Как мог бы выглядеть Храм на Крови в Екатеринбурге
catofoldmemory — 10.11.2025
Разбираю сейчас у себя краеведческий хлам, надо его потихоньку продавать, на зарплату не прожить. И нашел интересных свидетелей эпохи, их, конечно, оставлю.
После падения СССР вопрос о том, что делать с пустырем, где стоял Дом Ипатьева, очень яростно обсуждался. Одни выступали за восстановление Дома, другие за возведение там светского памятника покаяния, но наиболее громкими и многочисленными были голоса в пользу храма. Важную роль в пользу храма сыграло мнение представителей эмиграции — они готовы были его постройку профинансировать, а доллары творили в РФ в ту пору чудеса. Однако непосредственно Русской православной церкви за рубежом отказали в праве строить храм и фонд по его строительству был организован в местной епархии РПЦ. Быстро собрали колоссальные по тем временам деньги, вносили на украшение будущего Храма и материальные ценности. Всё это богатство руководство фонда своровало почти в ноль. В РПЦ Бога не боятся — и никого даже не посадили, формальный глава фонда исчез из города, а покрывавший его епископ переведен с понижением.
Подробности шикарные:
«Местная церковная община учредила благотворительный фонд,
занимавшийся сбором средств на строительство. По предварительным
оценкам, требовалось $8-10 млн. В попечительский совет фонда вошли
представители духовных и светских властей, известный музыкант
Мстислав Ростропович и несколько предпринимателей (президент
компании "Урал-трейд" Анатолий Павлов, директор Уральского
брокерского дома Андрей Панпурин, президент Европейско-Азиатской
компании Виктор Терняк и другие). Бизнесмены заплатили в качестве
благотворительного взноса по $100 тыс., а остальные попечители
должны были обратить на пользу дела свои административные
таланты.
Работу фонда курировал тогдашний архиепископ Екатеринбургский и
Курганский Мелхиседек. А руководил фондом его заместитель отец
Иоанн, в миру Ян Горбунов. Он развернул бурную коммерческую
деятельность — совершал операции с малышевскими изумрудами,
создавал производство церковной утвари из драгоценных металлов и
камней, часто ездил за границу устанавливать деловые контакты.
Коммерция закончилась четырьмя уголовными делами, возбужденными по
поводу деятельности фонда. Следователи сообщили прессе, что
подозревают Горбунова в присвоении 185 млн рублей. Однако до суда
ни одно дело не дошло — все были приостановлены по формальным
причинам (не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве
обвиняемого, и т. п.).
Тем не менее епархия отстранила отца Иоанна от дел фонда и
официально обратилась в областное управление юстиции с просьбой
проверить "обоснованность регистрации фонда как религиозного
объединения". В октябре 1993 года регистрация фонда была
аннулирована. Ликвидационная комиссия нашла на официальном счете
фонда несколько сотен тысяч рублей. Отцу Иоанну запретили
священнослужение, и вскоре он уехал из Екатеринбурга. Куратора
фонда архиепископа Мелхиседека перевели из Екатеринбурга в
Брянск».
«В 1991 году для сбора средств на строительство на следующий год был учрежден фонд Храма на Крови. В первоначальных документах говорилось, что фонд будет добывать деньги продажей свечей, а так сбором пожертвований. Возглавил фонд епископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек, его заместителем стал отец Иоанн Горбунов. Руководство фонда оценивало строительство всего комплекса не менее чем в 100 мил долларов.
С появлением долларов изменяются учредительные документы фонда, в них оговаривается возможность открытие валютного фонда, проведение аукционов и владение культовыми зданиями. Учрежден попечительский совет. В него бесплатно входили только представители власти и церкви, члены - благотворители попечительского совета должны были внести пожертвования в размере 100 тысяч долларов. За это их имена должны были высечь золотом на мраморной доске на внутренней задней стене храма. Там должны были засиять имена: Анатолия Павлова, Андрея Панпурина и Виктора Терняка ( двое последних в открытую считались правоохранительными органами главарями свердловской мафии). Как отмечено в одном из печатных изданий: " предпринимательские интересы многих структур пересекались на фонде. Деньги из-за границы шли нескупо: уже на первых порах в 1992 году поступило 2 миллиона долларов. на строительство нужны были рубли и доллары изымаются и вкладываются в бизнес. Деньги в долларах поступали на счета, известные узкому кругу лиц.
В 1992 году с криминальными авторитетами начали в открытую связывать имя Иоанна Горбунова. Сам Горбунов называл себя "мафией над мафией". До сих пор точно неизвестно, сколько во имя "благого дела покаяния" присвоил отец Иоанн сотоварищи. Доказанная сумма - 185 миллионов рублей. Из вещей, переданных на строительство храма-памятника Ян Горбунов не однажды демонстрировал золотой перстень с бриллиантом, величиной с ноготь, золотые серьги, опал необыкновенной красоты. Все эти вещи исчезли. На батюшку было заведено 4 уголовных дела. Все приостановлены в связи с тем, что правоохранительные органы не захотели ссорится с местной епархией.
Наиболее громкое дело связано с покупкой на Малышевском руднике около 20 килограммов изумрудов на сумму в165 миллионов рублей. В числе отобранных батюшкой был камень весом в 13 граммов, из которого по словам специалистов, получился бы после огранки экземпляр мировой ценности. Все изумруды исчезли. Предполагается, что они были переплавлены за рубеж, в Польшу.
В 1993 году отец Иоанн внезапно скрылся из города. Специально созданная комиссия, проводившая ревизию фонда Храма на крови, выяснила, что на 3 сентября 1993 года в кассе фонда обнаружено 416 911 рублей и 3 015 долларов. Причем три тысячи долларов хранились в личном сейфе архиепископа Екатеринбургского и курганского Мелхиседека. Мелхиседека решением патриархии перевели в Брянскую епархию. Отец Иоанн, по нашим сведения, вначале скрывался от кредиторов, затем служил в Москве, далее опять скрывался. Сейчас по отдельным слухам его уже нет в живых.
С 1997 года собираются снова. На этот раз пожертвования должны переводиться на счет Фонда губернаторских инициатив. Россель и Воробьев заявили о том, что ежемесячно отчисляют от зарплаты по сто рублей. Но, несмотря на такую "открытость", нам так и не удалось узнать, сколько пожертвований скопилось на строительство храма. Этот вопрос представители епархии и властей считают не существенным. Между тем, на недавней пресс-конференции руководитель Центра по расследованию обстоятельств гибели членов семьи дома Романовых Вадим Винер заявил, что и на счет Фонда губернаторских инициатив зарубежными представителями царской семьи перечислялись немалые средства. Судьба этих денег неизвестна».
В итоге Храм все же построили, но гораздо позднее, за иные деньги и по другому проекту.
А первый проект, на который деньги собирали изначально (автор его — архитектор А.В. Долгов), — остался только на бумагах, вручаемых за пожертвования. Но жертвователи на Храм в итоге оказались жертвователями на благосостояние отдельных мутных личностей из РПЦ.


Также в те времена предлагалось построить Храм о семи куполах — по числу погибших в доме Ипатьева членов царской семьи — такое мечтаемое здание изображено на значке с первой половины 1990-х годов. Но тут дело не дошло даже до архитектурных проектов.

|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
журнал «PUCK» - шедевры политической карикатуры 1903 года
ОСТРОВ ЛУНЫ и МЕДВЕДИЦА
Прописи
Трагическая история за одной фотографией, потрясшей мир.
Дурака видали?
Храм Петра и Павла у Яузских ворот
Начало сезона штормов в Хихоне

