Jacqueline Du Pre, Концерт Эльгара. Игорь Семёнович Безродный.

топ 100 блогов muzika109.07.2011
*Потрясающе! Я открыла для себя нечто!
Сегодня, первого ноября, мы были нашим классом у Игоря Семёновича Безродного в Загорянке, смотрели на видео самого Шефа с его дочкой, Яшу Хейфеца, Артура Тосканини, Иегуди Менухина, Стерна и Жаклин Дю Пре.
Дирижировал Баренбойм, концерт Эльгара и Жаклин там всего лишь 22 года.
Это нечто!
Светловолосая, не яркой внешности, чем- то похожая на Ингу Армонайте, высокая, крупная, сильная и без косметики.
Полное воплощение в роль!
Страдающие и отключенные глаза, в Forte- настоящая тигрица, дьявол и аболютно другой человек.
Потрясающе! Я такого ещё никогда не видела.
И Игорь её назвал Действом!
Ведь я тоже чувствую, что во мне многое заложено. Не буду, не должна и не хочу себя ни в чём ограничивать, я должна добиться.
Ведь Игорь так высоко отзывался о моей сонате Франка, которую я только что играла на сцене Малого Зала консерватории, он сказал, что я там играла главную роль и что во мне многое заложено того, чего нет у большинства. Что я обязана доверять своим рукам и обязана себя называть талантливой.
Помни слова Игоря и навсегда запомни этот день!*

Бережно перечитываю эти свои наивные и восторженные строчки, сделанные мной в моём московском дневнике, который, к счастью, находится у меня в Амстердаме. Правда, одна целая тетрадь, увы, где- то потеряна.
Дневник, в котором досконально, подробно и по часам я записывала всё, что думала, делала, сколько я занималась в день, а также сколько я занималась в месяц, какие произведения проходила в классах моих гениальных Профессоров, сколько уроков в неделю я имела по скрипке, что мне на них говорилось, а также во сколько часов эти уроки имели честь быть, дневник был у меня ежегодным, ежедневным и ежечасным.
Ну, а всё остальное мне помогает восполнить моя феноменально отличная память.

Да, я запомнила тот самый день, воскресенье первого ноября, навсегда.
О чём я вам и хочу рассказать.
Опять- таки о моём любимом и самом дорогом на свете Профессоре Игоре Семёновиче Безродном,
http://muzika1.livejournal.com/124354.html
А без упоминания о Жаклин Дю Пре и её концерте Эльгара (на ролике, феноменально!) об этом дне рассказывать нельзя.

Игорь Семёнович давно хотел пригласить нас, своих учеников, к себе домой, в гости, на подмосковную, затенённую густыми сосновыми деревьями дачу в Загорянке, в которой он тогда жил, в полнейшем уединении, спокойствие и такой незабываемой тишине.
Во время года Игорь Семёнович часто находился в Финляндии, в Турку, оркестром которого он дирижировал, поэтому время найти было очень сложно.
И Игорь Семёнович (всем известный паникёр) был заранее убеждён в том, что мы, его бестолковые студенты, перепутаем всё на свете, заблудимся, забудем и не приедем.
Поэтому он был чрезвычайно рад увидеть боготворивших его, закутавшихся в шерстяные шарфы, шапки и высоко поднявших воротники дешёвых шубок, курток и пальто, скукоженных от ноябрьского московского холода, но таки приехавших на станцию вовремя стайку скворцов, его студентов.
Слегка сгорбленный и вечно курящий свою знаменитую трубку Профессор поджидал нас на перроне и его огромные и умнейшие глаза мгновенно сощурились в успокоительной улыбке, мы приехали.

Нас было всего лишь семь человек, не все смогли освободиться в тот день, хотя, как это возможно, я сейчас не понимаю.
Семь молодых и талантливейших скрипачей, имеющих честь учиться у Гения Скрипки.
А попасть к Безродному, я уже говорила, было практически невозможно.
Игорь Семёнович выбирал себе самых и самых сильных, талантливых и практически готовых, технически полностью оснащенных скрипачей.
Темпо уроков было очень быстрым, Шеф, в отличии от Бориса Владимировича Беленького, не любил долго возиться над одним произведением
К примеру, на каждый урок требовал принести три новых каприса Николло Паганини, в темпе и наизусть, а на следующий урок- три следующих. И так до самого конца, до 24- ого каприса. А потом опять заново. Репертуар в его классе был сделан грандиозным.
А тех студентов, кто ему не нравился, но таки учился у него в классе, он убирал без единого сожаления и разговора.
Как- то мне довелось присутствовать на таком вот *разговоре*, а мой урок был просто следующим.
Я даже не узнала Игоря Семёновича, скрипачка была выгнана из его класса за одну секунду.
Потом я очень сильно сочувствовала той девочке, правда, у неё сейчас в жизни всё очень хорошо.
За моё время обучения у Игоря Семёновича, из нашего класса им были убраны трое студентов. По той или иной причине.

Семь юных скрипачей.
Где же все мы сейчас.
Трое из них работают в первых скрипках самых ведущих и знаменитых оркестрах Америки, одна девочка шикарно преподаёт в Нью- Йорке и живёт там двадцать с лишним лет, один скрипач работает в Израеле, другой играет соло и давным давно живёт в Бельгии (Кстати, это был наш эталон, эталон уверенности в себе. Любой человек, когда- либо его встретивший в реале, мгновенно говорил о нём, *Потрясающий скрипач!*, так вот он умел себя продавать, а шеф нам это ставил в пример), ну а я живу в Амстердаме.
Никто из нас не остался в Москве.

Стены загороднего дома Игоря Семёновича были украшены многочисленными портретами.
Портретами Чарли Чаплина (любимейший и ближащий друг Безродного), Яши Хейфеца, Иегуди Менухина, Йозефа Сигети, Миши Эльмана, Исаак Стерна, всех на свете...
И все они были лично подписаны моему дорогому Шефу.
С любовью, уважением и искренним восхищением.
Мы, как и все на свете, Игоря Семёновича боготворили.
И в тот самый день не говорили практически не слова, а только его слушали.
Слушали бесконечные и бесчисленные записи на видео, прислушивались к каждому слову Шефа, а также ревниво смотрели на одну американскую оркестрантку, внешностью которой Игорь Семёнович восхищался.
Настолько восхищался, что даже поставил на замедленную скорость, что бы мы смогли оценить её красоту.
Помню, что мы все ревновали, а в нашего Шефа мы все были влюблены.
Игорь Семёнович нам много рассказывал о своих встречах с гениальной английской виолончелисткой Жаклин Дю Пре (1945- 1987), ставил её видео на стоп и призывал нас запомнить каждый её жест и мимику на лице.
*Действо!*,
Игорь Семёнович повернулся к нам и остановил видео, на том самом знаменитом моменте, когда концерт Эльгара переходит к четвёртой части.
И да, выражение глаз у Жаклин было ненастоящим, безумным, страшным и берущим за сердце.
Мороз по коже до сих пор если я смотрю и слушаю тот ролик.
И навсегда запомню реакцию Шефа на Жаклин, его огромнейшие и пронзительно умнейшие глаза.

Наверное, мы слушали записи часов так шесть.
А потом Игорь Семёнович сказал, что всех нас сейчас снимет на видео и мы должны будем сказать что- то о себе, а затем это вместе посмотрим и оценим.
Для того что бы понять и увидеть как мы умеем себя презентировать.
Ой, это было ужасно сложно.
Сидящая в данный момент в одном из самых ведущих американских оркестрах (попала туда с 25- ого раза!) великолепная и изучающая тогда у Шефа *Пляску ведьм* Паганини (я изучала в тот момент первую часть концерта Сибелиуса), скрипачка замкнулась, закрыла глаза, зажалась, засмущалась и сказала, что не знает что сказать.
Да и все мы были не на высоте.
Теребили себе нос от смущения, волновались и переживали.
Шеф нас всех пристыдил и сказал, что таким образом из нас не получится ничего достойного.
А умению себя вести, презентировать, говорить и преподносить Шеф уделял не меньшее внимание чем и самой технической стороне обучения на скрипке.
Более того, он нас учил ставить себя очень высоко.
Постоянно уделял внимание нашим положительным качествам, комплиментировал нашу внешность, более того, учил *хвастаться* и говорить о себе только хорошо.
И мало кто нам делал такое количество комплиментов, на которые был способен Игорь Семёнович.
*Послушайте, вглядитесь, какой это талант!*,
К примеру, так он часто говорил сидящей в его классе многочисленной аудитории из всех городов России, а также изо всего мира, а на уроках у Безродного всегда сидела публика, во время моих уроков.
Краснела- не краснела, чуть под землю от страха и стыда не проваливалась, но я играла дальше.
Его уроки были для нас настоящими концертами.
Туда заходили все на свете и самые ведущие и видные музыканты России.
В наш знаменитый семнадцатый класс.

Расписание его уроков велось не им самим, а нашей пианисткой, поэтому Игорь Семёнович никогда не знал в начале рабочего дня кто у него будет первым.
И, нередко, увидев меня взволнованно разыгрывающейся, а волновались мы перед уроками всегда, у консерваторского лифта, прямо рядом с семнадцатым классом, шеф расплывался в улыбке,
*Я рад, что первой сегодня будешь ты. Я свежий и очень хочу с тобой заниматься, мне с тобой интересно, дам тебе наибольшее время*.
Игорь Семёнович меня очень любил.

Мы проголодались и Игорь Семёнович попросил нас, девочек, поухаживать за ужином.
Наташка удивительно виртуозно нарезала сыр и ветчину и я прекрасно помню, как Игорь восхитился,
*Какое искусство, Наташенька! Какие тоненькие ломтики и как ты это всё красиво положила на тарелку! Ты не только шикарная скрипачка, а мастерица на все руки.*

Мы возвращались домой и молчали.
Были опустошены, переполнены впечатлениями и знали, что разговорами тот великий день лучше было не портить.
Я вернулась домой и написала в дневник верхние строчки, а потом тихо легла спать.
Много думала и смотрела с широко открытыми глазами в ночной потолок.

Игорь Семёнович Безродный.
Всё, что я о Вас не пишу, этого всё равно не достаточно.
Вы были выше, чище, лучше и гениальней всех на свете.
И я счастлива, что могла слышать, как Вы играли на скрипке.
Ведь не разыгрываясь и беря наши дешёвые и простенькие скрипки во время уроков в свои руки, Вы безошибочно, виртуозно и гениально показывали нам любой труднейший пассаж, из любого произведения, наизусть, чисто и потрясающе.
Завтра я напишу о встрече с Вами в Амстердаме.
От часа в час, ото дня в день.
О том, как я встречала Вас в нашем аэропорту, как я Вас провожала домой, как я Вам заказывала амстердамское такси, как Вы мне звонили в мою амстердамскую квартирку, как я Вам играла концерт Брамса, как мы с Вами сидели в кафе, о чём Вы мне тогда рассказывали, что Вы мне рассказывали про Mister Bean, как я за Вами ходила по пятам, я всё помню.
А встретилась я тогда с Вами за пару месяцев до Вашей смерти.
Но кто же это тогда мог предположить...
Я рада, что каждое Ваше слово и указание- замечание было мной запечатлено, внимательно записано и запомнено.
Когда- нибудь сделаю из этого Ваш архив.

Jacqueline Du Pre.
Действо.
И этим всё сказано.
Jacqueline Du Pre, Концерт Эльгара. Игорь Семёнович Безродный.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Активисты движения "Местные" планируют разбить сад на Бородинском поле . Акция запланирована на 5 мая. О том, будут ли перед работами по благоустройству Бородина проведены археологические раскопки и перезахоронены останки погибших при ...
Сон неосознанный, устаю, много работы, беспокойство в эфире. Да и работаю во сне по балансировке мира. Снилось, что мне подарили Никон д70 ( старенький но пыхтит, подарили в реале, по настоящему) и тырчик, мопедик, тоже старенький гедеэровский ( только во сне, не в реале). Хочу сделать ...
Сегодня акции российских предприятий с первых же минут торгов рухнули повергнув в шок "белых воротничков". Более чем на 45 позиций менее чем за час. Одним из рекордсменов обвала оказался бессмертны "Газпром". Я не буду бросаться громкими названиями типа "Черный понедельник" ибо дл ...
Навстречу мне шла женщина — молодая, крепкая, высокая. Она громко выговаривала своему спутнику. Он был невысокого роста и отвечал ей низким голосом. Я ещё подумала, что это ее сын, с рано сформировавшимся басом. Но поравнявшись, увидела, что это вполне взрослый мужчина. И он не ...
    Перепостив пост о костюмированном бале 1903 года, захотелось рассказать о интересной трансформации.     Мода на всё русское и, конкретно, на русский кокошник в XVIII-XIX-XX веках охватила Европу. Наши царевны начали выходить замуж за ...