Из Осло в Москву через Северный полюс
sigmund_rod — 15.08.2022Помните, недавно у меня пост был про то, как можно сейчас добраться до Москвы из Европы, когда всё небо у нас закрыто для российских компаний, а в России для иностранных? Тогда я предложил несколько вариантов через Хелсинки, Таллин, Ригу и Вильнус/Минск. Тогда же мне посоветовали в комментах взглянуть на другой маршрут, через крайний север Норвегии и России, Киркенес и Мурманск. Как вы видите на карте выше, вы летите в Киркенес, там находите транспорт через границу, доезжаете до Мурманска, и оттуда уже летите куда вам надо.
Так вот, неделю назад я проделал именно такой маршрут. Из Осло в Киркенес каждый день летает пару прямых самолётов SAS. Также летает и Norwegian, но этот с промежуточной посадкой в Трёмсо, и поэтому несколько неудобно. Поэтому я полетел на SAS.
В аэропорту Осло, как обычно, всякие Мерседесы и VW продавали свои электромобили. Вот здесь писал уже об этом. Помимо обычных, увидел вот такой странный китайский электрический SUV:
Называется Voyah, и это большой китайский SUV, который может проехать 550 км по циклу WLTP. Батарея огромная, 106 кВтч брутто, и даже удивительно, что едет всего лишь 550 км. Видимо потому что батарея LFP, это более дешёвая китайская химия, которая всё больше и больше проникает на наш норвежский рынок. У них удельная плотность энергии ниже чем у обычных батарей (NMC или NCA), но они стоят значительно дешевле и не горят. Стоит машина начиная с 719 тыщ нефтекрон (72 тысячи евро).
Лететь из Осло до Москвы напрямую 2 часа 15 мин. Лететь до Киркенеса примерно столько же, даже чуть подольше. В Киркенесе меня встретил вот такой угрюменький аэропортик размером с большой ангар:
В Осло было градусов 25, здесь же ближе к 13-ти. Конечно, это в конце концов Крайний Север. При выдаче багажа меня приветствовали местные достопримечательности:
Вообще, медведей тут вроде много. В аэропорту меня встречала машина, которая затем должна была везти меня в Мурманск. В мордокниге есть группа, в которой можно найти «такси». Некоторые из этих ребят самые настоящие таксисты, у которых есть как автомобили, так и миниавтобусы. Другие же вообще частники. Некоторые просто ездят между Мурманском и Норвегией по своим делам, и подвозят народ при этом. Все русские, норвежцев я не видел. Причём цены нет никакой стандартной, надо договариваться. Я договорился на 5 тр, хотя некоторые с опытом смогли выторговать даже 3,5 тр. Других за семь и за восемь тр везли. В одну сторону, то бишь. Нас в машине было 6 человек вместе с водителем.
До границы там совсем близко, ничего особого не проезжаешь и природа с обоих сторон границы очень похожа.
Но с норвежской стороны там много ухоженных домиков везде, а с российской — 20-и километровая полоса отчуждения. Переход с норвежской стороны называется Storskog ("Большой лес"), а с российской — «Борисоглебск».
Между ними там метров сто. Вот норвежский:
На норвежской границе вы выходите из машины перед шлагбаумом, заходите в домик вместе с чемоданами, у вас смотрят паспорта, и вы едете дальше. Всё быстро. С российской стороны строже: паспорта смотрят тщательней, проверяют что у вас в чемоданах, затем отметку в паспорте смотрят ещё пару раз при выезде с погранперехода. Но в общем тоже быстро. Очереди не было.
Как я и сказал, с российской стороны границы есть то ли 13, то ли 20 км полосы отчуждения, закрытой вот таким забором с колючей проволкой:
Как мне объяснили, это не против норвегов или русских, а против нелегальных иммигрантов. Похоже те много раз пытались перепрыгнуть через этот забор, но их очень быстро забирали наши пограничники, потому что камер там до фига и с другой стороны забора много тундры, так что там не затеряешься. А местные-то, как мне сказал водитель, как раз часто ездят в эту закрытую зону на охоту и рыбалку со специальными пропусками: там по дороге я видел много машин запаркованых на обочине.
Ктати, дорога там хорошая, так называемая Р-21 «Кола», совсем недавно перестроенная.
Пока мы ехали, за эти 20 км от границы нас остановили ещё в двух местах и наскоро посмотрели паспорта. Лучше сказать — посмотрели, есть ли они у нас или нет.
Посёлки и городки там довольно угрюмые, видимо с домами постройки ещё времён совка. Против норвежских ухоженных домиков — очень сильных контраст. Вот этот, например, «Заполярный».
Ещё встречаются какие-то кафешки, где можно сходить в туалет за 25 рублей :-))) В Норвегии пописать бесплатно.
Природа там, как я и сказал, похожа на норвежскую, арктическая: низкие кривые берёзки, а иногда вообще тундра. И сопки везде.
Где-то часа через четыре мы доехали до Мурманска. Сам Мурманск посмотреть времени у меня не было, но кое-что из машины увидел. Обычный российский город, который в основном таким и остался со времён совка.
Например, старые советские панельки, на них советские панно:
Вход в одно из таких зданий, старый убитый подъезд, где ремонт вообще никогда не делали:
А такие вещи в Норвегии точно не увидишь:
Есть, конечно, и более новые постройки, типа таких вот ТЦ:
Есть и другие здания новой постройки, но я их не видел.
На улицах народ очень горячо поддерживает российскую армию. Позже в Москве я такого не видел.
Здесь же такие наклейки были видны очень часто.
Ну а вообще, туда надо ехать, смотреть, и всё показывать, впечатление о Мурманске у меня конечно не сложилось.
Дорога в аэропорт шикарная, новая. Сам аэропорт тоже маленький, но побольше киркенесовского.
Зал вылета забит киосками, которые закрывают очень классное советское пано на заднем плане. Непонятно, что там таможня делает. Или раньше были прямые самолёты из Норвегии и Финляндии?
Самолётов здесь много, на Москву летают штук 6 прямых рейсов в день, и ещё много в другие города. Я летел на «Победе». Не то чтобы она мне сильно нравилась (никогда не летал до этого), и даже скорее совсем не подходит Внуково, куда она летает (мне лучше в Шереметьево). Но просто по времени она мне единственная подходила.
Был наслышан о ней как о компании похожей на Ryanair, где вас постоянно пытаются обмануть, и иметь дело с ними, это как пытаться своровать у вора. Зная это, я хорошо подготовился, и почитал все их правила провоза багажа, и, поэтому проблем у меня с ними не было. Тем не менее, да, видел, как старые тётки на посадке ругались с какими-то пассажирами из Средней Азии по поводу перевеса. Причём очень в грубой форме, как типо «ту куда прёшь, ну ка стой, я те сказала низя, значит стой!». Такого ни в Норвегии ни даже в Шереметьеве я себе представить не могу. А внутри самолёт действительно классический Ryanair:
Правила эвакуации на спинках сидений, спинки кресел не опускаются, расстояние между рядами минимальное, точно как у ирландцев. И летели на нём в основном эммигранты. Но самолёт суперновый, 737-й.
А Москва меня встретила очень по-московски:
Везде куча народа, даже ночью, на дороге вонь от выхлопных газов, и т д. Но об этом уже в следующем посте.
Это блог про Норвегию вообще и про электромобили в частности ;-) Добавляйтесь в друзья или подписывайтесь!