Качиньский. Послесловие
_kutuzov — 18.04.2010 Похоронили. Девятый день миновал. Можно подводить объективный итог его жизни и политической деятельности.Давно, года полтора назад, я написал его политический портрет для Эха Москвы. Не думаю, что он устарел
Когда Лех Качиньский шел в президенты, он обещал опираться на право и справедливость. Даже партию так назвал, которую учредил вместе с близнецом-братом. Но в политике, да и не только в политике, эти два понятия – вовсе не близнецы.
Право бывает очень даже несправедливым, а справедливость отнюдь не всегда соответствует праву. Хотя во время предвыборной кампании можно все совместить, оглушить избирателей звонким названием, красивым лозунгом, гордым девизом. Для победы не жалко никаких слов. Без здоровой порции популизма популярным еще никто не стал.
Однако в политике бывают случаи, когда дела не сильно расходятся со словами. Лех Качиньский не производит впечатления пустозвона. Скорее наоборот. Для главы государства - чересчур твердокаменный и убежденный. Свою партию он мог бы назвать «Закон и порядок». И хотел бы навести такой Ordnung, что только держись. Кстати, немцев, как истый поляк, президент не жалует. И к России относится с подозрением. Очевидно, не может забыть того факта, что представители гордой шляхетной нации были подданными русского царя.
Пан Качиньский - суровый консерватор, воинствующий католик и неистовый патриот. Про таких говорят, что правее его только стена. И вдобавок - явно правовернее римского папы. Однажды он обвинил самого Леха Валенсу в «уступках коммунистам». Упрекнул хищника, что тот слишком мало мяса ест. И насмерть переругался с отцом польской демократии. Характерный случай острой внутривидовой борьбы.
По части терпимости, или, как модно теперь говорить, «толерантности», у президента Качиньского очень много проблем. Не по нраву ему проститутки, аборты, однополые браки и гей-парады. С аморалкой такого рода он намерен вести решительную беспощадную борьбу. На фоне нынешней растленной и безбожной Европы это выглядит несколько экстравагантно. Да он, пожалуй, и не вступал бы в Европейский союз. Лучше сделал бы Польшу 51-м штатом США. Однако у всякой твердокаменности есть свой предел.
Лех Качиньский не очень вписывается в двадцать первый век. Есть в нем что-то средневековое. Наверное, из него вышел бы неплохой инквизитор. Но приходится работать президентом современного светского государства – с парламентом, оппозицией и прочими вторичными половыми признаками демократии. Значит, будет вынужден себе изменять. Ради власти можно перебороть и моральные принципы, и идейные убеждения, и – извините за оксюморон – католическое пуританство, и любой подобный анахронизм.
Нежелание европейского истэблишмента, старосветского бомонда приезжать на похороны президента Польши - а это именно нежелание, вулканические пепельные дела использовали как предлог (к Обаме и заморским лидерам это, конечно, не относится) - подтвердило данную характеристику.
Он был чрезмерно твердолобым политиком, и отнюдь не только по отношению к России.
По его наущению Польша постоянно устраивала всякие каверзы в Евросоюзе, претендовала на "особый статус", не соответствующий тому скромному месту, которое эта страна занимает в Европе.
В общем, надоел пан Качиньский и соседям, и коллегам по ЕС, и самим полякам. Уж очень был ретивый и упёртый.
Партия его потеряла большинство в парламенте, брат-близнец ушел на обочину, он утратил популярность и, в общем, доживал последние дни. В политическом смысле. К сожалению, оказалось, что не только в политическом.
Гибель его стала логическим завершением достаточно нелепой жизни. "Частный" визит с почти сотней высокопоставленных государственных и крупных общественных деятелей на борту - это была экстравагантная выходка, полностью в его духе. Так в большой политике не делается. Президент или премьер могут съездить куда-то с частным визитом, но не с такой торжественной и представительной свитой.
Получилось, что он унес за собой в могилу почти половину польского руководства. Я считаю, что в их смерти есть доля его вины, хотя сам он ее искупил, но от этого не легче родным и близким погибших.
Это - вне зависимости от результатов расследования причин катастрофы. Не было бы столь вызывающей коллективной поездки в Смоленскую область при явном, открытом нежелании иметь дело с руководством России - остались бы все живы...
R.I.P