"Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов", 2017, Россия


В небольшом городке живёт Виктор Чесноков по прозвищу Чеснок. Работает он на мусороперерабатывающем заводе, у него есть жена и малолетний сынишка, а также друзья и любовница. Бессмысленная жизнь провинциальной гопоты с поисками денег, с вечерами в алкогольном тумане и соответствующем досуге, тот тупик, в котором люди живут по инерции, как чёрт на душу положит. Неожиданно у Чеснока объявляется отец (уголовник по кличке Штырь), безнадёжно больной, но с квартирой, позарез необходимой Витьке, поскольку жить в семье ему уже невмоготу, да и семьи-то, по большому счёту, уже нет, а есть любовница, с которой он мог бы начать новую жизнь. Мог бы, да где им жить? А тут такие перспективы! Дело за отцом, но вот незадача - не торопится тот реализовать Витькины планы, ну никак не умирает. И Витька решает сдать его в дом инвалидов, который оказался за тысячу километров от них. Так начинается путешествие отца и сына. Надо сказать, что Витька Штыря ненавидит и считает его не только виновником самоубийства матери, но и виновником последующей за суицидом его несладкой детдомовской жизни. Ненавидит, не замечая, что сам повторяет путь своего отца по отношению к собственному сыну, маленькому Чесночку. Своеобразное колесо жизни, воспроизводство одной и той же судьбы в последующих поколениях. Можно ли разорвать этот чёртов круг? Ответа фильм не даёт.
Режиссёр, на мой взгляд, вообще не ставил себе такую цель. Просто показана небольшая история с минимумом действующих лиц. По сути, эта метаморфоза одного Витьки Чеснока, поскольку другие персонажи (даже Штырь) какими были, такими и остались. Строго говоря, даже метаморфозы мы не увидели, скорее, это намёк на неё. Лично мне такие сермяжные рассказы без навязывания режиссёром своих оценок и без морализаторства симпатичны сами по себе. Как симпатичен и слегка условный, не доходящий до натурализма стиль подачи материала. Симпатична и камера, да так, что визуальная атмосфера фильма на равных взаимодействует с драматургией. На мой взгляд, слегка фальшивят сцены с криминальным авторитетом и его подручными, но я не могу оценить их достоверность ввиду полной неосведомлённости о нравах в криминальных кругах. Получился такой весенний, не проросший до буйства трав фильм, не вылизанный технологически, но своей незрелой свежестью вполне достойный быть отмеченным мною. Что я и делаю.
=====