Жить по совести или по закону?

топ 100 блогов Сообщество "Добро, зло, мораль, нравственность, этика, нравы."04.08.2011

Что есть совесть? Почему человека мучают порой угрызения совести? Откуда в человеке этот механизм?

Недавно в одном комменте прочитала такую интерпретацию: «Например, толкнул я в очереди человека, а потом вспомнил, как меня толкнули, как мне было обидно, и мне стало стыдно».  Примерно так представляют себе происхождение совести сторонники эволюционной теории.

Однако, тут можно возразить. Напротив, воспоминание о том, как меня толкнули, не может вызвать во мне угрызений совести! Скорее наоборот, оно могло бы послужить оправданием дурному поступку: «Меня когда-то толкнули, значит, и я могу сделать то же самое».

По моему глубокому убеждению, совесть – это сравнение себя с неким светлым образом, внутренним Идеалом Человека,  это неосознанное стремление человека к своему духовному идеалу. И стремление это абсолютно не носит какого-то практического характера. Оно НЕ  требует одобрения. Оно возникает как лично МОЯ внутренняя потребность совершать добро. Оно приносит мне удовлетворение сразу, независимо от одобрения или вознаграждения поступка. И наоборот, не соверши я этот необходимый поступок, я буду испытывать угрызения совести, даже если никто об этом не узнает. Только Я, только МОЙ идеал Человека служит моим образцом, моим мерилом, моим цензором.

Откуда берётся этот Идеал? Это вопрос, на который никто не сможет дать однозначный и исчерпывающий ответ. Люди верующие скажут, что это Бог или Иисус. Учёные скажут, что это фрагмент  ДНК или что-то в этом роде. Я не буду здесь искать ответа на этот вопрос, потому что он не имеет для меня никакого значения. Для меня важнее тот глубокий духовный смысл, который придаёт нашей жизни СОВЕСТЬ.

Для меня высшим проявлением совести, неопровержимым доказательством на всю жизнь стал подвиг одного замечательного Человека – педагога Януша Корчака. Если кто не знает, это был польский педагог, автор книг «Как любить ребёнка», «Когда я снова стану маленьким».  Когда гитлеровцы повели его воспитанников – детей-сирот – на сожжение в печах Треблинки, то ему предложили на выбор: остаться без детей или пойти с ними. Он без колебаний выбрал смерть. «Господин Гольдшмит, - сказал ему гестаповец, - мы знаем Вас как хорошего врача, Вам не обязательно идти в Треблинку». «Я не торгую совестью», - ответил Януш Корчак.

Когда я прочитала об этом, то не могла сдержать слёз. Хотя я человек вовсе не сентиментальный, над индийскими сериалами не плачу. Но тут я просто рыдала! Эта история просто перевернула мне душу! Это тот случай, когда один поступок убедительнее тысячи слов!

Может, кто-то скажет, что это был глупый, необдуманный поступок, что Корчак смог бы принести больше пользы, оставшись в живых, воспитывая послевоенных сирот, спасая другие жизни и т.д. и т.п... Но совершив этот героический поступок, Корчак дал миру гораздо больше! Он дал нам образец совести, истинной любви и самоотречения, образец мужества и духовной силы!

«Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением», - пишет другой великий педагог Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».

Для меня этот поступок убедительнее всех заповедей, проповедей и священных писаний!

Сейчас многие говорят о нравственной деградации общества, о духовном обнищании. Эта проблема помимо сугубо морального, наносит еще и практический, так сказать, материальный вред. От войн, терроризма, преступности, наркомании и т.д. страдает также и экономика, уровень жизни. Я уже не говорю об угрозах глобального масштаба, которые ставят под удар человечество в целом. И эту проблему необходимо уже как-то решать!

И вот тут наблюдаются очень интересные и забавные высказывания и предложения политиков, государственных деятелей и просто рядовых граждан. Не буду приводить примеров и вдаваться в подробности, суть их в следующем: необходимо инвестировать в развитие морали и нравственности, поощрять материально нравственные поступки, нравственный образ жизни и всячески повышать уровень жизни людей – как культурный, так и непременно материальный (а то он всё ещё очень низкий, благ материальных ещё мало). Необходимо также, чтобы было гражданское общество, либеральная демократия и свобода слова. Только в таких условиях может процветать нравственность – в сытом, интеллектуальном и равноправном обществе. Собственно, нравственность в таком обществе сводится к верховенству Закона, т.к. понятие «совесть» для последователей этой теории чуждо, для них она как реальность не существует. Поэтому вся нагрузка ложится на совершенный, учитывающий интересы каждого, Закон.

Некоторые считают, что нужно повышать уровень образования. Дескать, он напрямую связан с уровнем нравственности. С чем я категорически не согласна - слишком много повидала на своём  веку очень умных и образованных подонков. Ум без нравственности – страшное оружие! Кто-то же изобретает новые наркотики, новое оружие, средства массового поражения и т.д.

А что предлагает церковь? Обучение Слову Божьему детей в школах? Объединение церкви с государством? А что вообще представляет из себя религия? Кому она, прежде всего, нужна? Ведь религия, это не что иное, как навязанная извне совесть. Т.е. она предлагает заповеди, которые необходимо выполнять под страхом кары Божьей.  Но разве нам нужна ТАКАЯ нравственность – нравственность из страха, «из-под палки» или ради посмертного вознаграждения в раю? Я уже не говорю о нравственном уровне самих представителей церкви! Это отдельная история.

И что же нам остаётся? На кого надеяться? Кто же вытащит нас из этой трясины безнравственности, бездуховности и бессмысленности жизни? Кто, кроме нас самих?

Давайте будем жить по совести.  Давайте лелеять и взращивать в себе всё прекрасное, что в нас есть. То, что делает нас людьми. То, что возвышает нас в наших собственных глазах. Только наш внутренний нравственный ориентир должен служить нам указателем. Никакие законы, полиции, комиссии и комитеты не смогут сделать общество нравственным и справедливым. Всё зависит только от нас, от нашего внутреннего духовного мира.

Если же мы этого не сделаем, то нас ждёт нечто, пострашнее второй мировой войны.

Неужели нам непременно нужна война, страдания, гибель миллионов людей для того, чтобы мы пробудились? Неужели для того, чтобы проявились лучшие нравственные качества, человека нужно обязательно столкнуть лицом со смертью?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Глициния. Акварель по мокрому Поэтапные шаги   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ...
Оригинал взят у timur_nechaev77 в Раздавить гадину! Пожелания от православных для участницы акции с распятием (из обсуждения в блоге Андрея Кураева ): ------------------------------------- diak_kuraev пишет: "Надо было винтиками". arguendi пишет: "... я ...
"Мне сорок лет, двое детей, два развода. Рано начала работать, образования не получила. Есть специальность, которая кормила все эти годы, и освоила много смежных направлений. Много лет работала практически без отпусков, - письмо в рубрику_ответов В первом браке 12 лет - туда ушла моя ...
В три захода смотрел и на скорости 1,25. Фильм не понравился несмотря на высокие оценки КиноПоиск 8,5 из 10 и IMDb 8,5 из 10 . Потом вобще выяснилось, что это фильм Кристофера Нолана и я задумался: "А нравится ли мне Нолан в принципе". Пришёл к выводу, что не особо он мне нравится. По ...
Как Белолапик ехал в Киев Я тут на днях написала, что Белолапик едет в Киев - ровно как и каждый месяц, и собирает заказы для желающих получить там свои покупки из рук в руки. И многие написали, что, мол, кощунство - писать про доставку рисованных котиков в Киев, когда там апокалипсис, и ...