Жестокость в аниме: про зайчика и не только.

топ 100 блогов ru_anime09.03.2012

Есть в сериале «Цельнометаллический алхимик» (он же «Стальной алхимик»), в обоих сезонах, один эпизод, который побудил меня написать всё нижеследующее. Чаша терпения, так сказать, была переполнена давно, но слезинка зайчика стала последней каплей.

Жестокость в аниме: про зайчика и не только. Итак, ситуация: два мальчика (Эд и Ал, разумеется) проходят испытание: выжить месяц на необитаемом острове, да ещё ответить на вопрос со странной формулировкой: «Всё — это одно, а одно — это всё». Алхимией им пользоваться запретили, поэтому огонь и еду приходится добывать первобытным способом. Пойман зайчик. Лежит, лапки связаны, смотрит жалобно, плачет (!). И братья стоят над ним, и вроде ясно, что сейчас вот придётся его зарезать и разделать, да только жалко как-то, да и страшно убивать живое существо. И пихают они друг другу ножик (он у них один на двоих): «Давай ты!» — «Нет, ты!». А, тем временем, подбегает лиса, хватает зайчика — и бежать. Погоня. Лиса дерётся за свою (точнее, ловко отобранную) добычу, кусается, тащит зайчика дальше. Когда братья таки догоняют её, как раз возле лисьей норы, бедного зайчика уже рвут маленькими зубками такие миленькие, рыженькие, и такие голодные лисятки.

Аппетит у мальчишек моментально пропадает, но ненадолго: впереди ещё месяц борьбы за выживание. Впереди осознание того, что оба они, наравне с зайчиком и лисятами — участники пищевой цепочки, что все когда-нибудь умрут и станут для кого-то пищей. Трупы  людей и животных — бактерии — растения — травоядные — хищники, далее — везде. «Всё — это одно, а одно — это всё». Все там будем.

Месяц спустя. Те же двое, только пойманный зайчик уже другой. Лежит, лапки связаны, смотрит жалобно... Короткое «Прости» и удар ножа.

За что всегда уважал и уважаю японскую анимацию — все жизненные ситуации в ней показываются «как есть», без слюнявых купюр и политкорректных иносказаний. Сюжет, конечно, может быть совершенно фантастическим: роботы, магия, всё, что угодно, но когда дело доходит до более реальных вещей, фантастика заканчивается. Когда бьют — это больно, когда ранят — течёт кровь, когда умирают — это навсегда. Последнему обстоятельству в сериале «Цельнометаллический алхимик» уделено особое внимание.

Сказать, что «Алхимик» понравился мне тем, что тамошний мир жесток? Да ничуть. Он не более жесток, чем наш мир, тот самый, реальный, в котором мы все живём, и на реалиях которого делаются такие мультики. «Алхимик» хорош трезвым взглядом на вещи.

Давно замечено, и не мной, что при показе аниме за пределами Японии серии часто режут, а то и вовсе запрещают. Крови-де много, насилия много. Ещё эротики много, но о ней как-нибудь в другой раз.

Итак, ревнители добра хотят оградить детей от крови и жестокости. Вырезают из мультиков жестокие сцены, а то и целые серии выкидывают. Или вовсе запрещают к показу. Только бы детишки чего страшного не увидели! Но жестокость и насилие-то идут не из мультфильмов, они существуют в жизни помимо них, задолго до них появившись. Никто же не пытается вырезать его, скажем, из выпусков новостей. И уж вовсе невозможно телевизионным цензорам убрать кровь и насилие с улиц. Особенно с улиц тех городов, где идёт война, а она на нашей планете всегда где-то идёт, и хорошо ещё, если мы видим её не в окно, а по телевизору.

Между тем, в том же «Алхимике» подробно, в простой и доступной форме, рассказано обо всём, что касается войны, смерти, убийств, мести. О цене жизни и бессмертия. А также кое-что о стоящей за всем политике. Откуда и что берётся, как и почему происходит, кому это выгодно и чем это плохо. А ещё показано, что с этим надо делать. Показано не категорически, а на примере действий героев. Кого-то из врагов они прощают, даже превращают в друзей (ну, не в друзей, так в соратников), а кого-то безжалостно и настойчиво уничтожают.  К одним целям идут до конца, от других им приходится отказаться. За зрителем остаётся выбор: соглашаться или нет.

Поэтому, полагаю, все попытки цензурирования «жестокого аниме», на мой взгляд, не более чем прятание головы в песок. Проблемы гораздо разумнее решать, чем игнорировать их. Поэтому практику японских аниматоров — готовить юных зрителей к тому, что их ждёт, а не скрывать от них это, считаю правильной.

А что думает почтенное сообщество?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ким Кардашян и Канье Уэст ...
Нашел у себя в Чулане фотоальбом «Минск», 1981 года издания. Вот с этой фотографией (набережная в Минске) альбом в продаже был в двух вариантах, один, как сейчас вы видите, другой – с замазанными «Штрихом» бутылкой и стаканом,  так как дотошные читатели обратили внимание на то, что ...
Меня дико выбешивают стенания некоторых мужиков о том, что им приходится платить алименты своим родным детям. Особенно плач в стиле: "я не хотел, а она родила" Объясните мне кто-нибудь, у нас взрослые мужики - неполноценные амебы? Что значит "не хотел"? Предохранятся не пробовал? И не ...
Как вы считаете, было ли рабство геноцидом? Вот британский историк Дэвид Старки заявил , что не было, и привел в качестве доказательства следующее соображение: «Рабство не было геноцидом, иначе не было бы так много чертовых чернокожих в Африке или в Великобритании, не так ли?» ...
Татьяна Савицкая, Симферополь С вхождением Крыма в состав России даже воздух стал другой. Кстати, теперь больше дождей. Но говорить о каких-то глобальных изменениях внутри полуострова не приходится. Проблем масса — начиная от рейдерских захватов под видом национализации и вплоть до ...