К вопросу о смирении, или: за что нас любить?

топ 100 блогов pretre_philippe20.07.2011 В России нарастают антицерковные настроения. Недавно антиклерикальный сюжет показали по центральному телевидению, а это в нашей свободной стране означает, что наверху в курсе и не возражают. Церковь неуклюже защищается, - пишет Борис Фаликов в вышедшей на днях его критической статье.

Действительно, ключевое и самое точное слово здесь – «неуклюже».
Если в обвинениях звучит прямая ложь или искажение фактов – опровергать, безусловно, необходимо. Отец лжи – дьявол, и ложь необходимо разоблачать. Но таких случаев набирается не так уже много по сравнению с теми, когда РПЦ критикуют обоснованно. И вот здесь встает вопрос о смирении каждого члена Церкви, от мала до велика, от рядового прихожанина до члена Священного Синода. Классическая христианская аскеза в лице многих святых отцов учит, что если о тебе кто-то отозвался плохо, покритиковал, нанёс обиду, значит надо искать причину в себе. Это очень трудно, учитывая то, что мало какая критика является совсем уж беспристрастной и стопроцентно справедливой. Если же не можешь в данный момент исправить ситуацию и устранить причину для этой критики, то хотя бы стоит смиряться. Пример простого человеческого смирения явил, например, распятый рядом с Иисусом разбойник на кресте, признав: «Достойное по делам нашим принимаем»… «Постоянно обвинять и осуждать самого себя… действительно нет другого пути кроме сего» (Древний патерик 15, 29).

Но как только дело касается церковно-общественного плана, ситуация почему-то становится в точности противоположной! Типичный аргумент для самооправдания на корпоративном уровне: я грешник, но Церковь свята и непорочна. Ну так поставим простой вопрос: КЕМ Церковь свята? Христом и Духом Святым. Значит, святость каждого из нас определяется близостью ко Христу и Духу и предполагает соответствующие плоды. Сама же по себе совокупность грешников, начальствующих и подчиненных, в священном сане или без него, еще не может давать иного качества, нежели объединения по-своему немощных и падающих людей. Иисус говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Если дела каждого из нас не вполне соответствуют истине, выраженной в Евангелии, а иногда даже являют свою полную противоположность, то мы приобщены к истине лишь отчасти, либо в нас вообще ее нет, когда дела наши в свете Божьего слова свидетельствуют против нас. Сторонние наблюдатели, пусть лишь отчасти знакомые с содержанием Нового Завета, это прекрасно чувствуют.

Вообще, за критику стоило бы быть скорее благодарным! Ведь многие критикующие просто-напросто спрашивают с нас то, какими мы должны были бы быть; в этом есть мудрый Божий промысел, в конце концов. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). Пусть эти вопрошания могут быть отчасти наивными, отчасти по неведению, но отмахиваться от них – значит лишь больше умножать сомнения и недоумения вокруг. В такой пренебрежительной позиции нет ничего проще, конечно… Но какой мерой мерим, такой же нам и отмеривается! Как можем мы ожидать любви и уважения со стороны, если сами их не предлагаем или подходим к окружающим весьма избирательно, то есть любим только любящих нас? Как можем говорить другим о смирении, если не показываем личный пример, ну если не на уровне «больший среди вас да будет всем слугой», то хотя бы простого признания своих промахов и просчетов? В таком случае, наше господствующее состояние духа ничем не отличается от нецерковного или просто языческого. А Церковь как организация в отсутствие братских взаимоотношений внутри нее неизбежно выглядит при таких условиях как обыкновенное человеческое учреждение со своими весьма земными интересами, типа министерства или «комбината религиозных услуг», как часто с иронией ее называют. Но как можно любить министерство или комбинат?.. В лучшем случае к нему можно отнестись потребительски, что среди многих наших сограждан как раз легко наблюдается!

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). О, если бы за Христа! – но не получается ли, что чаще всего за собственные глупости?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Московские власти посчитали, что для проведения акции «Общероссийского народного фронта» на Поклонной горе 6 мая не требуется согласование, поскольку это «не митинг, не шествие и не пикет», сообщает «Интерфакс». «Данная акция пройдет в форме ...
Попробуйте догадаться, почему ещё вчера у меня на домашнем рабочем месте висел календарь в такой странной конфигурации? P.S. В каментах подсказку ...
Путин может спасть спокойно, я пока не буду с ним выяснять отношений, пока это сделает моё доверенное лицо Илон Маск, я же займусь более важным делом. Буду выяснять, кто в магазине самый главный покупатель сахарка. а пока я качаю мускулы и наглаживаю свой бдсм костюм, готов ...
Неделю назад, в субботнее утро, мы вскочили от воя воздушной тревоги. Мы расслабились, в убежище нашем бардак - прошлые обстрелы были всего полгода назад, а обычная частота - раз в год. И вот, слушая полтора часа вой сирен - обстрелы шли один за другим - и листая новостные сайты, мы ...
Дорогие мамы малышей. Есть несколько вопросов про мороженое. 1. Даете ли своим малышам и как часто? 2. Заботитесь ли о составе? Покупаете какое-то наиболее натуральное (какое?) готовите сами? 3. Считаете ли натуральное мороженое полезным для ребенка? ...