Из дневников времен СССР. Про Олега Табакова

топ 100 блогов nicolaitroitsky19.01.2014 Седьмая часть. И дальше вглубь. Там - ссылки на предыдущие записи.

Из этой записи я потом сделал курсовую работу, потом пытался напечатать статью, но не прошла - недостаточно комплиментарная, чересчур критичная получилась. Критиковать наших знаменитых актеров мало кому из театральных критиков разрешалось, а тут мальчишка на народного артиста покусился...
И опять мне пришлось подрезать свое юношеское утомительное многословие

18 июля 1978 года
Актер Олег Табаков в современном советском театре - это фигура очень путаная и сложная. Его артистическая судьба и счастлива, и сурова.
Если говорить о его творчестве , необходимо отделить его ранние роли от последних, позднейших. Я больше затрону ближайший период его деятельности.
Ранний Табаков был эквивалентом, синонимом искренности и простоты на сцене. Он появлялся, и, казалось, ему не надо было играть, он был больше, чем хороший актер. И он не занимался слишком техникой дела, строя всё на внутреннем самочувствии.
Но он был-таки большим актером, и сумел создать типичный, истинно русский образ Адуева-младшего в "Обыкновенной истории", вписав славную страницу в летопись осмысления классики

Но с годами, войдя в средний возраст, Табаков потерял обаяние мальчишества, он не мог больше находиться в кругу привычных ролей.
Надо было найти что-то иное. И актер с редкой смелостью сразу перешел к возрастным ролям.
Но нашел ли он теперь свою стихию? Видимо, не до конца. Его творчество потеряло цельность и равномерность. Табаков долго искал и находится в поисках до сих пор. Он до сих пор не смог подняться до правды его раннего творчества (я хочу сказать - до правды многих ролей, имеются и сейчас удачи).
В своих последних поисках Табаков бросался то туда, то сюда, но очень мало на этом пути было несомненных удач. Может быть, это хорошо, что от постоянной и чуть примитивной искренности актер перешел к спорности, разноречивости.
Но, скорее всего, он в весьма опасном положении, когда не предостерегаемый критикой и и бурно поощряемый зрителями, Табаков потерял собственный критерий и остановился на типаже, им самим признанным непогрешимым.

Крайне трудно назвать общую тему актера последних годов, настолько различны и противоположны его роли. К несчастью, это не свидетельствует об универсальности, так как различные роли эти разноценны.
Попробуем условно разделить его творчество на несколько тем: первая - комически-типажно-сатирическая. Здесь у артиста нет ни одной настоящей удачи и именно в этой области он больше всего работает...
Внешняя сторона ролей стала перевешивать внутреннюю.
И не только пустота второго плана, отсутствие внутреннего наполнения, противовеса выразительному гриму, смешным деталям туалета, не только это опасно... Интонации Табакова то и дело становятся искусственными, надуманными, фальшивыми. Это и не искусство представления, Табаков далек от вахтанговской школы, он все-таки реалист, это уже склоняется к ремесленности, наигрышу.
Ярчайшими примерами могут служить его Сантехник в "А поутру они проснулись" и Анчугин в "Провинциальных анекдотах".
Табаков очень подробно отделывает внешне своих пьяниц, изображает изо всех сил их ужимки, позы, жесты, но он не создает образов-характеров.
Оба его героя похожи на куклы, игрушки, марионетки, а не живых людей. Это никак не вяжется с современниковской школой.
На этих двух его работах можно очень ясно увидеть другую страшную ошибку, роковой просчет, одно из худших зол для большого артиста - полная однообразность, одинаковость. Настолько одни и те же интонации, выражения лица, жесты, что это почти что один и тот же герой.

Но это проявляется не только в этих двух ролях. Эта однообразность, которую принято называть штампом, вторгается в другие работы Табакова, полноправно распоряжаясь в них.
Мы слышим его растянутые слоги, долгое "м", удлинненные, как бы перекатывающиеся переходы от звука к звуку везде - и в "4 каплях", и в фильме "Красавец-мужчина", и в "12 ночи", и и в фильме "Механическое пианино" и т.д., и т.п.
Одинаковость - огромная беда хорошего актера, она сводит на нет многие качества его таланта.
Аналогичное явление однообразности мы можем сейчас увидеть у другого превосходного артиста Л. Броневого - один и тот же набор жестов и интонаций во всех спектаклях.
У Табакова нет такой подавляющей однообразности,... но актеру грозит судьба Броневого, который уже не может вырваться из крепких пут штампа...

В силу всех приведенных выше фактов, необходимо согласиться, что комическая направленность не числе близких Табакову тем.
Так как желание рассмешить привело его к техническим находкам, отвлекло от внутренней сути персонажей... И беда еще в том, что публике это нравится, публика любит, когда актер играет одно и то же в каждом спектакле, ей трудно перестроиться, если вдруг актер не так играет, как надо, а Табаков, который является любимцем публики, во всем ей подчиняется.
Но что это за актер такой, что не имеет собственного вкуса?!..

Сильная сторона творчества Табакова - это драматические роли. Здесь у него внушительные удачи... Знаменательно, что эти роли появились в последнее время, и можно делать предположения, что Табаков частично осознал необходимость перемен.
Я имею в виду, прежде всего, главную роль Егора Полушкина в фокинском спектакле "Не стреляйте в белых лебедей"...
Спектакль решен очень простыми и обманчиво примитивными средствами. Главное, на что опирается Фокин, это декорация - она кажется натуралистичной: налита настоящая вода, насыпан настоящий песок. Но в действительности, это обобщающая декорация, символизирующая, что речь идет о живой природе. И, вол-вторых, исполнитель главной роли, который делает главную иджею предельно ясной и до горечи понятной каждому.
Табакову необходима была искренность , жизненность в этом спектакле... Сама тема не допускает фальши, а режиссерское прочтение требует просто жизни, безыскуственности от актера. И Табаков живет в этой роли, он слился с героем, он ни на секунду не отстраняется от него...
Это русский вариант Дон Кихота. И актер поднимается до этих высот. Иначе говоря, кажущаяся элементарнейшая арифметика его роли - оказывается высшей математикой постижения человеческой души. Он открыл в Егоре Полушкине такие глубины, о которых вряд ли подозревал Борис Васильев.

Последняя работа Табакова в "Современнике", Нурков в "Обратной связи" (пьеса Александра Гельмана), также большая удача... Его работу можно поставить рядом с Потаповым Е. Леонова и О. Ефремова - по точности типа, по глубине и серьезности подхода, по одушевляющей мертвых, вернее, мертвенных, похожих на графики или таблицы гельмановских героев, идее...
Даже в этих, хороших работах Табакова - есть места, где проскальзывают его штампы, в интонациях, в манере подачи слдов, но эти моменты незначительны и позволяют надеяться, что незаурядный актер еще возьмет своё.
Если в театре в последнее время появляются обнадеживающие роли, то этого нельзя сказать о кино. Там господствует штамп и худшие ошибки Табакова... Например, последний фильм "Красавец-мужчина", где всему мешает резкий диссонанс между интересным внешним образом и неправдой внутреннего существования (недавно посмотрел еще раз тот фильм. Я был неправ, Табаков там очень хорош, но в 1978 году я думал иначе).
Но кино - всегда для актера второстепенно, менее важно.
Продолжение следует

Дневник советской поры. О времени и о себе
Из дневников времен СССР. 1978 год

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Юрия Чурсина порой называют "актером-загадкой", ведь в образе харизматичного, талантливого и многогранного артиста с необычной внешностью есть что-то мистическое. Кстати его даже сравнивают с Виктором Авиловым...В настоящий момент ему 43 года и  он уже успел положить в свою ...
А все-таки, мы живем среди чудес. Идешь  через самый обычный совершенно прозаический двор и впереди вдруг  вспыхивают летящие золотые искорки. Это у нас шел очень мелкий снег - почти невидимый и очень ярко светило солнце. А сегодня был туман - такой, что утреннее солнце больше ...
1-й Инженерный мост, Санкт-Петербург Он соединяет остров Летний сад и Спасский остров, через реку Мойку. Длина моста – 23,25 метра, длина по задним граням устоев – 25,4 метров, ширина — 15,26 метров, ширина по осям перил – 9,5метров, ширина по карнизам – 9,8 метров. Решётка перил ...
Знаешь, дорогая, мужчин, которые не любят цветов, очень мало, намного меньше, чем женщин, не любящих драгоценности. Страсть женского сердца – камни, эти вечные цветы, что подарил ей бывший ангел света. Не надо ложной стыдливости, милая, пусть твои глаза разгораются вечным пламенем, когда ...
Не получается установить на ноут MS Office 2023 при уставнке выдается ошибка Тип системы: 64-разрядная операционная система, процессор x64. Как исправить ошибку, как установить ...