Как раб американского художника, Моисей Уильямс сделал художественную карьеру
tanjand — 21.02.2018В истории американского искусства есть любопытные страницы. Вот одна. Когда-то написанные Чарльзом Уиллсоном Пилом, жившим в 1741-1827 г., - а он был знаменитым художником эпохи Революции, известным десятками изображений Джорджа Вашингтона, могли стоить более ста долларов. Сумма огромная, несопоставимая с сегодняшней сотней. Он продавал их через галерею музея, а в дальнем конце зала с портретами его кисти висели портреты, вырезанные из бумаги, которые продавались всего за восемь центов.
Посетители могли заказать свой, и тогда их силуэт увековечивал раб, афроамериканец Моисей Уильямс. В течение двух десятилетий он произвел тысячи профилей силуэтов, четко передавая точный наклон лба и объём губ, используя только два листа бумаги.
Бумага Уильямса быстро стала привлекательностью, которая способствовала посещаемости музея - многие посетители приходили посмотреть сначала на его работу, а затем на произведение Пила. В те времена искусство ценилось не меньше, чем сегодня – это была пора с бедными визуальными впечатлениями. Кино, цветная фотография, яркая цветная печать еще не родились и не заполнили жизнь обывателей.
И удивительные, точные портреты, вырезанные рабом, восхищали, да и были по карману.
Моисей Уильямс, Анжелика Пил Робинсон , после 1803 года. Художественный музей Филадельфии.
Но почему их работы продавались в одном месте? Ответ лежит в их связи, а она была сложной.
Рожденный в рабство около 1775 года, Уильямс младенцем был продан Пилу в качестве в частичной оплаты за портрет владельца плантации в Мэриленде.
РЕМБРАНДТ ПИЛ
Рубенс Пил с геранью , 1801
Масло на холсте
Родители Уильямса, Люси и Скарборо, также были частью сделки, и есть свидетельства того, что Пил не раз получал рабов как гонорар за произведения искусства или уроки рисования.
Позднее родители Уильямса были освобождены по Закону Пенсильвании о постепенном упразднении рабства - закон, принятый в 1780 году, когда в 28 лет освобождались рабы, в результате чего 11-летний мальчишка Уильямс остался в доме Пила среди 17 детей художника.
Из 17 детей неизбежно кто-то был его ровесником, а это Рембрандт Пил (который стал потом портретистом).
РЕМБРАНДТ ПИЛ
Майкл Анджело и Эмма Клара Пил , ок. 1826
Масло на холсте
Папаша Пил обучил своих родных детей, и они стали первой художественной династией Америки, он даже назвал их как великих художников, Питер Пауль Рубенс, Тициан, Рафаэль, Софонисба Ангиассола и Анжелика Кауфман.
Уильямсу не светило такое же образования.
САРА МИРИАМ ПИЛ
Портрет Корнелии Мандевилль , ок. 1830
Масло на холсте
Вместо того, чтобы научить его рисовать, Пил дал мальчику физиогнотезу - устройство, которое прорисовывало контур лица на листе бумаги, после чего его можно было вырезать.
В 27 лет Уильямс был освобожден, за год до юридически законного основания, именно с предложением использовать его приобретенные навыки для создания магазина силуэта в Музее Пила (где он также иногда помогал с таксидермией, и с продвижением выставок, рисовал билеты).
Моисей Уильямс, входной билет в музей Пила , 1794.
Моисей Уильямс. Рубенс Пил (1784-1865) , после 1803 года.
Моисей Уильямс, Рафаэль Пил (1774-1825) , после 1803 года.
Моисей Уильямс, Чарльз Уиллсон Пил (1741-1827), после 1803 года. Художественный музей Филадельфии.
Силуэты считаются низшей формой искусства. Сын Пила Рембрандт, который писал, но и делал силуэтные портреты, перечислил различия. «Профили, вырезанные физионотравкой, силуэтами и карандашными эскизами, а также дагерротипы и фотографии, все имеют свои относительные достоинства; и не следует их презирать», - писал он в статье журнала 1857 года. «Задача портретиста - совсем другое дело - умение, вкус, ум и суждение».
Анри Матисс
Голубая обнаженная II , 1952
Музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
Прошло больше столетия и произведения из бумаги достигнут прекрасного художественного статуса. Красочные бумажные формы, созданные Анри Матисом в конце его карьеры, сегодня считаются мастерскими, как и его картины на холсте.
Работа современной афроамериканской художницы Кары Уокер
Это, конечно, слишком поздно для Уильямса. Появление фотографии в начале 1840-х годов в конечном итоге превратило его профессию в устаревшую. Он разорился, и. чтобы получить профессиональное обучение, он продал двухэтажный кирпичный дом, который изначально приобрел.
Сегодня оставшиеся бумажные профили Уильямса - небольшое его наследие. И несколько из этих силуэтов снова делят галерею с портретами Пила - только на этот раз они обрамлены и установлены бок о бок.
Работа современной афроамериканской художницы Кары Уокер
ЧАРЛЬЗ УИЛЛСОН ПИЛ
Портрет Александра Гамильтона (1757-1804) , ок. 1780
Акварель на слоновой кости.
|
</> |