Из дневников времен СССР. Про Олега Табакова
nicolaitroitsky — 19.01.2014 Седьмая часть. И дальше вглубь. Там - ссылки на предыдущие записи.Из этой записи я потом сделал курсовую работу, потом пытался напечатать статью, но не прошла - недостаточно комплиментарная, чересчур критичная получилась. Критиковать наших знаменитых актеров мало кому из театральных критиков разрешалось, а тут мальчишка на народного артиста покусился...
И опять мне пришлось подрезать свое юношеское утомительное многословие
18 июля 1978 года
Актер Олег Табаков в современном советском театре - это фигура очень путаная и сложная. Его артистическая судьба и счастлива, и сурова.
Если говорить о его творчестве , необходимо отделить его ранние роли от последних, позднейших. Я больше затрону ближайший период его деятельности.
Ранний Табаков был эквивалентом, синонимом искренности и простоты на сцене. Он появлялся, и, казалось, ему не надо было играть, он был больше, чем хороший актер. И он не занимался слишком техникой дела, строя всё на внутреннем самочувствии.
Но он был-таки большим актером, и сумел создать типичный, истинно русский образ Адуева-младшего в "Обыкновенной истории", вписав славную страницу в летопись осмысления классики
Но с годами, войдя в средний возраст, Табаков потерял обаяние мальчишества, он не мог больше находиться в кругу привычных ролей.
Надо было найти что-то иное. И актер с редкой смелостью сразу перешел к возрастным ролям.
Но нашел ли он теперь свою стихию? Видимо, не до конца. Его творчество потеряло цельность и равномерность. Табаков долго искал и находится в поисках до сих пор. Он до сих пор не смог подняться до правды его раннего творчества (я хочу сказать - до правды многих ролей, имеются и сейчас удачи).
В своих последних поисках Табаков бросался то туда, то сюда, но очень мало на этом пути было несомненных удач. Может быть, это хорошо, что от постоянной и чуть примитивной искренности актер перешел к спорности, разноречивости.
Но, скорее всего, он в весьма опасном положении, когда не предостерегаемый критикой и и бурно поощряемый зрителями, Табаков потерял собственный критерий и остановился на типаже, им самим признанным непогрешимым.
Крайне трудно назвать общую тему актера последних годов, настолько различны и противоположны его роли. К несчастью, это не свидетельствует об универсальности, так как различные роли эти разноценны.
Попробуем условно разделить его творчество на несколько тем: первая - комически-типажно-сатирическая. Здесь у артиста нет ни одной настоящей удачи и именно в этой области он больше всего работает...
Внешняя сторона ролей стала перевешивать внутреннюю.
И не только пустота второго плана, отсутствие внутреннего наполнения, противовеса выразительному гриму, смешным деталям туалета, не только это опасно... Интонации Табакова то и дело становятся искусственными, надуманными, фальшивыми. Это и не искусство представления, Табаков далек от вахтанговской школы, он все-таки реалист, это уже склоняется к ремесленности, наигрышу.
Ярчайшими примерами могут служить его Сантехник в "А поутру они проснулись" и Анчугин в "Провинциальных анекдотах".
Табаков очень подробно отделывает внешне своих пьяниц, изображает изо всех сил их ужимки, позы, жесты, но он не создает образов-характеров.
Оба его героя похожи на куклы, игрушки, марионетки, а не живых людей. Это никак не вяжется с современниковской школой.
На этих двух его работах можно очень ясно увидеть другую страшную ошибку, роковой просчет, одно из худших зол для большого артиста - полная однообразность, одинаковость. Настолько одни и те же интонации, выражения лица, жесты, что это почти что один и тот же герой.
Но это проявляется не только в этих двух ролях. Эта однообразность, которую принято называть штампом, вторгается в другие работы Табакова, полноправно распоряжаясь в них.
Мы слышим его растянутые слоги, долгое "м", удлинненные, как бы перекатывающиеся переходы от звука к звуку везде - и в "4 каплях", и в фильме "Красавец-мужчина", и в "12 ночи", и и в фильме "Механическое пианино" и т.д., и т.п.
Одинаковость - огромная беда хорошего актера, она сводит на нет многие качества его таланта.
Аналогичное явление однообразности мы можем сейчас увидеть у другого превосходного артиста Л. Броневого - один и тот же набор жестов и интонаций во всех спектаклях.
У Табакова нет такой подавляющей однообразности,... но актеру грозит судьба Броневого, который уже не может вырваться из крепких пут штампа...
В силу всех приведенных выше фактов, необходимо согласиться, что комическая направленность не числе близких Табакову тем.
Так как желание рассмешить привело его к техническим находкам, отвлекло от внутренней сути персонажей... И беда еще в том, что публике это нравится, публика любит, когда актер играет одно и то же в каждом спектакле, ей трудно перестроиться, если вдруг актер не так играет, как надо, а Табаков, который является любимцем публики, во всем ей подчиняется.
Но что это за актер такой, что не имеет собственного вкуса?!..
Сильная сторона творчества Табакова - это драматические роли. Здесь у него внушительные удачи... Знаменательно, что эти роли появились в последнее время, и можно делать предположения, что Табаков частично осознал необходимость перемен.
Я имею в виду, прежде всего, главную роль Егора Полушкина в фокинском спектакле "Не стреляйте в белых лебедей"...
Спектакль решен очень простыми и обманчиво примитивными средствами. Главное, на что опирается Фокин, это декорация - она кажется натуралистичной: налита настоящая вода, насыпан настоящий песок. Но в действительности, это обобщающая декорация, символизирующая, что речь идет о живой природе. И, вол-вторых, исполнитель главной роли, который делает главную иджею предельно ясной и до горечи понятной каждому.
Табакову необходима была искренность , жизненность в этом спектакле... Сама тема не допускает фальши, а режиссерское прочтение требует просто жизни, безыскуственности от актера. И Табаков живет в этой роли, он слился с героем, он ни на секунду не отстраняется от него...
Это русский вариант Дон Кихота. И актер поднимается до этих высот. Иначе говоря, кажущаяся элементарнейшая арифметика его роли - оказывается высшей математикой постижения человеческой души. Он открыл в Егоре Полушкине такие глубины, о которых вряд ли подозревал Борис Васильев.
Последняя работа Табакова в "Современнике", Нурков в "Обратной связи" (пьеса Александра Гельмана), также большая удача... Его работу можно поставить рядом с Потаповым Е. Леонова и О. Ефремова - по точности типа, по глубине и серьезности подхода, по одушевляющей мертвых, вернее, мертвенных, похожих на графики или таблицы гельмановских героев, идее...
Даже в этих, хороших работах Табакова - есть места, где проскальзывают его штампы, в интонациях, в манере подачи слдов, но эти моменты незначительны и позволяют надеяться, что незаурядный актер еще возьмет своё.
Если в театре в последнее время появляются обнадеживающие роли, то этого нельзя сказать о кино. Там господствует штамп и худшие ошибки Табакова... Например, последний фильм "Красавец-мужчина", где всему мешает резкий диссонанс между интересным внешним образом и неправдой внутреннего существования (недавно посмотрел еще раз тот фильм. Я был неправ, Табаков там очень хорош, но в 1978 году я думал иначе).
Но кино - всегда для актера второстепенно, менее важно.
Продолжение следует
Дневник советской поры. О времени и о себе
Из дневников времен СССР. 1978 год