Из музыкального созвездия Кима Брейтбурга... вспомнилось...
-yashma- — 18.08.2010Вот только этим днем поверилось в возможность природной прохлады... Уж и не надеялась когда-нибудь снова ее ощутить!
Медленно, очень медленно сползает с августа чудовищное одеяло - по полградуса, по четвертушечке... Зной все еще царит, да и бетонные стены еще не скоро его отпустят, но все-таки ночь хоть немного стала его приглушать. А меня - приглашать смотреть другой зной, музыкально-любимый, в видеозаписях...
Песни Кима Брейтбурга
...Новогодняя необыкновенная телекартинка с "Розой Каира" сразила в 2002 году, подарив мне одну из самых красивых, на мой взгляд, песен у Валерия Леонтьева и застряв в памяти как один из самых лучших, красочных его номеров. Да и не только его...
Цветистая россыпь, словно из египетских сказок; яркая песня, прелестный мотив! Терпкие звуки блестят и переливаются в знойной мелодии, в плясках и пламени, - как искусно уложены в пять минут воображаемые тысяча и одна ночь!
Валерины черты, его игра, его наряд, весь антураж номера с арабским налетом - ни дать ни взять возлежит царь Шахрияр, тоскующий по своей Шахерезаде...
Лицо восточного владыки словно бы сбросило обычную непроницаемость - воспоминания и надежды скользят по нему, и в грозной красоте лица, в нежной деспотичной улыбке проступают грусть и желание, и глаза сверкают черными бриллиантами, а скупые жесты медлительны и плавны, как мерные взмахи опахала; и настроение кажется томным, как движения красавиц на заднем плане. Только иногда резко взглянет он, и этот быстрый поворот головы, напоминая бросок змеи, идет как бы в унисон с питоном, лениво изгибающимся на руках танцовщицы.
(Вот интересно, правду ли говорили, что Валера тогда снимался с поврежденной ногой? В том новогоднем представлении у него был еще один номер, шуточный вариант песни "Каждый хочет любить", и снова он снялся статичным - сидя за столиком, в образе людоеда, уплетающего огромную кость... Как жаль, что нигде не могу встретить эту запись в пристойном качестве!)
А для сцены Валера создал "Розе Каира" удивительный номер с балетом, который всегда был украшением любого концерта. На вечере Кима Брейтбурга не было ей равных по красоте и зрелищности!
Сколько вариантов видела с этим номером - и все с блеском.
В шоу Юдашкина эта "Роза" и вовсе расцвела неожиданным манером - в коллекции кутюрье, в образах моделей, и свет облек декорации в роскошный пурпур словно специально под Валерин номер...
Мне нравится у этой песни даже название...
На мой вкус, в этом вопросе - насчет названий песен - лучше бы придерживаться минимализма, а то излишне развернутые только портят дело...
Вот, к примеру, у Пугачевой "Миллион алых роз". Ну, и к чему тут слово "алых"? Просто "Миллион роз" куда лучше, мне кажется, - емко и красиво.
Или "Бродяга-аккордеон" у Валеры (он тут более к месту) - я бы свела название просто к "Аккордеону"; уточнение "бродяга", на мой взгляд, хорошо звучит только в самой песне...
Так вот, с "Розой Каира" мне нравится, что не вздумали развезти заголовок на полную строчку - не стали называть "Пурпурной розой..."
А "Гюльчатай" - другая песня Брейтбурга, которую не спутаешь ни с одной другой, - по-иному и не могла бы называться, как только по имени героини.
И опять обворожительная восточная экзотика! В ритмично-тягучем сладостном напеве словно слышно жаркое дыхание пустыни и вкус халвы...
Я уж было подумала, что композитор видит исполнителя Леонтьева исключительно в восточном колорите, но тут подоспел европейский "Аккордеон" и очаровал меня с другой стороны - примесью танго, ласково-контрастного, белого с черным, в тон клавишам... как мне видится.
Тогда мне подумалось: вот в чем характерная особенность песен Кима Брейтбурга, написанных для Валеры, - в их сюжетности и легко запоминающемся красивом мотиве! Который нетрудно поймать и напеть любому, даже не обладающему особым слухом.
Они ведь правда красивы, эти песни, они гармоничны и очень просты. Валера делает из них просто прелесть какую конфетку-изюминку, непременно с зажигательным танцем при оригинальных деталях: то цветы-трансформеры у девушек в "Розе Каира", то "заарканивание" певца в "Гюльчатай" да акробатическое подбрасывание его на вытянутых руках балетных; то сверхнеожиданный эротический эффект девичьих нарядов в скромнейшем на первый взгляд "Аккордеоне"...
Одна из последних работ "Случайный танец" традиционно полюбилась мне с первого же раза и показалась лишним подтверждением подмеченной закономерности в смысле доступности и приятности.
Песенка о танце и любви - и оформлена она изящным танцем и любовным посылом, и спета чудесно, и аранжирована броскими красками. Все легко и настроено на любовную романтику, как и должно быть...
Должно?
Да нет, в музыке никто никому ничего не должен, а творец своему вдохновению и подавно...
Рок-композиция "Люди не птицы" не оставила камня на камне от всей моей закономерности. Ким Брейтбург написал ее не типичной, не легкой, не сладостно-развлекательной, не любовной, - и попробуй ее с ходу спой медвежьему слуху!
У Валеры она оказалась, соответственно, без участия балета, без отвлекающих игрушек-приемов, на сцене поет-летает только ОН, он сам, невиданных "дел мастер"; когда надо - то и настоящий рок-исполнитель.
Получается, что и здесь, в совместном творчестве Леонтьева и Брейтбурга, единственная закономерность - это непредсказуемость...
Чья - артиста или композитора?
Обоих, выходит...