рейтинг блогов

Как обрабатывать пленочные фото?

топ 100 блогов pavel_kosenko08.01.2017 Многие фотографы, начав снимать на пленку, задаются одними и теми же вопросами. Что такое истиный пленочный цвет? Бывает ли пленочное фото без обработки? Нужно ли обрабатывать пленочные сканы? Если да, то как именно и в какой степени? С этими и некоторыми другими вопросами я предлагаю разобраться в этой статье.

Старался как можно короче, но совсем коротко не получается. Слишком много базовых принципов работы с пленкой и фотографическим изображением вообще затрагивает поднятая тема. Поэтому сначала будет много букв, а потом, в конце — пара примеров. Можно было бы просто показать примеры, но без букв будет непонятно, почему именно так и можно ли иначе.

Полагаю, эта заметка будет любопытна как пленочным, так и цифровым фотографам. Пленочные могут найти ответы на конкретные вопросы, с которыми сталкиваются постоянно. Цифровые — познакомиться с аналоговыми принципами обработки фотографий, принимая во внимание которые, можно улучшить и фотографии цифровые. А может быть и нет, решать вам.

Прежде всего вспомним, что пленка бывает разных типов — цветная, ч/б, негатив, слайд. Каждый тип пленки предназначенен для своих задач и, соответственно, предполагает разные подходы по обработке материала.

Обратите внимание, слово «обработка» для пленки появляется уже на этапе ее проявки. Одну и ту же пленку мы можем проявить по-разному: в разных проявителях, разное время, с разной температурой, степенью агитации (активностью перемешивания) и т.д. Более того, мы можем изначально снимать под будущую нестандартную проявку — например, экспонировать пленку с неродной чувствительностью в случае классических Push/Pull процессов. Или проявлять по неродным стандартам, в так называемых cross-процессах. Можем снимать со светофильтрами и производить огромное количество других действий, которые будут влиять на итоговый результат.

Если готовить полноценный материал на тему обработки фотопленок, то выйдет многотомная книга, поэтому я постараюсь максимально упростить эту статью, следуя за основной мыслью. Даже такой важный аспект по работе с пленкой, как Push/Pull, сейчас мы пока опустим, ограничившись лишь его упоминанием (возможно, как-нибудь я напишу об этом отдельную заметку).

Итак, рассмотрим основные типы пленок:

1. Негативная ч/б фотопленка (D-76)
2. Позитивная ч/б фотопленка (встречается редко, процесс проявки описан здесь)
3. Негативная цветная фотопленка (C-41, ECN-2)
4. Позитивная цветная фотопленка (E-6)

В скобках условно указаны основные процессы проявки. Условно, потому что, например, Д-76 строго говоря не является процессом, так называется самый распространенный проявитель для черно-белых пленок. Кроме этого, широко используются и другие — Родинал, Пирокат, Микрофен, АКФФ, DK-50, Жана Фажа, Diafine, HC-110 и пару десятков других. Если вам ничего не говорят эти названия, не пугайтесь — скорее всего, они вам не пригодятся. Вполне достаточно знать магические символы D-76, которые обозначают проявитель, используемый в качестве основного в подавляющем большинстве фотолабораторий во всем мире. И который вы сможете купить практически в любом фотомагазине, причем стоит он совсем недорого. Почему используется в основном именно он, опять-таки, углубляться сейчас не будем. Если кратко, то считается, что он дает наиболее стабильные, качественные и прогнозируемые результаты (что близко к правде). Остальные проявители используются, как правило, для спецзадач.

Прежде, чем перейти к вопросам компьютерной обработки сканов, необходимо разобраться с тем, какие задачи решают те или иные пленки. В данном контексте будет иметь принципиальное значение обращаемость пленок.

1. Негативные фотопленки (ч/б, цвет). Предназначены для оптической печати фотографий на светочувствительной фотобумаге в темной комнате с помощью увеличителя. Конечным результатом съемки на негативную пленку является фотографический отпечаток.

2. Позитивные фотопленки (ч/б, цвет). Позитивные пленки также называют обращаемыми или слайдами. Ключевое использование — демонстрация изображений на проекторе. Таким образом позитивная фотопленка сама по себе является конечным результатом съемки.

Кроме этого, есть еще негативные и позитивные кинопленки, задачи которых несколько отличаются от фотопленок, но в целом преследуют те же цели. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать подробно.

Принципиально важно то, что любые негативные фотопленки требуют интерпретации, то есть печати в темной комнате. Как минимум мы выбираем экспозицию при печати (насколько светлее/темнее получится фотография) и другие параметры. Какие именно, рассмотрим ниже.

В отличие от негативных, слайдовые пленки не требуют интерпретации, т.к. сами по себе являются носителем финального изображения. Вместе с тем, даже при демонстрации таких пленок мы можем влиять на конечную картинку, как минимум с помощью яркости и температуры лампы проектора (а иногда и светофильтрами), контрастностью освещения в помещении и т.д. Однако, в гораздо меньшей степени, чем в случае интерпретации негативных фотопленок.

Если проводить параллели с цифровой фотографией, то вполне можно сравнить негативную пленку с форматом Raw (требует интерпретации), а позитивную с форматом JPEG (готовое изображение). Понятно, что на самом деле и Raw-файлы можно обрабатывать минимально, например, по умолчанию. И JPEG можно обработать так, что от исходной картинки ничего не останется. Но сейчас речь идет не о возможностях обработки, а об изначальных задачах носителей изображения.

Здесь напрашивается длительное отступление о принципах экспонирования негативных и позитивных фотопленок. Аналогичные принципы используются в цифровой фотографии при съемке в Raw/JPEG, хотя цифровое изображение и ведет себя иначе. Однако, боюсь, статья итак постоянно пытается разрастись. Делаю над собой усилие и снова загоняю повествование в базовое русло. Скажу лишь кратко, что для получения качественного изображения на негативе обычно экспонируют по теням (а не по светам, как при съемке на цифру), а на слайде наоборот, по светам (а не по теням). Пусть будет пока упрощенно до такой стемени, ибо любое другое утверждение потребует от меня слишком развернутых пояснений.

В современном мире нельзя упускать из внимания и так называемый гибридный процесс, когда пленки сканируются, а затем обрабатываются в Фотошопе. Такой подход к обработке фотопленок вполне имеет право на существование, и его нельзя упускать из внимания. Финальным результатом такой съемки является цифровой скан, который можно демонстрировать на проекторе, мониторе компьютера, в интернете, а также печатать цифровыми и комбинированными способами — струйная печать, цифровая фотопечать, офсетная печать и т.д.

Именно о таком скане мы и будем говорить дальше, поскольку именно обработка сканов интересует современных фотографов больше всего. Бывает ли скан «как на пленке», без обработки? Нужно ли обрабатывать скан? Если да, то как? В какой степени? Как вообще получить хороший скан?

Для упрощения материала предлагаю опустить из внимания процессы проявки, и начать сразу со сканирования. Будем считать, что мы вполне довольствуемся стандартными процессами проявки, упомянутыми выше (в подавляющем большинстве случаев именно так и происходит).

Итак, мы принесли пленку в лабораторию или проявили ее дома сами. Обычно дома проявляют ч/б и очень редко цвет, т.к. это сложно и трудоемко. Но большинство фотографов (включая меня самого) проявляет пленки в лаборатории. Что делать с пленкой дальше? Если предполагается печать на фотоувеличителе, то понятно. А если мы хотим получить скан?

Здесь напрашивается еще одно длительное отступление относительно преимущества использования слайдов и негативов для разных задач, разницы во входных и выходных динамических диапазонах, форматов пленок (узкие, среднеформатные, листовые), относительности чувствительности ISO и т.д. Но и это мы оставим для отдельной статьи.

Самое важное, это определиться с нашими финальными задачами. Если предполагается работа со сканом и далее цифровая печать, вы можете делать с пленочным изображением что угодно. Независимо от того, снимаете вы на негатив или на слайд. Вплоть до того, чтобы изменить его до неузнаваемости, совместить с 3D-рендерингом и т.д. Но чем дальше вы зайдете с обработкой, тем меньше у вас останется шансов напечатать вашу фотографию оптическим способом.

Если же сканы для вас играют роль превью и предварительной демонстрации отснятого материала, а в качестве основного результата вы рассматриваете аналоговый отпечаток (как, например, часто происходит в случае галерейной и музейной печати), то при обработке скана важно ориентироваться на возможность ее повторения потом при печати в темной комнате. То есть на те операции, которые можно сделать при оптической ручной печати.

На самом деле, при печати в темной комнате можно сделать почти все что угодно, вплоть до повышения резкости. Более того, все базовые инструменты в Adobe Photoshop, включая режимы наложения слоев, перекочевали именно из темной комнаты. Но чем сложнее компьютерная обработка вашего скана, тем труднее ее потом повторить на фотоувеличителе. Поэтому я рекомендую придерживаться основных операций в темной комнате.

Методы сканирования пленки также будут зависеть от наших конечных целей. Не углубляясь в очередной раз в множественные нюансы сканеров и софта по работе с ними, скажу лишь, что для начала работы вполне подойдет любой скан, сделанный в грамотной фотолаборатории. Это может быть скан со сканеров Nikon Coolscan 5000/9000, Pakon F335/235+, Fuji Frontier SP-3000 и даже Noritsu, важно, чтобы сканировали люди, которые в этом хорошо разбираются. Потому что любой сканер можно настроить так, что он будет выдавать крайне далекий от исходной пленки результат, и этого желательно избежать на начальном этапе.

Итак, вернемся к базовым операциям в темной комнате. Вот какой обработкой я предлагаю ограничиваться, если вы планируете в будущем иметь возможность повторить ее оригинальным аналоговым способом:


Черно-белая негативная фотопленка

1) Черная и белая точки. На бумаге достигается за счет максимальной плотности галогенидов серебра, с одной стороны, и оптической белизной бумаги с другой. Чисто технически сканы обычно не содержат черную и белую точки, поэтому их вполне можно установить на первом этапе обработки.

2) Экспозиция (плотность). В компьютерной терминологии для этого используется слово «яркость». Грубо говоря, мы можем сделать нашу фотографию темнее или светлее.

3) Контраст. При печати в темной комнате выбирается типом бумаги и/или специальными светофильтрами. Также есть возможность влиять на контраст с помощью предзасветки бумаги, печати на мокрой бумаге, разнообразных химических расстворов, push/pull и т.д.

4) Маскирование. В процессе экспонирования мы можем скрыть руками или специальными приспособлениями те или иные области фотографии.

5) Ретушь. В основном имеются в виду царапины, пыль и другие деффекты пленки. Делается специальной черной краской по готовому отпечатку. Тон подбирается за счет разбавления краски водой.


Цветная негативная фотопленка

1) Черная и белая точки. Аналогично ч/б.

2) Экспозиция (плотность). Аналогично ч/б.

3) Баланс белого. Регулируется цветными CMY-светофильтрами на увеличителе (для этого используются специальные увеличители с цветными головами). Баланс белого может изменяться не только в сторону теплее/холоднее, но и произвольным образом, то есть с разным количеством цветового окрашивания на разных фильтрах.

4) Маскирование. Аналогично ч/б.

5) Ретушь. Аналогично ч/б, только используются цветные краски.

Обратите внимание — контрастом и насыщенностью при печати на цветной фотобумаге мы не управляем. Все фотобумаги уже согласованы по контрасту с негативными фотопленками. Мы можем лишь влиять на общую светлотно-контрастную характеристику с помощью экспозиции. Насыщенность также заложена в красители бумаги и проявляется в разной степени в зависимости от того, какая используется фотопленка.

Также важно помнить о том, что при работе с яркостью/контрастом, например, с помощью кривых Curves, контраст фотографический отличается от контраста цифрового. При повышении контраста в аналоговых процессах тени проваливаются сильнее, чем высветляются света.


Позитивные фотопленки (ч/б, цвет)

В современном мире позитивные пленки используют в основном для гибридного процесса (особенно активно применяется в рекламе), поэтому ограничения на такую обработку ставят редко. Вместе с тем, именно в позитивных фотопленках явным образом проявляется их исходный (заложенный производителем) характер. Поэтому чаще всего задача обработки слайдов сводится к тому, чтобы получить картинку, похожую на то, что мы видим на просвет.

При сканировании слайдов, как правило, софт сканеров отключает всю автокоррекции, стараясь передать изображение «как есть». Кстати, эту особенность можно использовать для получения негативного изображения «без обработки», если сканировать негатив как слайд, а потом инвертировать в Фотошопе. Однако, я не рекомендую так делать, потому что вы получите вялую картинку, непригодную для просмотра, и ее все равно надо будет обрабатывать. Софт хороших сканеров на автомате делает это достаточно хорошо и максимально приближенно к печати в темной комнате.

Если вы дочитали до конца, то у вас, вероятно, возник вопрос — к чему все эти сложности, если можно просто снять на цифру? На самом деле, как только вы разберетесь во всех нюансах съемки на пленку и начнете грамотно ее экспонировать, вы будете удивлены простоте получения эстетически превосходной картинки. В реальной жизни обрабатывать пленочную фотографию практически не приходится. Чем лучше пленка и съемка на нее, тем меньше необходимости и проблем в ее обработке.

Рассмотрим пару примеров. Один пример — «тяжелый случай»: не первой свежести негативная кинопленка, использованная не по назначению. Второй пример — «нормальный случай»: корректно экспонированная свежая негативная фотопленка.


1. «Тяжелый случай»

Как обрабатывать пленочные фото?

На самом деле, случай не такой уж и тяжелый. Однако цвета этого скана оставляют желать лучшего. Снимок избыточно холодный, хотя сделан в яркую солнечную погоду, потому что сделан на кинопленку для павильонного (а не дневного) освещения Kodak Vision2 500T. Буковка "T" в конце означает Tungsten и предполагает экспонирование при желтом свете порядка 3200К (а не ~5500К как при дневном солнечном освещении).

Соответственно, нужно было или использовать пленку с индексом "D" (Daylight), или скорректировать баланс белого при печати/сканировании, благо такая возможность в определенной степени у нас есть.

Базовую обработку этого снимка согласно ограничениям, описанным выше, можно сделать за 10 секунд с помощью примерно вот такой кривой:

Как обрабатывать пленочные фото?

При этом мы получим, например, вот такой рузельтат:

Как обрабатывать пленочные фото?

Можем мы повторить такую обработку в темной комнате? Да.
Можем мы получить бумажный отпечаток с похожим цветовым решением? Да.
Истиные ли пленочные цвета мы получили? Да.
Могли бы они быть какими-то другими? Да.
Виден ли здесь характер пленки? Да.

Но еще лучше мы бы увидели характер этой конкретной пленки, если бы снимали ее в соответствующих условиях, для которых она предназначена. Тогда бы и обработки потребовалось значительно меньше. Как, например, вот здесь:


2. «Нормальный случай»

Берем свежую пленку Kodak Portra 400, предназначенную для съемок в нормальных условиях освещения и ориентированную на корректную работу с тонами кожи. Экспонируем ее по значимым теням — в данном случае точечный экспозамер по тени на кустах справа от девушки. Обратите внимание, лица при этом не пересветились и объем не потеряли. Проявляем стандартно, сканируем стандартно на Nikon 9000, получаем вот такой скан:

Как обрабатывать пленочные фото?

В принципе ничего делать больше не требуется. Но если очень хочется, можно аккуратно выставить черную точку с помощью вот такой кривой:

Как обрабатывать пленочные фото?

Вот что получим:

Как обрабатывать пленочные фото?

Итак, попробуем резюмировать:

1. Негативные фотопленки требуют интерпретации, то есть обработки. Их нужно или напечатать в темной комнате, или отсканировать и подобрать яркость, контраст, баланс белого.

2. Слайдовые пленки или не требуют дополнительной обработки вовсе (демонстрация на проекторе) или допускают обработку в любой степени (гибридный процесс). Но чаще всего слайды сканируют максимально близко к тому, что на них изображено и дополнительно не обрабатывают.

3. При обработке сканов имеет смысл ориентироваться на операции в темной комнате, если вы хотите иметь возможность в случае необходимости повторить результат полностью аналоговым способом. В этом случае можно говорить об относительной «честности» демонстрируемого пленочного изображения.

4. Чем более качественную пленку мы используем и чем грамотнее экспонируем, тем меньше требуется последующей обработки при печати или сканировании.

Пожалуй, на этом пока остановимся. Поправьте, если где не прав. Задавайте вопросы — наиболее востребованные попробую осветить в следующих публикациях. И, конечно, приходите к нам в SREDA Film Lab проявлять/сканировать фотопленки и печатать оптические фотографии.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
привет всем! дочка Полина таки захотела родиться в 2011-м году. посему мы с вами на полных правах)) сейчас нам 12 дней. пока что отхожу от родов и привыкаю к роли матери. и вот назрел вопрос про перегрев малышки. в роддоме в палатах было 25-27 градусов. ...
Собственно, никакой тайны тут нет, все же очевидно: самолет – говно, летчики – говно, авиакомпания – говно, аэропорт – говно. Если продолжите обобщение, то не ошибетесь… И когда одно говно накладывается на другое, сверху придавливается третьим и посыпается четвертым, получается ...
Сегодня все в Москве, мэры и представители властей разных городов мира - Берлин, Лондон, Барселона, Нью-Йорк, Тель-Авив, Рига, Пекин, Осло, Будапешт. А также известные архитекторы и урбанисты: Антонио Бельведере, Каталин Галлас, Кенго Кума, Петр Лоренц, Энтони Таусенд, Хьюго Примус. В Мане ...
: 1. Вместо того, чтобы идти вперёд, продемонстрировав силу, решительность и масштабность, не обращая внимание на мелочи, начал заниматься разбором отдельных людей и статей. 2. Начал огрызаться на критику. Причём огрызаться крайне неумело, ...
Ну вот. Встретили, выпили, объелись, спели песен, отоспались, опять объелись, ...