К юбилею художника, или Должны ли богачи чистить клозеты?


Иван Владимиров. Трудовая повинность для купцов, дворян и уголовных преступников. 1919
10 января исполняется 155 лет со дня рождения русского и советского художника Ивана Владимирова (1869/1870—1947). Живописец остался в памяти потомков, в том числе, тем, что на своих полотнах обличил со всех сторон революцию: и красный террор, и несчастья, которых постигли «бывших» людей: помещиков, генералов, офицеров, собственников, духовенство (священником, кстати, был и его отец)... У всех у них на его картинах — несчастные, умные, одухотворённые, страдающие лица. Защитники революции, матросы, красноармейцы, напротив, изображены с нескрываемой ненавистью и предстают сплошь как хамы с неизменной папироской на оттопыренной губе и спесиво задранным скошенным подбородком. Лица их тупые, наглые, чёрствые, надменные, так и светятся глупостью и самодовольством. Революция лишила художника собственного дома (он был национализирован) и дачи (она оказалась за границей, в Финляндии).
Одна из излюбленных тем хостов Владимирова — как проклятые большевики заставляют «бывших» выполнять трудовую повинность.

Буржуазия на трудовой повинности. 1920

Купцы и дворяне на работах по вывозу мусора со дворов. 1920

Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918
Конечно, когда перед этим три года простых солдат гнали на убой в окопы мировой войны, никакого протеста у художника это не вызывало, он с энтузиазмом творил патриотические плакаты. Но стоило ролям немного перемениться, как настали последние времена...
Однако тут любопытно, что критика этой меры большевиков звучала и слева. Так, газета московских анархо-синдикалистов «Вольный голос труда» в октябре 1918 года публиковала статью известного анархиста М. Чекереса (он же Николай Доленко, 1883—1944), в которой говорилось: «Принуждение буржуазии производить самые грязные работы, вроде очистки казарменных клозетов, носит характер издевательства и вредит делу социализма. Социализм имеет целью облагородить всякий полезный труд, как бы неприятен он не был. Злорадство же коммунистов при виде чистящего клозет буржуа, — развращает тёмные массы, укрепляя в них отвращение к чёрной работе».
А вы как считаете? :)
Можно отметить, что оба обличителя большевиков и трудовой повинности, и Доленко, и сам Владимиров, прожили в СССР достаточно благополучную, по меркам революционного времени, жизнь, и умерли в довольно преклонных летах.
Вот ещё из позднего творчества Владимирова:

Морская железнодорожная батарея в обороне Ленинграда. 1943

Берлин. Лето 45-го
Красноармейский командир на последней картине тоже курит папироску, глядя на несчастных берлинцев, но лицо его разительно отличается от лиц «красной матросни» 1919 года. Как же произошло столь чудесное превращение? :) Или просто изменилось отношение автора?.. :)