Как вы относитесь к скандалу вокруг "Эха Москвы" и Александра Плющева?

топ 100 блогов Сообщество «Политика»10.11.2014

Почему "Эхо Москвы" живо, несмотря на все скандалы

Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев 6 ноября узнал, что уволен. Позднее об этом узнал единственный человек, который мог его уволить согласно Уставу радиостанции — главный редактор Алексей Венедиктов. Распоряжение о расторжении контракта с Плющевым не признают и готовы пойти на принцип — равно как и представители владельца, давшие указание избавиться от журналиста.

История с увольнением (незаконным, спору нет) Александра Плющева с «Эха Москвы» — уникальная и в то же время именно поэтому типично российская. В последнее время у нас в России вообще всё стало такое — в последний раз и в единственном экземпляре.

Благодаря своему с умом и расчётом составленному Уставу родом совсем уж не из нынешних времён «Эхо Москвы» остаётся радиостанцией, где даже при желании совершенно невозможно найти крайнего и назначить «стрелочника». Вернее, роль эту добровольно берёт на cебя главный редактор Алексей Венедиктов.

Он не устаёт говорить, что в его понимании главред должен не обеспечивать передачу давления от владельцев (которые, суфлирует шёпотом из будки Закон о СМИ, вообще не имеют права вмешиваться в редакционную политику), а скорее напротив — амортизировать это давление, чтобы журналисты не «зажимались» и не боялись делать свою работу.

При этом, думается, ни у кого нет сомнений, что Венедиктов в этой своей убеждённости на таком уровне уникален. Конечно, у него немало коллег и соратников, однако фактически он работает не главным редактором «Эха Москвы» — по крайней мере, не просто заполняет своей фамилией имярек этой должности. Ему нет нужды ни перефразировать французского Короля-Солнце, говоря «"Эхо Москвы" — это я!», ни отнекиваться: он работает Венедиктовым, как Гай Юлий Цезарь был Цезарем, а остальные после него — тоже, но с маленькой буквы, в смысле нарицательном.

Первым российским университетом был, как известно, человек из плоти и крови — Михаил Ломоносов. С тех пор прошло немало лет, но вот что-то опять так ведётся, что не огранизации, а конкретные персоны становятся у нас институтами — институтами гражданского общества.

Президент. Лидер левой оппозиции в парламенте. Лидер крайне правой оппозиции в парламенте. Лидер невнятной оппозиции в парламенте. Блогер-разоблачитель, гонимый властью. Опальный эмигрант, готовый вкладывать в будущую страну, в которую сможет без страха возвратиться. Рокер-правдоруб. Витиеватый рокер-философ. Рокер, чья эстетская брезгливость иной раз делает его правдорубом поневоле. Можно долго перечислять сюжетообразующие роли в современном российском обществе, вакантных среди них всё равно нет и не предвидится, и эти люди не высматривают на горизонте молодую шпану.

Не потому, что её нет. Просто поныне твоё большое и трудное дело стоит в России будет стоять лишь до тех пор, пока ты его подпираешь собой подобно атланту. Когда-то, наверное, именно это называлось «Не стоит село без праведника». Конечно, в контексте скандала вокруг Александра Плющева вспоминать именно эту фразу несколько неловко: те, кто уволил журналиста, не имея на это никаких прав и полномочий, туманно ссылаются на попрание им «всех возможных норм морали». (Кто-то кстати вспомнил, что самого Михаила Лесина в 2009 году Дмитрий Медведев уволил за «несоблюдение этики госслужащего».)

Пусть так, только мы в «Собеседнике» как всегда призываем смотреть на проблему шире и обсуждать не людей и не поступки, кто чего сказал и сделал, а идеи. И сколько бы либеральные в массе своей комментаторы «Эха» не склоняли на все лады фразу «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России», невозможно не видеть, что само «Эхо», равно как любое стоящее начинание в России, держится на ком-то конкретном. На ком-то двужильном и харизматичном, со связями и знакомствами, но ещё с принципами и убеждениями. Последние могут быть разными, и относиться к ним можно по-разному, но суть не меняется. Всё, что ещё живо, повторяет структуру управления государством и структуру существования страны, словно фрактал: батька на ногах — и дом стоит, а не будет батьки — и последыши по миру пойдут.

Есть мнение, что такой выморочный вождизм — естественное и единственно возможное состояние доя человеческих объединений. Но есть и мнение, что так устраивать своё дело не нужно ни в коем случае, если только не планируешь унести его с собой в могилу. При условии, конечно, что у тебя есть выбор. Но когда от постоянных попыток найти крайнего и «потянуть за ниточку» приходится защищаться, делая крайним самого центрового, самого страшного и большого, — обычно выбора уже нет.

 Выскажите свое мнение: Как вы относитесь к скандалу вокруг "Эха Москвы" и Александра Плющева?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В аду должны быть отдельные места для двух категорий грешников. Для стоматологов, которые любят задавать вопросы, когда ты сидишь с открытым ртом, а в зубе у тебя жужжит бормашина, и для тех, кто запаивает крышечки минералки так, что ее, сцуко, не откроешь иначе, чем тупо срезав ножом! ...
Как сообщает газета «Коммерсантъ» в статье Ивана Сафронова, Анастасии Веденеевой и Яны Циноевой «Тракторные заводы» разберут на компоненты. «Ростех» разработал новую схему спасения концерна», госкорпорация «Ростех» нашла для проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) нового ...
Есть две причины радоваться этому дню.) Во-первых, сегодня пятница, а во-вторых, завтра выходные)) Ну а мне же сегодня на учебу, правда днём. Так что буду всё утро настраиваться на рабочее настроение.)) ...
Живой кто есть? Тут от компьютер чаллендж вопросик имеется. Вот смотрите. У меня, ну, тоись у этой компьютер чаллендж есть телефон андроид. Если важно - Самсунг Галакси. И вот я, тоись компьютер чаллендж, делает фотографии этим чудом техники и ...
Совет Фонда кино решил поддержать фильм "Повелитель ветра", над которым работает Фёдор Бондарчук. Фильм будет рассказывать о путешественнике Фёдоре Конюхове, а точнее об одной из его кругосветок, которую он совершил на воздушном шаре. Кто будет играть известного путешественника ...