.
Когда вы подписываетесь на страничку в FB, вас даже попутно спрашивают, не водите ли вы VW, чтобы потом четко на бумажке показать, что, мол, смотрите, 300 тысяч человек подписали, из них 50 тысяч ваши потребители.