Как арабы видят будущее: Сколково в пустыне
varlamov.ru — 04.01.2020В Объединенных Арабских Эмиратах, недалеко от Абу-Даби, почти 14 лет назад решили построить новый город Масдар. И решили построить не просто город, а суперэкологичный, суперудобный и суперкрутой иннополис. Масдар должен стать примером для подражания всем городам планеты, быть первым городом в мире с нулевым выбросом углерода, функционировать исключительно на альтернативных источниках энергии. Проект по созданию устойчивого города поддерживается глобальной благотворительной природоохранной организацией World Wide Fund for Nature и группой по устойчивому развитию Bioregional.
Строительство Масдар-Сити – очень амбициозный проект, ведь современный мир не знает полностью успешных примеров возведения городов с нуля. Сейчас вообще очень модно создавать иннополисы: у нас под Москвой строят Сколково, под Казанью Иннополис. Но в итоге обычно получаются безжизненные поля с разрозненными зданиями. Здесь же все совершенно иначе. Для разработки проекта Масдара власти страны наняли архитектора Нормана Фостера, его проект предполагает использование многовекового опыта традиционной арабской архитектуры и самых современных технологий и течений XXI века.
Проект еще далек от завершения. Первый этап строительства планировали завершить еще в 2009 году, однако строительство Масдар-Сити началось лишь в 2008-ом, и первые шесть зданий города были построены в конце 2010 года. Дальнейшее развитие проекта затянулось из-за мирового финансового кризиса. Сначала завершение вместо 2015 года перенесли на период с 2020 по 2025 год, однако позже сроки еще сдвинули, теперь готовый город ожидается не раньше 2030 года.
Что готово на сегодня и что должно получиться в будущем?
1. Проект предполагает строительство города будущего с постоянным населением около 50 тысяч человек, ещё 60 тысяч будут ежедневно приезжать сюда на работу.
Все здания максимально энергоэффективны и экологичны - у них минимальный уровень выбросов парниковых газов в атмосферу, экономично используются водные ресурсы. Кроме того, здания оснащены системой полной переработки отходов деятельности.
Передвигаться по городу можно только на специальных автомобилях, которые работают на электричестве и автоматически (без водителя) ездят по магнитным рельсам города.
Через несколько лет здесь будут жить около 50 тыс. человек и еще примерно столько же станут приезжать сюда на работу. Здесь расположатся более 11,5 тысячи высокотехнологичных компаний и стартапов, которые разрабатывают чистые продукты и товары и развивают самые передовые технологии.
Энтони Мэллоус, генеральный директор проекта «Масдар-сити» / stroi.mos.ru
21.
22. Сюда приезжают электромобили с гостями.
23. Посмотрите, какие необычные навесы над зданиями. Это солнечные батареи на домах, они создают необычный рисунок сверху, все это очень удачно встроено в архитектуру зданий.
24. Можно встретить в бывшей пустыни и немного зелени.
25. Это тоже весьма необычная постройка: ветряная башня, которая призвана помочь продлить время, когда во дворе комфортная температура.
Когда речь идет об отоплении или охлаждении зданий или даже целых городов, часто доступны древние решения, которые почти всегда намного дешевле, чем энергоемкая альтернатива, такая как кондиционирование воздуха.
Ветряная башня создает естественный поток воздуха, стекающего с уровня улиц города, и поднимает вверх горячий воздух наверх – создаваемый ею легкий ветер вытягивает из города горячий воздух и делает жизнь внизу значительно приятнее. Взамен холодный воздух опускается вниз.
27. Интересное решение с воротами. Да, обратите внимание на раздельный сбор мусора.
28. И нет ни одного кондиционера на внешнем фасаде здания.
29. Сами блоки кондеев есть. иногда они появляются в очень странных местах... Не думаю, что архитекторы так планировали...
30. Наверху зданий солнечные панели.
31. И еще посмотрите, насколько интересно сделаны окна.
32.
33. Местная инсталляция. Долой машины )) Город будущего должен быть без машин!
«Масдар-сити» сотрудничает с МГУ им. Ломоносова, с Siemens и компаниями, которые занимаются транспортными технологиями. Через различные фонды взаимодействуем с правительствами разных стран.
Энтони Мэллоус, генеральный директор проекта «Масдар-сити» / stroi.mos.ru
34. Вот как раз офис Siemens. Внешняя защита от солнца на здании офиса спроектирована Шеппардом Робсоном.
35.
36. На текущий момент построили лишь ядро города, где расположился стартап-центр и университет.
37.
38. Небольшой двор у студенческих общежитий института. Терракотовые стены регулируют тепло от солнца, также здесь затененные подъезды. Под навесами стоят лавочки, фонтаны.
39. Посмотрите, какие узкие улочки!
40.
41. В городе приятно находиться, однако из-за того, что населения пока что практически нет, мало магазинчиков, кафе. Городу явно не хватает жизни!
42. Строительство еще далеко от завершения, хоть большой объем работы уже проделан. В ОАЭ пока еще не удалось построить полностью автономный город, с энергоэффективностью Масдара пока есть проблемы. Кстати, еще одна фишка – все здания приподняты на высоком стилобате, это защищает улицы от горячего ветра с пустыни. Температура здесь, как правило, на 15-20°C ниже, чем в окружающей пустыне.
43. Но, вместе с тем, можно признать, что эксперименты человечества по строительству многоэтажных муравейников провалился. Люди все равно выбирают жизнь в малых домах, они хотят ходить по узким улочкам вместо того, чтобы стоять в пробках на широченных магистралях.
Город будущего в сегодняшнем представлении – это не небоскребы и летающие машины, а качественная пешеходная и велосипедная инфраструктура, это узкие улочки, средняя этажность застройки, то есть во многом те же принципы, которыми руководствовались строители при развитии городов еще в Средние века. При этом это современные технологии, экономия ресурсов и ответственное отношение к природе.
А у арабов мы скоро, возможно, увидим пример хорошего грамотного города, который будет сам обеспечивать себя энергией и осуществлять полную переработку мусора.
|
</> |