Как Советская власть создала современные города
anlazz — 23.11.2025
Еще раз напомню указанный в прошлом посте момент: то, что советская
символика, советская топонимика до сих пор остается доминирующей на
постсоветском пространстве связано - прежде всего - с тем, что это
самое пространство было сформировано именно в советское время. До
этого тут было нечто иное - то, к чему мы не имеем практически
никакого отношения. По крайней мере, если рассматривать города и
"городской образ жизни". Да, разумеется, какая-то часть от этого
"иного" вошла в "советский вариант" - но при этом не она определила
последний.Иначе говоря, без "советского периода" мы имели бы совершенно иную "топологию" современного российского городского пространства как минимум. (Как максимум - вообще всей жизни, как таковой.) Если кто сомневается, то пусть посмотрит на ту же Индию - страну, которая находилась примерно в том же состоянии, нежели Россия до Революции.(То есть, имела огромную массу крестьянского населения, небольшое число "европейско-модернизированных городов", и некоторое количество "традиционных городов". Там переход к урбанизованному состоянию - кстати, еще не завершившийся - происходил (происходит) там по схеме: "мегаполисы-трущобы". То есть, населением концентрировалось (концентрируется) в нескольких супергородах - вроде Дели и Мумбая (Бомбея), вокруг которых широко разрастались псевдорайоны "трущобной застройки".
То же самое происходило и в Латинской Америке или Африке - в общем, везде, кроме Европы и США. В том смысле, что везде на периферии империалистического мира урбанизация происходила - и продолжает происходить - через сверхрост немногих "городских центров", которые наполняются избыточным населением, живущим за счет случайной занятости. (В лучшем случае - пособий.) В то время, как более-менее "равномерная" модель, когда развиваются небольшие и средние города - в которых население занимается стабильной производительной деятельностью - оказывается присущей исключительно империалистическому ядру. Странам, находящимися на вершине империалистической пирамиды.
Почему так происходит - понятно. В том смысле, что мегаполисы Третьего Мира - это "центры связи с ядром". Это - "вторичные паразиты", которые "отъедают" пусть небольшую, но часть идущих "в ядро" богатств, за счет чего по сути и существует некоторая "вестернизированная прослойка" лиц, "сидящих на потоках". В свою очередь, эта "прослойка" своими объедками кормит значительную массу обитателей трущоб которые в условиях массированного перемещения ресурсов на Запад теряют все остальные возможности существования. (В частности, возможность заниматься крестьянским трудом - как ранее.)
Итог см. выше. В том смысле, что появляются "вестернизированные центры" с небоскребами, витринами гипермаркетов и бутиков, с потоками роскошных машин, с театрами и кинотеатрами, музеями и картинными галереями, спортивными сооружениями мирового уровня, со скверами (оные, впрочем, быстро загаживаются) и многочисленными "фестивалями" - и сопутствующие им бесконечные трущобы-фавелы по окраинам, построенные из говна и палок (в смысле, профнастила и гипсокартона), без коммуникаций, без медицинского обслуживания, без образования но зато с наркотиками и проституцией. Это - "естественный" путь всех стран, за исключением тех, что попали в указанное "ядро". (Хотя нет. И в "ядре" трущобизация со временем становится неизбежной. Но в данном случае это не важно.)
Конечно, Российская Империя в 1917 году еще не была окончательно "периферизированной страной", она еще сохраняла некую "самостоятельность". Но указанные процессы тут УЖЕ шли. (Например, все современные отрасли тут УЖЕ были в руках иностранного капитала). Что УЖЕ начало формировать указанную выше картину. Например - как не раз говорилось - тот же Петербург "надувался" просто неприличным образом: в 1890 году там жило 954 тыс. жителей, в 1914 уже (УЖЕ) 2 млн. 73 тысячи человек! (Более, чем в 2 раза за четверть века!) Правда, в связи с особенности грунтов строить небоскребы тут было невозможно, но все остальные признаки "вестернизации" - начиная с уличного освещения и заканчивая массой театров - в городе уже были.
Были и нарастающие ряды бараков по окраине, которые в будущем должны были разрастись в трущобы. (Впрочем, следы классической "трущобизации" в Питере уже наличествовали.) То же самое относилось и к Москве (0,9 млн. и 1,7 млн. человек) или, скажем, к Одессе (340 тыс. и 505 тыс. человек). То есть, нет никакого сомнения, что без Революции Россия пошла бы "по индийско-бразильской схеме". (Наши ультразападники любят, кстати, акцентировать внимание на "небоскребной части" тогдашних городов, правда, "трущобные части" опускают. Однако именно последние выступают нормой жизни для большинства населения.)
Но 1917 год резко изменил картину. В том смысле, что теперь возможности "присосаться к потоку" не стало - ну, некоторая часть смогла это сделать на "местном уровне", но она была много меньше, нежели в империалистическом уровне - и пришлось ... ну да, надеяться только на созидательный труд. То есть, на работу на заводах и фабриках. (Которые стали много важнее, нежели театры, бутики и фестивали!) Отсюда - переход на "ядерную модель урбанизации", согласно которой идет увеличение не мегаполисов, но средних и мелких городов.
Отсюда вытекает и примерно одинаковая скорость роста всех городских поселения - условно в 5-10 раз за 70 лет - в отличие от "мегаполисной модели". Кстати, пресловутая Москва выросла за это время "по минимуму": в 3,5 раза, с указанных 1,7 млн. до "канонических" 6 млн. человек. А вот тот же Нижний Новгород за это же время вырос в 14 раз: с 111 тыс. человек до 1,4 млн. человек, Екатеринбург - в 13 раз с 110 тыс. до 1,3 млн. человек. Т.е., эти города в гораздо - очень сильно гораздо!- большей степени имеют право именоваться Горьким и Свердловском, нежели дореволюционными названиями!
Кстати, пресловутый Петербург же вообще "поднялся" всего в 2,4 раза - с 2,1 млн до 5 млн. человек. То есть, еще меньше, нежели Москва. (Потому, что в 1900 годах он - как уже было сказано - оказался слишком "раздутым".) Ну, а самое главное - пресловутые "трущобы" в России так и не возникли. Скорее наоборот: Советская власть старалась не допустить даже начала их образования, ведя очень жесткую политику контроля за перемещением населения. А главное: распределяя градостроительную политику так, чтобы обеспечить развитие именно что средних и малых городов вместо сами понимаете, чего. (Если кто не понял - вместо мегаполисов, окруженных трущобами.)
То есть, еще раз: наша страна "в городском плане" создана исключительно Советской властью, именно она построила тот базис, вокруг которого мы до сих пор живем. Базис, основанный на "среднем и небольшом городе" с развитым производством, базис, который предполагает наличие "необходимого минимума" (коммунальные услуги, образование, медицина) в противовес "фавелам". Которые есть результат опоры НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР человека. (Еще раз: никто не загоняет людей в трущобы - туда едут сами. И выбирают наркотики и бандитизм исключительно САМИ. Добровольно.)
Поэтому пока Россия сохраняет данную схему расселения - а она, по большей степени, сохраняет, хотя конечно, в последние 30 лет на нее идут постоянные нападки - она может считаться наследующей именно что Советской власти со всеми вытекающими последствиями. А это - в свою очередь - означает, что именно советские деятели, начиная с Владимира Ильича Ленина выступают ТВОРЦАМИ современных российских городов. Как бы это не звучало парадоксально. И обязательная "улица Ленина", которая наличествует в каждом российском городе - это лишь выражение указанного момента. (Можно даже сказать, что если бы не было "улиц Ленина", то не было бы городов в современном смысле.)
P.S. Ну, а про то, что происходит сейчас - вс 1990 годов - надо говорить уже отдельно. Хотя и так понятно, что тут идет "возврат к исторической норме", при которой небольшие и средние города хиреют, а Москва и Питер раздуваются в необычайной скоростью. Правда, "прочность" советской системы оказалась настолько велика, что даже сейчас массовой "трущобизации" не наблюдается. (Хотя попытки ее произвести - через тот же завоз мигрантов - продолжаются до сих пор.)
|
|
</> |
Современные комплексные IT решения для бизнеса: автоматизация и развитие
Жизнь опережает мечту
Достоевский 204
После атаки
*
В июле
Мандаринки...
просто так
«Сын лейтенанта Шмидта»: граф фон Шлик или князь Шляховский

