Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

топ 100 блогов levik17.09.2017 Если представить себе среднестатистический чайнатаун в крупном городе Северной Америки (и не только), то в нём обязательно будут элементы того, что принято считать традиционной китайской архитектурой. Крыши многих зданий будут сделаны в форме пагод, а вход в этнический квартал украсят воротами Пайфан:

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

И мы воспринимаем это как должное - все привыкли к такой архитектуре у китайцев, и никто не видит в этом ничего особенного. Однако, представьте себе, что итальянский район будет состоять исключительно из пизанских башен, а каждый второй дом на Брайтоне будет похож на собор Василия Блаженного. Получится какой-то абсурд! Однако почему-то нас абсолютно не смущает, что китайские кварталы наполняются устаревшей архитектурой преимущественно религиозного направления. Как это вышло? Виновником этого тренда можно считать Сан Франциско.

Вот многоэтажное здание в центре китайского района этого калифорнийского мегаполиса - тут расположен торговый центр:

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Как видите, оно стилизовано под пагоду, несмотря на то, что традиционно пагоды были религиозными зданиями - нечто вроде храма. Да что там торговый центр! Даже общественный туалет в чайнатауне Сан Франциско косит под небольшой китайский храм!

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Если вы попадёте в Гонконг, откуда приехала большая часть китайского населения СФ, вы увидите там абсолютно другую, более современную архитектуру. Так почему же в диаспоре китайцы живут среди таких пародий на собственный стиль из прошлого?

Как оказалось, это их хитрая задумка!

Чайнатаун Сан Франциско образовался в XIX веке - рабочие и торговцы из Китайской Империи приезжали в Калифорнию, чтобы построить здесь новую жизнь. Многие работали на железной дороге, которая соединила страну во второй половине 1800х. Эти иммигранты плохо знали английский, и поэтому кучковались в нескольких кварталах города. Здания чайнатауна ничем не отличались от обычных кварталов Сан Франциско - это были небольшие дома в Викторианском стиле.

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

В то время расизм был в порядке вещей, и белые американцы считали своих новых китайских соседей людьми низшего сорта. Местные законы запрещали им селиться за пределами нескольких кварталов чайнатауна. Эта территория считалась остальными горожанами местом преступности и разврата - легенды о том, что каждый второй дом здесь прячет или бордель или притон для опиумных наркоманов ходили по городу.

В Сан Франциско даже появились гиды, которые за небольшие деньги готовы были взять белого человека на экскурсию экзотических пороков востока - любопытным клиентам показывали сцены греха, которые возможно, в некоторых случаях были инсценированы специально чтобы их впечатлить.

Короче, чайнатаун считался неблагополучным районом, по недоразумению оказавшимся в самом сердце быстро растущего города. Власти Сан Франциско начали подумывать о том, как бы выселить китайцев с лакомного кусочка земли, и отдать его "правильным" (белым) американцам.

И тут, в 1906 году в городе случилось сильное землетрясение, от которого начались пожары. В те времена пожарные имели обычай взрывать дома, чтобы предотвратить распространение огня.

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Если богатые белые районы города довольно успешно тушили водой, то на китайские кварталы, пожарные не жалели динамита. Можно сказать, что они переусердствовали - в результате их работы, и самих пожаров, в чайнатауне были разрушены почти все здания.

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Власти города тут же нарисовали новый генплан, который предусматривал переселение китайцев из центра города далеко на его юго-восток, в район Хантерс Пойнт. Разумеется, китайской общине этот план ни капельки не понравился! Они даже попросили супругу китайского императора ходатайствовать в свою пользу. Но все их протесты игнорировались до тех пор, пока самые важные китайские купцы города не заявили, что в Хантерс Пойнт они переезжать не собираются, а если власти Сан Франциско так хотят выселить их из центра, то они могут переехать и в другой город на тихоокеанском побережье США. Например в Сиэтл, где пожар, уничтоживший город уже пробушевал несколько лет назад.

Сан Франциско был портовым городом, которому торговля с Китаем приносила немалые доходы, и местные власти быстро прикинули, что переезд китайцев в Сиэтл приведёт к потере этой прибыли. Так что перед лицом такой серьёзной угрозы китайцам решили уступить, разрешив им отстроить чайнатаун на том же месте.

Но как его отстраивать? На этот счёт у крупного торговца Лук Тин Эли была идейка. Он нанял архитектора и инженера, и поручил им построить здания в стиле традиционной восточной архитектуры. Любопытно, что нанятые купцом строители никогда не бывали в Китае, а о его строительном стиле знали только из старых иллюстраций многовековой давности. То есть, они построили район таким, каким представляли в то время себе китайские здания люди, никогда не бывавшие в Китае.

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Этот хитрый план сработал на ура! После того, как китайский квартал приобрёл китайский (в понимании белого человека) внешний вид, он тут же превратился из неблагополучной дыры в манящую, экзотическую достопримечательность. Белые американцы стали заезжать новый чайнатаун чтобы посмотреть на диковинную архитектуру далёкой Азии - не важно, что в самом Китае так уже давно не строили.

Район ожил, стал центром коммерции и народных гуляний. Китайцы поняли, что культивируя свои традиции и эстетику, они могут привлечь на свои улицы богатых горожан, готовых стать клиентами их бизнесов.

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

Вскоре вслед за Сан Франциско, чайнатауны других городов стали повторять этот фокус с традиционной архитектурой. Вот, например, традиционные ворота пайфан на въезде в чайнатаун Ванкувера:

Как придумали архитектурный маркетинг Чайнатаунов

(Кстати Ванкувер китайцы уже захватили.)

Этот феномен распространяется в не только в Северной Америке. Даже в самом Китае, власти начали строить не только фальшивые исторические здания, но и целые города - там это делается, чтобы привлечь внутренних туристов.

Так что в следующий раз вы увидите в каком-нибудь чайнатауне новодел построенный под китайскую пагоду знайте, этот "традиционный" стиль был разработан американцами, которые никогда не бывали в Китае!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сегодня стало известно из уст представителя министерства нефти Ирака Асыма Джихада - Ирак повышает объемы добычи и экспорта черного золота для того, чтобы компенсировать потери экономики от мирового падения цены на нефть. Наращиваемые объемы касаются исключительно поставок на экспор ...
Плацкарт с биде и шлангом и обзор нового поезда " Екатеринбург-Москва. В нем вы не останетесь с грязной попой. 2 Это была моя вторая поездка в Москву, и она была уже с другим психологическим настроем-я уже знала, что у меня нет опухоли и все хорошо, и просто поехала забирать ...
В первые годы советской власти такие полководцы, как Суворов, отнюдь не пользовались популярностью и именовались не иначе как «золотопогонниками». Многие в руководстве страны, например, Бухарин, считали, что всех деятелей дореволюционного времени надо показывать исключительно в ...
.  В случае выхода России из Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в страну будет немедленно возвращена смертная казнь. Поскольку мораторий на "узаконенное убийство" был принят при присоединении РФ к этому совещательному органу, он потеряет силу при разрыве соглашений с ...
А у меня сегодня уже к обеду была полностью собранная кухня! Полностью! :) А к вечеру еще и стол со стульями, и доделаны все остальные мелочи. И вот что я вам скажу: Моя кухня просто супер! Она прекрасная, она яркая и строгая одновременно. Она - ...