К 125-летию Маяковского. Его первые книги
leninka_ru — 19.07.2018Обратите внимание на мой юзерпик в лунном свете, для сегодняшней
записи он пригодится как никогда. Можно любить Маяковского, можно
не терпеть, но разглядывать его книги, особенно самые ранние, —
занятие увлекательное. Может быть, это прозвучит неожиданно, но
первые издания Маяковского интереснее всех остальных первых изданий поэтов, когда-либо
показанных в блоге. Здесь читателя подстерегает больше всего
неожиданностей по сравнению с привычным, каноническим видом
сборников и собраний сочинений.
Требник троих : Сборник стихов и рисунков / Хлебников.
Маяковский. Бурлюк. — Москва : издание Г.Л.Кузьмина и
С.Д.Долинского, 1913. — 87 с., 15 л. ил.; 22 см.
Портрет из книги анфас:
На следующей странице — в профиль:
Наборщик превратил текст в бессмыслицу (вместо «графши» надо
«графишь»):
(Здесь и далее кое-где годы изданий приведены по внешним
источникам.)
Владимир Маяковский: Трагедия в 2 д. с прологом и
эпилогом. — Москва: Первый журнал русских футуристов,
1914. — 44 с., 7 л. ил.; 17 см. — (Футуристы). —
Подзаголовок обложки: Трагедия Владимира Маяковского, шедшая в 1913
году в театре «Луна-Парк» (Петербург).
2 д. — здесь не антоним «3D», а два действия. Как автор рисунков
указан «Д.В.Бурлюков» — это, конечно, Давид и Владимир Бурлюки.
Текст пьесы набран без пунктуации, зато с безудержным применением
акциденции: разными шрифтами, кеглями, с выходом за строку.
Тут нам электронная книга даёт возможность охватить взглядом общую
картину. Видите, что творится?
Одна из страниц:
Одна из иллюстраций — котик и строгие штампы. В пьесе есть
действующее лицо «Старик с сухими чёрными кошками» — сухие они
потому, что при поглаживании сухой кошки можно извлечь
электрическую искру:
Облако в штанах : Тетраптих. — Петроград : Издал О.М.Брик,
[1915]. — 64 с.; 17 см.
Весь текст набран прописными буквами. Знаков препинания почти нет,
это позже в собраниях сочинений появятся аккуратные многоточия,
тире и точки с запятой. В сущности, лесенка здесь уже легко
угадывается — но пока не придумана.
Посвящение:
Первая страница:
А цензуры-то, цензуры! И это в 1914 году, хотя в 1905 с цензурой
стало гораздо проще. Одна из полностью «зарезанных»
страниц:
Простое, как мычание : [Сборник стихотворений]. —
Петроград: «Парус» А.Н.Тихонова, 1916. — 118 с.; 22 см.
Флейта-позвоночник : Поэма. — Петроград: Взял, 1916. — 16
с.; 24 см. — Орфография титульного листа и текста смешанная.
Издательство «Взял» (!). Пунктуации стало ещё меньше —
даже на концах строк её нет. (Многие поэты — наши современники
пишут без пунктуации — интересно, после смерти их всех тоже
переиздадут с аккуратно расставленными корректорскими запятыми?)
«Смешанная орфография» означает, что от старой орфографии остались
только яти. Цензура продолжает свирепствовать. В
словосочетании "небесный Гофман" вычеркнули слово "небесный", не
говоря уже о любых упоминаниях Бога, религиозных сюжетов и
церковной терминологии.
Война и мир : [Поэма]. — Петроград : Парус, 1917. — 48 с.;
22 см.
У Льва Толстого было «Война и миръ» (в значении «невойна», «La
guerre et la paix», «War and peace»). Титульный лист «Войны и
мира», 1880:
Маяковский использовал вариант через i, то есть «Война и общество».
После орфографической реформы это противопоставление остаётся
описательно пересказывать, как непереводимую игру слов.
Стихи то и дело перемежаются нотами.
Тут я нарушу хронологию. Обличительные антивоенные стихи
Маяковского помнят хорошо. Гораздо хуже помнят плакаты, при
создании которых Маяковский выступил в роли военного агитатора. У
нас в каталоге красиво выстраивается подборка из 34 военных лубков 1914 года.
Художники — Лентулов, Малевич, Горскин. Маяковский. Автор подписей
в каждом случае — Маяковский.
Для примера:
Подписи такие:
Эх султан сидел бы в Порте, дракой рыла не попорти.
Эх ты, немец, при да при же, не допрешь, чтоб сесть в Париже
Немец рыжий и шершавый разлетался над Варшавой, да казак Данило
Дикий продырявил его пикой.
У союзников французов битых немцев полный кузов.
Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло!
Живо заняли мы Галич, чтобы пузом на врага лечь.
Человек; Вещь. — [Москва : Асис, 1918?]. — 61 с.
Обложка работы Маяковского:
Посвящение то же:
Два года назад тут бы всё вымарали:
Мистерия-буфф : Героическое, эпическое и сатирическое
изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским. —
Петроград : Свобода, 1918. — 79 с.
Оцифрованная обложка сильно обрезана:
Некоторые окна РОСТА 1920–1921 годов и собравший их
альбом:
Грозный смех. Окна сатиры РОСТА : [Альбом] / В.Дувакин. —
Москва ; Ленинград : Искусство, 1938. — XVI, 126 с., 2 отдельно
сброшюрованных приложения: ил.; 30 см.
Вот так они выглядели:
150 000 000. — Москва : Гос. изд-во, 1921. — 70 с.; 18
см.
За 1923 год в печати появилось рекордное количество сборников и
отдельных стихотворений — у нас в электронной библиотеке
целых семь оцифровок!
Солнце : Поэма. — Москва ; Санкт-Петербург : Круг,
1923.
Эта иллюстрация мне больше всех понравилась:
Про это / Фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста
Родченко; фотография Вассермана, Капустянского и Штеренберга. —
Москва ; Петроград : Государственное изд-во, 1923. — 50 л. ил.; 23
см. — На титульной странице: Ей и мне.
За всеми иллюстрациями очень рекомендую пойти по ссылке. Мне бы
хотелось здесь показать каждую, но тогда надо выделять для них
отдельную запись в блоге. Только одна, последняя:
Для голоса. — Берлин : Государственное издательство,
1923. — 61 с.
Одна из самых выдающихся по оформлению книг:
Содержание вырубкой, как в телефонной книге:
Названия стихотворений выглядят так:
А иллюстрации — так:
Маяковский улыбается. Маяковский смеется. Маяковский
издевается. — Москва : Круг, 1923. — 98 с.
Здесь поэт уложил колючую политическую сатиру в аккуратные
четверостишья-катрены. (Мы всё ждём, когда же появится
лесенка.)
Маяковская галлерея. — Москва : Красная новь, 1923. — 63
с.
Титульный лист:
И вот где наконец-то, впервые во всём просмотренном, лесенка
обнаружена:
Стихи революции. — Москва : Красная новь :
Главполитпросвет, 1923. — 98 с.; 17 см.
Лирика. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. — 93 с.; 19
см.
Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей:
(Кодекс законов о труде) : [в стихах] / Маяковский,
Третьяков, Адливанкин. — Москва : Труд и книга, 1924. — 47 с. :
ил.; 18 см.
Инфографика и статьи законов, указанные прямо рядом со стихами:
Два поэтических тревелога.
Париж. — Москва : Московский рабочий, 1925. — 40 с.
Испания. Океан. Гаванна. Мексика. Америка. — Москва ;
Ленинград : Государственное издательство, 1926. — 90 с.
Всё больше стихотворений издаётся отдельными книгами.
Сифилис : [стихотворение] / обложка и монтаж А.Родченко.
— Тифлис : Заккнига, 1926. — 15 с. : ил.; 18 см.
Разговор с фининспектором о поэзии. — Москва : Заккнига,
1926. — 14 с.: ил.
Задняя обложка с размещённой на ней рекламой:
Сергею Есенину / Обложка и монтаж А.Родченко. — Москва :
Заккнига, 1926. — 15 с.: ил.
Одна из иллюстраций Родченко:
Нос. — Москва : Федерация, 1928. — 107 c.
Называя этот сборник, Маяковский опять обыграл
классику. «Но.С.» расшифровывается на титульном листе как
«Новые стихотворения».
Фронтиспис:
Владимир Маяковский : Работы по изобразительному искусству: рис.
и текст / Вступ. статья О.М.Брик ; Ред. Б.Катаньян. —
Москва : Гос. изд-во изобраз. искусства, [1932?]. — 287 с. : ил.;
25 см.
В уже посмертном чёрно-белом издании воспроизведены портреты,
эскизы декораций, лубки, плакаты и другие графические работы.
Фронтиспис:
Оцифровки бумажных изданий особенно важно для стихов с лесенкой,
которую в интернете трудно отформатировать. Сайтов, на которых
содержатся стихи Маяковского, много, но далеко не на
каждом озаботились точным оформлением. В электронной
библиотеке РГБ в открытом доступе находятся
два многотомных собрания сочинений Маяковского, где
можно сверить цитаты, их точность и написание, и найти редкие
тексты.
Один его день, конец перечисления:
И, наконец, отдельная подборка ссылок на красочные иллюстрированные
издания для детей 1920-х — 1930-х годов:
История Власа, лентяя и лоботряса / Рисунки Н.Ушаковой.
— Москва : Молодая гвардия, [1927].
Эта книжечка моя про моря и про маяк / В. Маяковский ;
Рисунки Б. Покровского. — Москва : Молодая гвардия, 1927.
Что ни страница, то слон, то львица / Рис. К. Зданевич.
— Тифлис : Заккнига, [1928]. — [14] с. : цв. ил.; 28 см.
Конь-огонь : [стихи для детей] / В. Маяковский ; рис. Л.
Поповой. — [Москва] : Гос. изд-во, 1928. — [11] с. : цв. ил.; 24
см.
Кем быть / В. Маяковский ; Рис. Н. Шифрин. — Москва :
Государственное издательство, 1929.
Что такое хорошо и что такое плохо? / В. Маяковский ;
Рисунки Алексея Лаптева. — Москва : Государственное издательство,
1930.
Детям / В. Маяковский ; рис. Д. Штеренберг. — [Москва] :
Молодая гвардия, 1931. — 47 с. : ил.; 22 см.
Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?
[Текст] : [стихи для детей среднего возраста] / Маяковский ; рис.
Т. Мавриной. — Москва ; Ленинград : Огиз — Молодая гвардия, 1931. —
16 с. : ил.; 17 х 12 см.
Что такое хорошо и что такое плохо [Текст] : Для
дошкольного возраста / В. Маяковский ; Рис. В. Ивановой. — Москва :
Детиздат, 1936 (ф-ка детской книги). — Обл., [16] с. : крас. ил.;
29х22 см.
Для меня многое из найденного стало неожиданностью. Надеюсь, и для вас тоже.
|
</> |