Женщины и фантастика
blau_kraehe — 06.10.2016 Почему именно фантастика? Потому что мейнстрим и прочие реал-жанры все-таки хотя бы стараются отражать то, что есть, а фантастика - это мечта, это выражение подлинного мировоззрения автора, его философии.Так вот, в советской фантастике равенство м и ж было неоспоримым фактом, который вообще не подвергался сомнению. Или я что-то пропустила? Да, безусловно, в творчестве Стругацких женских образов мало, и они слабые. Но в самой структуре обществе никакой принципиальной разницы между ЭМ и Жо не прописано. Несмотря на сложнейшие проблемы в отношениях Майи Глумовой и Абалкина, Майя Глумова - исследователь, ученый, пользующийся авторитетом, она в молодости работает в экспедиции на другой планете, а в зрелости заведует уникальным музеем. Женщины участвуют в любых экспедициях (правда, честно говоря, не припомню женщин-прогрессоров), в любой работе, естественно, заседают в Мировом Совете. В общем, все понятно.
Аналогичная ситуация практически у любого советского фантаста, куда ни ткни, а у Ефремова, как мне тут сообщили мрачно, "матриархат" (действительно реально равное число и равная роль женщин и мужчин в космической экспедиции и в романах в целом ныне воспринимается уже не как равенство, а как "матриархат").
То есть до 90-х гг я даже вообще не подозревала, что можно думать как-то иначе.
Может, работала цензура? Но сомневаюсь, что советские фантасты прямо-таки писали неискренне.
И в то же время после 90-х гг, и чем дальше, тем хуже, нас настигает поток откровений.Про особую роль женщины и особую роль мужчины. Про неполноценность понятно кого. И так далее.
Например, у В.Рыбакова - мрачно ну просто все. Может, его не зря не печатали-то в Союзе? (кстати, и в ранних его вещах, например, "Доверие", очень смутно, но все это уже просматривается). Действующие лица - исключительно мужчины-творцы и герои; и не только в традиционалистской Ордуси, но и вообще везде, в любом произведении; правильная женщина предназначена для обслуживания и счастлива этим фактом, желательно вообще-то наличие даже двух женщин как минимум. Иногда про это говорится прямым текстом.
У Головачева (правда, он писал и в советское время, я слабо знакома с его творчеством по понятным причинам) слабые красивые женщины сидят на земле, а в космосе работают исключительно Настоящие Мужики. Собственно, аналогичных авторов много (читать их, как правило, тяжело).
И так далее. Несть им числа.
Есть еще более-менее приличные в этом плане авторы - но и то. Вот именно - И ТО. Ни Лукьяненко с его глупенькими слабыми подругами-спутницами настоящих героев, ни Дяченко (которые в целом психологически реалистичны) - не дотягивают до советских норм.
Причем все это понятно и объяснимо. Изменилось положение женщины в обществе, изменилось к худшему, изменилось в плане базиса - женщины стали зарабатывать значительно меньше мужчин, стали в массовых масштабах в одиночку отвечать и тратиться на воспитание детей, появились категории домохозяек, жен буржуев (желанная мечта многих женщин-тружениц, лишенных классового сознания)... и соответственно изменилась психология. И поперло вот все это. Вот такие у нас теперь мечты. Вот такая философия. Вот такие представления о женщинах и мужчинах.
Занятно, что по другую сторону океана процесс шел прямо в обратную сторону. По сравнению с американской фантастикой 60-х гг советская - сверхпрогрессивна. В первом Стар Треке женщины в коротких юбочках играют роль секретарш-подавальщиц на корабле и дико визжат и падают в обморок при первых признаках опасности. Которую потом разруливает бравый капитан Керк. (в литературе дело обстоит похожим образом - к примеру, у Гамильтона или Брэдбери) А у Ефремова женщина уже - руководитель космической экспедиции.
В нынешней же амерской фантастике, буквально уже после 2000-х, случился прогресс - женщины внезапно стали учеными, астронавтами, командирами кораблей и все такое. Причем если говорить о сериалах, этот прогресс просматривается буквально от года к году. Что ж, конечно, и в реальной жизни на Западе именно в этом веке женщины впервые более или менее приблизились к мужчинам по общественным возможностям - в 60-е годы еще существовали массы домохозяек, явление, о котором нам рассказали "Степфордские жены" и Бетти Фридан.
Но теперь адекватная оплата мужчины-работника, позволяющая содержать неработающую жену, уже невозможна. Для воспроизводства населения работать должны оба родителя, и соответственно, отношение к женщине меняется - она уже не "слабая красивая домохозяйка в мини-юбке", а полноценная труженица.
Казалось бы, в России экономическая ситуация еще хуже, женщины еще реже могут позволить себе не работать за деньги - но вот почему-то такое странное отражение в фантастике.
|
</> |