Из церкви — склад
pyhalov — 18.11.2020 Воистину, неисчислимы преступления безбожных комуняк.3 ноября 1913 года происходило в г. Выборге торжественное освящение старого Петровского собора. История этого собора такова. В 1318 году Доминиканский орден, воинствующего католичества, утвердившись в Выборге, построил деревянную церковь.
В 1494 году церковь горит и на ее месте воздвигается каменный собор. Но немного суждено было ему слышать в своих стенах католические напевы. В 1527 году хлынула волна реформации. Католичество здесь было уничтожено, и каменные своды храма огласились гимнами этой реформации.
Наступает 1710 год. Петр Великий завоевывает Выборг. Собор переходит, с согласия самих покоренных жителей, в руки русских и делается первым православным собором города Выборга.
В 1799 году, по каким причинам, одному Богу известно, православный собор делается интендантским складом.
Но в 1912 году нашлись русские люди, 8-й Финляндский стрелковый полк, который выхлопотал себе эту былую, заброшенную святыню. На кличь помочь в деньгах своими грошами откликнулись солдаты почти всей армии и вот — святыня возобновлена.
День, когда впервые после стольких лет поругания русской уже святыни, пронеслось православное дыхание православной молитвы к Превечному. Этот день для нас русских чудесный. Его нужно отметить в летописях не только нашей русской церковной истории, и не только как факт того, что мы православные-русские отвоеванием этой святыни от люторов и от осквернения: «препрехом и победихом»/ Но, главное, как факт, которым Превечный Сущий приподнял завесу своих таинственных судеб в создании мира и в частности Святой Руси.(РГИА. Ф.806. Оп.5. Д.10767. Л.697–699)
Словно вспышки зарницы, мысли 3 ноября, когда я стоял под сводами этой древности, освещали непроглядную ночь былого прошлого, связанного с этою пятивековою святынею всех исповеданий и, вместе с тем, позволяли ориентироваться в той ночи, почти еще непроглядной тени тех сложных понятий, открытий, изобретений, которые окружают и надвигаются на русскую жизнь.
Дикое язычество, обожествленный папа, сменивший человека бога цезаря, как представитель горделивой Западной культуры.
Его храм выстроенный на берегу залива, чтобы удобнее крестить... кого? Нас Новгородцев, когда уже мы были христиане, но только, православные.
Далее Лютер со своими подвижниками...
Все мешается...
Человека-бога папу сменяет горделивый ум реформации, той же, горделивой культуры Запада, — только с другой стороны.
Храм меняет свое имя, но с тем же назначением: крестить в эту культуру... Кого? Нас Новгородцев...
А эти синие воды залива?! О! Сколько они попили крови тех бойцов Новгородцев, которые в бою решались лучше погибнуть в пучинах, чем уступить врагу.
О! Эти серые скалы! Сколько раз они слышали боевой клич: «за Веру, за дом Софии премудрости Божией»? Клич этих богатырей, шедших за веру и отчизну — умирать в этих водах.
Но, вот там, где то, за далью синевы — послышались громовые постукивания богатырского топора.
То гениальный Петр рубил окно в Европу.
Еще один удар могучего плотника, и, Выборг сделался «подушкою» для этого окна.
А храм? Его своды, под крестное знамение мозолистой руки Великого Царя, огласились славянским православным «аллилуиа»...
Но, Творец еще и еще ведет свой народ к совершенству.
Тяжкий млат Его, тяжелыми испытаниями народа, кует булат из Св. Руси... Бироновщина... Полное попрание Русских Святыней... Мешаются понятия.... Борьба понятий... Целые века этой борьбы... Творец зрит за Русью... В борьбе крепнут силы Божиего Творения...
Но прислушаемся к жизни...!?
Что было «замусорено» вот, как эта, приобретенная святыня, начинает очищаться...
Уже слышны голоса этих тружеников, очищающих русское дело от мусора, которым его завалил гордый Запад.
И среди этих, пока еще глухо доносящихся голосов, слышатся уже отчетливые, хотя и отдельные пока звуки...
Вера Православная, Царь Самодержавный, Святая Русь!
Я свято верю, что эти голоса обязательно сольются в один могучий гимн, который разгонит сумрак нашей жизни.
Свидетель тому этот Божий храм.
И хотелось бы крикнуть, под могучие напевы богослужения: Уйдите же прочь, темные призраки былого прошлого этого места...
Не смущайте вы нашу православную христианскую душу, приступающую праздновать обновление и освящение своего храма.
Много грязи вы здесь накопили нам...
Но что делать, мы не мстим, мы молимся!..
Ваше дело кончилось, а наше начинается...
Здесь Превечному Господу Богу уже раздалось православное русское аллилуиа... И сие буди! Буди!
Священник Соколовский.
г. Выборг.
19/7 ноября 1913 года
Мои примечания:
Дату написания статьи Соколовский даёт с ошибкой, поскольку на тот момент разница между старым и новым стилем составляла уже не 12 (как в XIX веке), а 13 дней.
После того, как Финляндия стала независимой, православный собор опять превратился в лютеранскую кирху. Во время советско-финской войны она была разрушена, уцелела лишь колокольня. На фотографии вверху её современный вид.
Это отнюдь не единственный случай, когда в Российской Империи православные церкви переделывали в склады и прочие хозяйственные помещения. См. например: Как из церкви сделали гауптвахту, казарму и склад
|
</> |