Как баба Дуся едва в Америку не укатила... | Политика
Сообщество «Политика» — 29.12.2012Cтаринное село Богдашкино, отмечающее нынче свое 500-летие, расположено в пятнадцати километрах от райцентра Тетюши Республики Татарстан, между двумя большими оврагами, выходящими к берегу живописной речки Кильня. А первые поселения в этих местах появились гораздо раньше. Еще в ХШ веке недалеко от нынешнего Богдашкино располагался небольшой город под названием Ошель, населенный булгарскими племенами. Предание гласит, что древнее городище со всех сторон было окружено валом из бутового камня и глубокими рвами с водой: предки опасались набегов воинственных монгольских кочевников. Но хотя город и миновала судьба Булгар, до наших дней от него осталось только название: в 1220 году Ошель был полностью разрушен сильнейшим наводнением, а его обитатели перекочевали в другие места. Кстати, археологическая экспедиция, работавшая на месте древнего городища в 1989 году, обнаружила множество человеческих останков, бивней слонов и предметов домашнего обихода, принадлежавших его жителям.
Свое современное название село получило в 1502 году, когда в этих местах поселились одиннадцать чувашских и одно татарское хозяйства, которыми верховодил некий человек по имени Богдан. Сперва поселение называли "Богданским-богдашкинским", а позднее за ним закрепилось имя Богдашкино. И еще одно прекрасное название имеет это старинное село: край пахарей и хлеборобов. Потому что на протяжении всей своей истории его жители обрабатывают поля и выращивают хлеб, беззаветно служа и своему нелегкому крестьянскому делу, и своей родной земле-кормилице.
О том, как работали здесь люди в начале прошлого века, поведала старейшая жительница села столетняя пенсионерка Евдокия Никоноровна Торгашова:
- В нашей семье были все хлеборобами - и дед, и прадед, и прапрадед, - вспоминает баба Дуся. - Как и все местные жители, они имели свой земельный надел и обрабатывали его. Конечно, в то время не было никаких орудий труда, кроме сохи да серпа. Молотили цепами. Жили бедно и чтобы как-то прокормить семью, дед ездил в Самару на заработки к богатым людям. Я и сама работала в поденщицах...
…Когда грянула революция семнадцатого года, в село стали часто наведываться солдаты. И поступали они так же, как было показано в том замечательном фильме про Чапаева: белые придут - грабят, красные придут – тоже кричи «Караул!». Те, кто был побогаче, еще как-то держались, а бедняки от такой жизни стали искать лучшей жизни в других местах. Невероятно, но баба Дуся тогда едва не укатила... в Америку.
- В восемнадцатом году это было или в девятнадцатом, я уж теперь точно и не скажу, - рассказывает Евдокия Никифоровна. - Но только помню, что в Тетюшах тогда навербовали много девчат из разных деревень для работы на американских фермах. Обещали хорошее питание и оплату. Мы уже на пароходе были, да за несколько минут до отплытия вместе с подружкой сбежали. И слава Богу...
…Неизвестно, много ли потеряли Соединенные Штаты Америки, оставшись без такой славной труженицы, как она, но сама баба Дуся ничуть не жалеет, что лишилась американского гражданства: на родной земле, считает она, куда лучше и жить, и работать, и помирать, коль придется. А тогда вместо Америки она попала в Сибирь, куда в поисках лучшей доли отправилась вся их большая семья. Работали в Омской губернии, в Семипалатинском уезде, у местных зажиточных крестьян. Там и свое счастье встретила: в 1922 году они с Владимиром Торгашовым, который так же, как и она, приехал сюда из Богдашкино, сыграли свадьбу, а в 1924-м вернулись на родину.
Много воды утекло с тех пор в реке Кильне, впадающей в Свиягу. В селе появился колхоз, жизнь, хотя и не сразу, но помаленьку налаживалась, улучшалась. Потом была война, на которую ушли отец и один из сыновей - Василий. И оба, слава Богу, вернулись домой живыми. Повырастали ребятишки - их у Торгашовых пятеро: три дочки - Мария, Анна и Екатерина и два сына - Василий и Михаил. Они подарили родителям 20 внуков, а те, в свою очередь, тоже не подкачали, увеличив торгашовскую семью еще на... сорок внуков и правнуков! Так что, когда семья отмечала столетний юбилей матери, бабушки и прабабушки (глава семейства, к сожалению, не дожил и до семидесяти), в доме было тесновато от дорогих гостей.
На вопрос, в чем, по ее мнению, кроется секрет долголетия, баба Дуся философски заметила, что человеку в жизни нужны три вещи - хлеб, вода и тепло. А еще - любимое дело, которым надо заниматься всю жизнь, тогда и стареть не будешь. Сама почетная колхозница, кавалер медали "За трудовую доблесть" и в свои сто лет продолжает работать на земле. Правда, теперь уже не в поле, а на домашнем огороде, где обычно пропадает все лето. А зимой у нее другое, не менее важное занятие - она прядет шерсть и вяжет теплые носки для своих многочисленных внуков и правнуков.
И еще один секрет долголетия открыла мне баба Дуся - это мир и согласие в доме.
Владимир МУЗЫЧЕНКО.
2001 г.
с.Тетюши-Казань.