Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало
tanjand — 13.12.2020Когда 21 августа 1933 года, восемнадцатилетняя Виолетта Нозьер призналась в отравлении своего отца, французская пресса взорвалась негодованием.
Общество считало, что Виолетта была «несерьезной девушкой», демонстрируя тенденции, типичные для недавно «эмансипированных» женщин: работа, заработок и свободная жизнь, несовместимая с девушками из рабочего класса.
Не имело значения, были ли обвинения в сексуальном насилии против ее отца правдивыми или нет, пресса решила сделать из нее антипример.
Они избрали Виолетту своим Черным ангелом, музой, которая будет их вдохновлять.
Они хотели демонтажа капитализма и патриархата, начиная с оспаривания буржуазного восприятия женщин как хороших, бескорыстных, покорных, невежественных, набожных и послушных.
Поэзия. Свобода. Любовь. Революция.
Сюрреализм не был причудливым бегством от реальности, а расширением осведомленности.
Однако, и сюрреалисты недалеко ушли от общего восприятия женщины в то время.
Понимание женщин сюрреалистами все еще во многом основывалось на стереотипах в идеализации.
Их либо воспринимали как муз, либо восхищались ими как инфантильными, одаренными ярким воображением благодаря их наивности и предрасположенности к истерии.
И все-таки …. Они сыграли огромную положительную роль.
Именно благодаря работам художников-сюрреалистов женская идентичность действительно получила шанс расцвести, ведь они пропагандировали миф о музе.
Долгое время художников-женщин запоминали в основном по их отношениям, часто сентиментальным, с художниками-мужчинами.
И лишь в последнее время их работа была проанализирована независимо.
Вот несколько (и это далеко не все) из самых известных и изученных женщин-сюрреалистов. Понадеемся, что и многие другие будут «открыты заново».
Валентина Гюго
Родилась в 1887 году. Получила академическое образование и училась в Школе изящных искусств в Париже. Пошла по стопам своего отца, став иллюстратором и рисовальщиком.
Известна по работе с русским балетом и французскими сюрреалистами.
У нее были прочные профессиональные отношения с Жаном Кокто.
Через Кокто Гюго познакомилась со своим будущим мужем Жаном Гюго, правнуком Виктора Гюго, и Андре Бретоном, основателем движения сюрреалистов, в 1917 году.
Изысканный труп от Валентины Гюго, Андре Бретона, Тристана Цары и Греты Кнутсон , 1933 год, через MoMA, Нью-Йорк
Выставлялась в салонах сюрреалистов в 1933 году и на выставке «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» в МоМА в 1936 году.
Слева вверху: Поль Элюар, Андре Бретон, Тристан Цара, Бенджамин Перет, Рене Кревель, Рене Шар
Мерет Оппенгейм
Мерет Оппенгейм, возможно, был единственным сюрреалистом, обладающим авторитетом в области психоанализа. Любопытно, что она также была одним из немногих сюрреалистов, которые предпочитали Юнга Фрейду.
В 1932 году она переехала в Париж, чтобы продолжить свою художественную карьеру, познакомившись с сюрреализмом через швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Вскоре она подружилась с остальной группой, в которую в то время входили Ман Рэй, Жан Арп, Марсель Дюшан, Дали, Эрнст и Рене Магритт.
Однажды, сидя в кафе с Мерет в 1936 году, Пикассо заметил на запястье Оппенгейм необычный браслет с меховой подкладкой.
Пикассо спросил, сколько вещей можно было улучшить с помощью небольшого количества меха, на что Оппенгейм ответила: «Даже эту чашку и блюдце».
Результатом этого игривого подшучивания стал знаменитый сюрреалистический объект Оппенгейм, Déjeuner en Fourrure, также известный как чашка с меховой подкладкой.
Произведение было куплено Альфредом Барром для недавно созданного Музея современного искусства. Считавшаяся «типичным сюрреалистическим объектом», чашка на меховой подкладке стала первой работой художницы в постоянной коллекции музея.
Хотя ее работы были восприняты коллегами-мужчинами с энтузиазмом, она все еще изо всех сил пыталась утвердиться в качестве художника и избежать роли музы и объекта вдохновения.
Ее независимый характер, расторможенность и бунтарское отношение сделали ее в глазах коллег-мужчин фетишизированным воплощением женщины-ребенка.
Это пренебрежительное отношение проявляется в словах Эрнста: «Кто покрывает суповую ложку роскошным мехом? Маленькая Мерет. Кто нас перерос? Маленькая Мерет.
Последствия антисемитизма для практики ее отца и сюрреалистическая диаспора во время Второй мировой войны вынудили ее вернуться в Швейцарию. Здесь она впала в глубокую депрессию и почти на двадцать лет исчезла из поля зрения общественности.
Работая на протяжении 1960-х и 1970-х годов, она в конце концов дистанцировалась от движения.
Сочувствуя феминизму, она, однако, никогда не изменяла своему юнгианскому убеждению в том, что между мужчинами и женщинами не существует разницы, и категорически отказывалась участвовать в выставках «только для женщин».
Забытая сюрреалистическая жемчужина, одна из самых критичных и непочтительных женщин-сюрреалистов.
Посвятила большую часть своей жизни разрушению буржуазного восприятия женщин как по своей природе хороших, самоотверженных, почитающих мужа, покорных, невежественных, набожных, трудолюбивых, послушных жену и дочерей.
Одна из первых женщин, присоединившихся к движению, Пенроуз была очарована примерами неортодоксальных женщин, и сама вела нетрадиционный образ жизни.
Мари Черминова
Мари Черминова 1902 год рождения, Тойен была частью чешского сюрреализма.
Тойен взяла псевдоним, нейтральный в гендерном отношении. Сексуально неоднозначный персонаж, Тойен полностью игнорировала гендерные условности, нося как мужскую, так и женскую одежду и принимая местоимения обоих полов.
Сюрреалиска второго поколения Доротея Таннинг
Бриджит Бейт Тиченор, «Сюрреалисты», 1956. Масонит, масло. Частная коллекция. Фото: предоставлено галереей Di Donna.
Но это уже другие истории.