Как могла бы выглядеть "Россия" на Пушкинской площади:
archigrafo — 09.11.2012
г. Москва. Проект кинотеатра на Пушкинской площади (1955-1957 гг.,
арх. Ю.Шевердяев).
Начинаю серию постов об архитектуре 20 века на
Пушкинской площади. О том, какие проекты реконструкции существовали
в советский период. Начну с кинотеатра "Россия", который за
последние 20 лет дважды сменил своё название.
Я не буду останавливаться на истории Страстного монастыря, который
был основан в 1654 году царем Алексеем Михайловичем и стоял почти
три века на этом месте. О монастыре достаточно сведений. Хочу сразу
перейти к 1930-м годам. Облик монастыря, который вы видите на
дореволюционной фотографии, в основном, сформировался к середине
XIX века:
1. Страстной монастырь на рубеже XIX-XX вв.
2. Страстной монастырь (в центре). Вид с аэроплана (1927-1929
гг.).
Источник:
ОлдМос.
В начале 1919 года кельи монастыря были заняты
Военным комиссариатом. 30 марта 1919 года Страстной монастырь был
упразднен. В 1922 году монастырь был захвачен обновленцами, а в
апреле 1928 года его помещения были переданы Центроархиву. С начала
1929 года монастырь был превращен в Центральный антирелигиозный
музей Союза безбожников СССР.
В 1935 году был принят новый Генеральный план
реконструкции и развития Москвы Москвы по которому в 1937 году
началась реконструкция улицы Горького и Пушкинской площади.
Монастырь было решено снести и организовать на его месте площадь со
сквером и новым зданием театра Моссовета. Монастырь снесли, но
площадь до 1950-го года так и оставалась пустой.
4. Место, где стоял Страстной монастырь. Празднование 800-летия
Москвы в 1947 году.
Источник: Книга Фотогалерея имени братьев Люмьер "Москва Наума
Грановского".
В 1950 году на пустой площади по проекту
архитектора Михаила Минкуса был устроен сквер с фонтанами,
гранитными оградами, коваными решетками, чугунными вазами и
фонарными торшерами. Сюда же переносят памятник Пушкину, который
стоял напротив в начале Тверского бульвара. Сквер оказался очень
удачным и его фотографии неоднократно печатались в путеводителях,
книгах и журналах по архитектуре и озеленению. Но для официальных
фотографий всегда выбирали такой ракурс, чтобы не попал
незастроенный "зад" дома вдоль Малого Путинковский переулка. Ниже
представлена редкая фотография перспективы сквера:
5. Сквер, ориентировочно 1960-й год. Источник:
ОлдМос.
Именно на этом месте ещё в 1935 году начинают
проектировать театральное здание. К сожалению, довоенных проектов я
не нашёл. Первые проекты, которые мне попались, относятся к 1945
году. Все три варианта разработал талантливый советский архитектор
Георгий (Георг) Гольц и предназначались они для театра
Моссовета:
6. Проект театра Моссовета. Варианты (1945 год, арх. Г.Гольц).
Источник:
SovArch.ru.
7. Проект театра Моссовета. Вариант (1945 год, арх. Г.Гольц).
Источник:
SovArch.ru.
Но театру Моссовета отдают здание на площади
Журавлёва, а на этом месте начинается проектирование здания
центрального кинотеатра. К этому времени к проектированию
привлекается архитектор Юрий Шевердяев. Мне удалось найти его
проект, выполненный сразу после постановления 1955 года об
"Об устранении
излишеств в проектировании и строительстве". Эти проекты я
выложил на сайт
SovArch.ru.
Шевердяев применяет приём, который использовал в 1920-х годах
архитектор Константин Мельников клубе Дорхимзавода - застекленное
фойе и вестибюль располагаются под верхними ярусами зрительного
зала и кинопроекционной будкой. Экстерьер здания ещё напоминает нам
об архитектуре начала 1950-х годов, но уже вовсю видны веяния новой
архитектуры:
8. Проект фасада (1955-1956 годы). На аттике видна афиша к
отечественному к/ф "Отелло", который вышел в прокат в 1955
году.
Источник:
SovArch.ru.
9. Разрез. Источник:
SovArch.ru.
10. План площади. Проект.
1 – памятник Пушкину. 2 – старое здание "Известий". 3 –
проектируемый кинотеатр. 4 – проектируемая улица.
Источник:
SovArch.ru.
11. Перспектива Пушкинской площади с памятником Пушкину и
кинотеатром на заднем плане.
Слева – проектируемая вторая очередь комплекса издательства
"Известия" (об этом в следующих постах).
Источник:
SovArch.ru.
У этого проекта было много недостатков. Среди
них – оживленный транспортный проезд, который разрывал площадь с
кинотеатром. Поэтому начался второй этап проектирования, который
вылился в тот проект, который был реализован. Строительство
началось в 1961 году, хотя в некоторых источниках эта дата указана,
как окончание строительства здания.
12.Строительство кинотеатра (1960-е годы). Стрелками показаны
заколоченные на время строительства торшеры.
Источник:
MoscowWalks.
13. Эти же торшеры на фото 1960-го года. Источник:
ОлдМос .
К этому времени проект кинотеатра претерпел
существенные изменения. Авторы проекта – архитекторы Юрий Шевердяев
и Дмитрий Солопов - приподнимают здание и соединяют его
мостиком-лестницей со сквером, тем самым не разделяя кинотеатр
транспортным проездом. Это было довольно удачным решением. Идея с
застекленным фойе и вестибюлем под верхними ярусами зрительного
зала остается, но лишается всякого декора. Этот приём позже будет
растиражирован в различных типовых проектах кинотеатров по всему
Советскому Союзу. Новшеством становится и черная сплошная строка с
наборными белыми буквами на выносном козырьке здания. Кинотеатр к
открытию приобретает название "Россия".
14. Разрез. Источник: А.Латур. Москва 1890-1991, М.,1997.
15. План. Источник: А.Латур. Москва 1890-1991, М.,1997.
16. Здание кинотеатра "Россия" перед открытием. Красной стрелкой
показана наборная строка.
Синей – так и оставшаяся до сего дня пустая ниша под вывеску
кинотеатра. Источник: Ю.Гнедовский, М.Савченко. Кинотеатры, М.,
1968.
17. Вид на здание кинотеатра "Россия" со стороны сквера (1960-е
годы). Стрелкой показана наборная строка.
Источник:
ОлдМос.
18. Еще один вид (1960-е годы).
Источник:
ОлдМос.
В 1990-е годы в стилобате появляются различные
развлекательные и игорные заведения. Одно из них - казино
"Шангри-Ла меняет облик здания, обвесив фасады яркими световыми
конструкциями. Сам кинотеатр в 1997 году переименовывают в
киноконцертный зал "Пушкинский".
19. Вид здания в 2006 году. Фото Евгения Павленко.
В 2011 году был проведен международный конкурс
Changing the face ("Меняя облик"), объектом которого в этом году
стал столичный кинотеатр "Пушкинский" (подробности о конкурсе можно
прочитать на
сайте Архи.ру). Было представлено довольно
много интересных и спорных проектов. Выиграл конкурс колумбийский
архитектор Хуан Андрес Диас Пара (Juan Andres Diaz Parra) с
проектом Frozen in Time ("Застывший во времени"):
20. Автор: Juan Andres Diaz Parra
После переезда казино в Минск и закрытия
остальных заведений в здании начата поэтапная реконструкция. В
обновлённом зале осенью этого года открылся театр мюзиклов
"Россия". Экстерьер бывшего кинотеатра пока находится в довольно
плачевном состоянии:
21. Современный вид здания. Фото Дениса Ромодина.
В следующей части я расскажу о проектах
1920-1970-х гг. издательского комплекса "Известия" на Пушкинской
площади.