Как появилась цивилизация — 4
okhotshiy — 05.06.2022III. Метаморфозы модели.
Ещё раз, сперва, каждая женщина возделывала свой «садик Адониса» на
свой лад. Однако, постепенно среди них выделились более
«удачливые», чьи клумбы или корзинки цвели и колосились лучше, гуще
чем у других. Менее «удачливые», стремились из тех же магических
соображений (уже контагиозной магии) держать свою корзинку рядом с
её корзинкой, «заразить» свою корзинку плодородием. При этом,
конечно, обменивались опытом удачного ухаживания за растениями.
Постепенно ряд отдельных корзин превратился в коллективный
палисадник (средний мезолит).
А ещё позже — в общественные поля, возделываемые сообща (верхний мезолит).
Если в нижне-мезолитических "садах Адониса" могло оказаться любое растение, то в верхне-мезолитических использовались уже определённые культуры, дающие наибольший эффект. Но и они возделывались всё ещё не ради полных закромов зерна, а исключительно всё с той же целью — методом имитативной магии стимулировать плодородие дикой природы. Именно растения, выращенные в этих корзинках, стали считаться телом божества, и выделяться из всей остальной флоры. И чтоб посадить именно его семя, это семя необходимо было собирать и хранить. По аналогии родилась идея, что можно собирать впрок и другие плоды, уже дикой природы (например, грибы, ягоды). Сообщества, перешедшие на такую практику, у антропологов получили название "собиратели урожая"; именно из этого времени русская сказка "Как Царь Горох с грибами воевал".
Незаметно шла селекция, росли урожаи "магических" культур, люди привыкали к их употреблению при имитации еды. Мистерия плодородия обязательно должна была содержать такой элемент как имитация еды, пира. Ведь ради этого все действа и совершались. Это с тех пор сохранилась традиция лепить из теста различных пряничных животных и людей как замену жертвоприношения животных и людей.
Весь мезолит плоды "садов Адониса" употреблялись исключительно
на мистериях плодородия; сперва как имитация еды, затем как
причащение телом божества. Но ни как именно еда.
У "собирателей урожая" резко поменялась психология, для них важны
стали только места сбора важнейших продуктов и возделываемые поля.
Остальная территория перестала быть принципиальной. Началась эрозия
института табу на землю. Пошёл обмен, и начали возникать союзы
человеческих коллективов. Именно в процессе объединения вследствие
эрозии института табу на землю стали возвышаться одни боги и
(Адонисы, Зевсы, Осирисы и пр.), другие же переходили в разряд
божеств более низкого ранга, или спутниц и спутников богов. К
неолиту женщины уже сообща засеивали одну общую, но ещё магическую,
пашню, и сообща собирали общий, так же магический, урожай.
|
</> |