Как живётся на границе с Украиной

топ 100 блогов annataliya28.06.2017 Марамуреш - пожалуй, самый аутентичный регион Румынии, поэтому побывать в нем мне хотелось всегда: старинные деревянные церкви, о похожих на которые рассказывал Гоголь в рассказе "Вий", веселое кладбище с надгробиями-историями, традиционные костюмы, которые морошаны - народ Марамуриша носят до сих пор, лошади, впряженные в повозки, которых до сих пор используют вместо машин.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0688

В Марамуреш мы добирались сначала на поезде до Байя Мара. Когда вышли там, то город показался нам совершенно провинциальным: железнодорожный и автовокзал, построенные еще в советские годы и с тех самых пор не знавшие даже косметического ремонта, улицы, заросшие бурьяном, асфальт в дырах, единственное кафе в радиусе километра от привокзальной площади, где из горячих блюд нашлись только сэндвичи, шаурма и картошка фри, но где зато подавали на удивление хороший кофе.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0608

Как живётся на границе с Украиной IMG_0611

Мы сели на автобус и примерно через час с четвертью оказались в деревеньке под названием Ваду Изей. Здесь мы заселились в небольшой пансионат (в деревнях Марамуреша нет отелей, там сплошь пансионаты, или другими словами, обычные дома, в которых хозяева сдают постояльцам комнаты) и хотели, было, отправиться на поиск деревянных церквей, но... Но то, что мы увидели в других деревнях по пути к Ваду Изей и в самом Ваду Изей из окна автобуса, на котором мы ехали, заставило нас поменять наши планы и начать с другого.

В тот день было воскресенье. А морошаны, надо сказать, - народ очень верующий и посещающий церкви. Например, то самое единственное найденное нами кафе в Байя Маре, о котором я упоминала, располагалось возле церкви, в которой как раз, когда мы там были, шла служба. Служба транслировалась через усилители далеко за пределы церкви да так громко, что поначалу нас это очень удивляло. А потом мы заметили, как вокруг церкви собираются люди, стоят, слушают, молятся.
- Почему же они не идут в храм? - думали мы.
А потом все поняли. Просто внутри храма уже не было места...
Как живётся на границе с Украиной IMG_0605

В деревнях местные жители набожны не меньше. По воскресеньям поход в церковь обязателен в любой семье. И это там - целый ритуал, свидетелями которого мы и стали. Все дело в том, что для похода в церковь морошане надевают свои традиционные костюмы, а они настолько необычны, что, когда мы увидели их в первый раз, то чуть не воскликнули от изумления. Самые яркие костюмы у женщин. Это - белая блузка с вышивкой и с очень пышными рукавами и яркая цветастая и тоже очень пышная юбка до колен. До колен!!! Я до сих пор не могу понять, как такой традиционный костюм мог прижиться, учитывая, что в православии всегда было принято носить длинные юбки. А тут, понимаешь, почти секси. На голову женщины надевают красивые платки, причем, чаще всего, из тонкой шерсти, даже несмотря на жару (когда мы путешествовали, было +35 градусов). И вот так, да еще на каблуках дефилируют по деревенским улицам в церковь.

Когда мы добрались до нашего пансиона, хозяйка как раз только вернулась из церкви. Она зарегистрировала нас, записала, во сколько мы хотим завтракать, налила Антону рюмочку самодельной палинки, а потом я уговорила ее сфотографироваться. Как вы видите на фото, она молодая современная женщина, но в церковь тоже ходила в традиционном костюме. Да, здесь такое носят буквально все.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0625

Мало того, пожилые женщины точно так же одеваются и в другие дни. Правда, юбки у них уже не такие яркие, часто даже черные, но тоже строго не ниже колен! В них они ходят по селу, ездят на велосипедах, в общем, ведут свою самую обычную жизнь.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0654

Как живётся на границе с Украиной IMG_0781

Как живётся на границе с Украиной IMG_0788

У мужчин морошан наряды попроще. Чаще всего это обыкновенная вполне современная одежда, единственная особенная деталь которой - маленькая соломенная шляпа. Причем, эти шляпы они надевают не только в церковь, а частенько носят и повседневно, особенно те, кто старше.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0895

Вечером мы все-таки поехали осматривать деревянные церкви, а для этого застопили машину и пара любезных румын согласилась подбросить нас до монастыря в Бырсане. До него было около 17 километров, и мы опять-таки проехали несколько сел. Конечно, сейчас большинство домов в селах - современные, каменные, с пластиковыми окнами. Но надо сказать, что деревянных, с резными наличниками, коньками крыш, построенных в исключительно карпатском стиле мы встретили тоже немало. А самыми замечательными в таких домах были въездные ворота во двор - большие и с великолепной резьбой на них. Потом я прочитала, что, оказывается, эти ворота говорят о статусе хозяев: чем они больше и навороченнее, тем он выше. Кстати, на воротах всегда обязательно вырезан год их создания и фио мастера. Ну, а вечерами сами хозяева очень любят посидеть рядом с воротами на лавочках. И что-то мне подсказывает, что эта традиция существует у них уже века.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0650

Как живётся на границе с Украиной IMG_0649

Как живётся на границе с Украиной IMG_0632

Как живётся на границе с Украиной IMG_0648

Как живётся на границе с Украиной IMG_0867

В монастыре Бырсана мы зашли в маленький музей, посвященный традициям и быту морошан. Там была большая коллекция женских вышиванок и очень красивой керамической посуды.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0723

Как живётся на границе с Украиной IMG_0719

Как живётся на границе с Украиной IMG_0730

Как живётся на границе с Украиной IMG_0722

Как живётся на границе с Украиной IMG_0721

Как живётся на границе с Украиной IMG_0720

А похожая на эту кровать, если я не ошибаюсь, была у моей украинской бабушки. Бабушка, правда, жила на Волыни, но так как регионы, в общем-то, близкие, то и некоторые предметы быта имеют сходства.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0729

Кстати, что касается близости регионов. Наша деревушка Ваду Изей в Марамуреше, в которой мы остановились на ночевку, располагалась примерно в 5 километрах от города Сигит, а Сигит в свою очередь - это приграничный город с Украиной, а именно с ее Закарпатской областью. С другой стороны находится Солотвин, в озерах которого мы, кстати говоря, купались несколько лет назад, когда путешествовали по Закарпатью. Мда... кто бы знал тогда, что времена так изменятся?..

Вечером в Ваду Изей мы отправились в деревенский кафе-бар. Он находился неподалеку от нашего пансиона, и мы заметили его еще, когда днем гуляли по деревне. Тогда в нем играла местная традиционная музыка, и кафе-бар выглядел веселенько. Кроме чипсов и мороженого, еды там не оказалось никакой, но имелись пиво, соки, кофе, чай и разное спиртное. Бар располагался на первом этаже хозяйского жилого дома. С одной его стороны росла кукуруза, а с другой был двор с гаражом и с детской площадкой, где, кроме хозяйских детей, разрешалось играть и детям посетителей кафе-бара. Наш Даня сразу отправился туда, а мы заказали по мороженому и кофе и стали разглядывать посетителей.

Вообще, было очень забавно. С одной стороны, бар, скорее, напоминал не злачное заведение, а просто поход в гости к соседям - он выглядел очень по-домашнему, мило и уютно. А с другой, по внешнему виду посетителей, было понятно, что он - одно из самых крутых мест в деревне: все были в своих лучших вечерних нарядах, мужчины в костюмах или в фирменных джинсах, девушки в платьях и в туфлях на каблуках. А еще в баре играла живая музыка. И никакая-нибудь, а снова народная традиционная. А знаете, какой самый популярный музыкальный инструмент в Марамуреше? Скрипка! А в Ваду Изей каждый год даже проводятся скрипичные фестивали. Так что, музыканты в баре, конечно, без скрипки не обошлись. И это было замечательно, скажу я вам.
Как живётся на границе с Украиной IMG_0771

Как живётся на границе с Украиной IMG_0775

Вот такой интересный народ эти морошаны. В следующий раз расскажу вам про их деревянные церкви.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, июнь-июль:
Сигишоара. Почему в этом румынском городе живые люди ложатся в гроб?
Бран. Весь мир едет сюда в поисках вампиров!
Рышнов. Цитадель, неприступная даже для Дракулы
Брашов. Здесь местные вас могут укусить вас в шею...
Окрестности Синаи. Овца ты румынская!
Синая. Румынская Рублевка
Что посмотреть в Бухаресте
Как живут румыны
О чем нужно знать, если едешь в Румынию, или нюансы нашего путешествия
Что случилось после того, как наш сын сел на собственный рюкзак?
Почему в румынскую церковь надо ходить с мобильным телефоном?
Фотообзор: Две недели в стране вампиров, или что мы забыли в этой Румынии?

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

Лучшая чугунная сковородка та, которая осталась от бабушки. 1. Лучшая чугунная сковородка та, которая осталась от бабушки. Нынче таких не делают. Это неправда. Современному чугуну репутацию несколько подпортили изготовители, увлекающиеся высокими технологиями «антипригарного покрытия», ...
На данный момент борются Якутия, Киев, Магаданская обл. Мордовская республика. Крым, Луганская народная республика, Донецкая народная республика и Потьма. Считаю надо удовлетворить желания всех, причем одновременно! ...
Кошки в нашем диспансере - фактор не только психотерапевтический, но и дератизирующий. По осени мыши потянулись с полей в тепло, и у кошек настали тучные, сытые времена. А то всё "вискас" да прочие кириешки. Ну, иногда зазевавшаяся птичка (вороны не в счёт, эти сами кого хошь с ...
В 1979 году режиссер Константин Бромберг решил снять на Одесской киностудии фильм по этой книге и показать юным зрителям историю удивительного робота, обыкновенного мальчика Сережи Сыроежкина и их многочисленных друзей. В качестве сценариста был приглашен сам Евгений Велтистов. Пока он ...
  псто при зывается mos_taxi_driver   собсна вопрос таков: нуна коммуникатора с жипыэсом. так чтоб не шибко заумно и выебонисто... чисто для жены чтоб и iGo8.3 и яндекс.чат и по размерам типа даймонда2 или татушки... c даймодом все ясно - он на wm, а вот с ...