IV. Поезд 551 и "онежская перемычка"

топ 100 блогов periskop.su06.07.2021 Из Кандалакши мы стартовали на юг на весьма специфическом поезде - №551 Мурманск - Симферополь частного оператора "Гранд-Экспресс". Специфический он прежде всего своим заковыристым маршрутом, из-за которого мы и приехали сюда. Он идёт не прямо через Петрозаводск - Москву -Воронеж на крымские юга, а восточнее - гораздо более длинным и сложным путём. Сперва переходит по "онежскому пояску" на архангельский главный ход, потом по нему спускается к Вологде, а от Ярославля уходит правее и блуждает по средней России и Поволжью второстепенными ветками - проходя Иваново, Ковров, Арзамас, пригород Нижнего Новгорода, Саранск, Пензу. Поэтому мы и хотели на него попасть: в прошлом 2020-м году его внезапно отменили из-за ковида, в итоге тогда пришлось сдать билеты. А сейчас, когда его возобновили - снова взяли, но теперь уже не от Кеми, а от Кандалакши. Так было несколько дальше ехать, но зато удобней для нормальных ночёвок и избегания ночного ожидания. Единственно, ходит он только раз в 9 дней, поэтому маршрут пришлось дотошно рассчитать.

В общем, в 2 часа ночи 16 июня в кандалакшский полярный день наш 551-й плавно тронулся от перрона и двинулся по Кировской магистрали направлением на юг. В этой части мы посмотрим проход "онежского пояска", который я до этого никогда не проезжал на поезде.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка
Станция Сумской Посад на "онежком поясе"


2. Первая остановка на пути - Кемь, около 7 утра. Это мы ещё шли по главному мурманскому ходу. Солнце светило всю ночь, как оглашенное, поэтому пассажиры поезда почти все окна задраили, чтобы хоть как-то поспать. Но в Кеми я проснулся и решил прогуляться, в конце стоянки.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

3. Кемский паровоз-памятник Эр.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

4. Затем я ушёл в хвостовой тамбур, чтобы понаблюдать расхождение онежского и карельского ходов. На этом кадре - выход со станции Кемь, до развилки ещё далеко.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

5. Проходим мост через полноводную, бурную и порожистую Кемь, на которой расположен целый каскад небольших ГЭС.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

6. Вот и Беломорск. Стоянка тут всего лишь 5 минут, так что здесь я не выходил. День сегодня ясный и солнечный, и даже немного намекает на северную полярную жару :)
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

7. От Беломорска идёт однопутка, так как западнее него проложен грузовой обход напрямую, без захода на станцию. А на фото 2 пути потому, что один из них идёт на Петрозаводск, главный, и второй, по которому идём мы - это онежский ход. Оба электрифицированные и рассчитаны на тяжелые составы.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

8. Вот и их расхождение. Прямо пошла линия на Петрозаводск - Свирь.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

9. А через некоторое время ж/д треугольник замыкается и к онежской линии подходит второе соединение - для грузовых поездов с юга.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

Карта 1. Но для наглядности надо бы показать суть нашего маршрута, почему он уникален. Смотрите, мы уходим вбок на восток и следуем перемычкой между мурманским и архангельским ходами. Красные точки - это места стоянок поезда, где я выходил. Фиолетовая линия - Октябрьская ж.д., зеленая - Северная ж.д. Граница между ними находится на этой перемычке. Строилась онежская перемычка в 1939-41 гг., перед войной, в малонаселённой и заболоченной местности, и началу войны представляла собой весьма слабую, плохо оборудованную линию. Но её преимущество было в том, что она уже была к началу войны! И когда финны перерезали Кировскую магистраль в октябре 1941, то Мурманск не оказался отрезанным благодаря ей. Её усиливали все эти годы, строя разьезды и водоснабжение. И вплоть до 1944 года она выполняла исключительно важную стратегическую роль - связывая Мурманск и его порт со всей остальной страной и пропуская ленд-лизовские грузы. А также снабжая северную часть Карельского фронта.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

10. Поскольну "онежская перемычка" отклоняется на восток, ей приходится пересекать все впадающие в Белое море речки, а также ББ канал. Сперва пересекаем речку Выг, которая ниже перегорожена плотиной.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

11. И она смотрится весьма неслабо в этом месте!
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

12. Прошли мост через реку Выг. Но это ещё не канал!
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

13. Предмостной разъезд Шижня. Линия однопутная, поэтому встречный грузовой уже ждёт освобождения перегона. Составы тут идут полноразмерные, тяжелые, всё как один под новыми "Ермаками".
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

14. Местность тут унылая, заболоченная, леса нет. Кстати, интересно, что к Белому морю ж/д нигде не приближается, так что вокруг только болота и леса. И немногочисленные станции с разъездами.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

15. Ага, вот и Беломорканал!
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

16. Мост через ББК уникальный - он разводной, но особым образом: подвижный пролёт по своим рельсам приподнимается, отъезжает назад и становится "на попа", высвобождая узкий фарватер.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

17. Вся эта местность около канала очень хорошо охраняется: тут не только мост, но и совсем недалеко шлюз.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

18. После прохода Беломорканала, наконец, можно было перевести дух и пойти на свои места на завтрак. А на завтрак у нас была беломорская баночная печень трески, купленная вчера на кандалакшском рынке. Вкусная! Но больше 150-200 г на одно лицо зараз употреблять её не рекомендуют, а то можно получить белковое отравление. Всего в меру, даже очень вкусного.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

19. Вот и Сумской Посад, 7 минут стоянка. Но проводник выпускать нас отказался: наш вагон был вне платформы. Пришлось проходить через 2 вагона и спускаться там, где платформа.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

20. Наш "Гранд-Экспресс" на Сумском Посаде.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

21. Через 2 с лишним часа после Сумпосада покидаем пределы Октябрьской ж.д. и входим на территорию Северной ж.д. Самая большая промежуточная станция Онежской перемычки - Малошуйка. Тут когда-то было паровозное депо, но и сейчас что-то осталось, возможно меняются бригады. В Малошуйке мы стоим 20 минут.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

22. За вокзалом поставили здоровенный ЛВ, на фоне которого охотно селфится вагонная публика, соскучившаяся хоть по какой-то движухе. Правда, я подбежал к паровозу пораньше, пока его не облепили дети.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

23. Около паровоза - семафор и избушка, целый исторический комплекс.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

24. Такое ощущение, что вылезли гулять ВСЕ, так как трасса глухая, малонаселенная, и всем надоело сидеть в вагонах. Погода способствует, солнышко пригревает, около +23° - для Северов просто идеально.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

25. Поморские собаки-попрошайки. И ведь дождалась своего - буквально через полминуты после этого кадра собачьке вынесли щедрую порцию курицы!
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

26. Шикарное место для позирования.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

27. Поодаль от вокзала, в скверике - малошуйский Ильич.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

28. Ещё вид на вокзал Малошуйка.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

29. Примерно через полтора часа после Малошуйки пересекаем самую большую водную преграду онежской перемычки - реку Онега (фото IV. Поезд 551 и онежская перемычка flackelf).
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

30. Сама Онега тоже очень немаленькая и полноводная (фото IV. Поезд 551 и онежская перемычка flackelf).
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

31. За Онегой перегон реконструируется, с перекладкой пути.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

32. Вот так выглядит линия за Онегой, проходя в глухих лесах. Идёт по ней поезд весьма неторопливо, около 9 с половиной часов.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

33. Северный пейзаж, село Кодино.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

34. И станция Кодино. Скоро уже вольёмся в архангельский ход.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

35. Все, Онежский пояс проехали и сейчас выйдём на Московско-Архангельскую линию. Впереди станция Обозерская, о которой уже в следующей части. Из Архангельска линия идёт сугубо тепловозная, электрификация есть только по онежской перемычке, по которой мы и ехали. Причём электрифицировали линию не так давно, 15-20 лет назад, когда пришлось усиливать подходы к портам Балтики и Мурманску.
IV. Поезд 551 и онежская перемычка

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну что, как прошёл ваш первый день без табака?)) Мой нормально!! Все курят, как и курили. Магазины и киоски по-прежнему торгуют табачными изделиями, только товар убрали с прилавков!)))) Вместо это висят на витринах прейскуранты с ценами! Ну не знаю...мне лично кажется, что это несправед ...
Печерский суд Киева на два месяца арестовал депутата Михаила Добкина, дав ему при этом возможность в течение пяти дней внести залог в размере около двух миллионов долларов. Депутат заявил, что таких денег у него нет. На заседании суда присутствовали его соратники по Оппозиционному ...
«Я депутат советской улицы, Выдали мандат на чердаке мне…» Депутат Туапсинского районного совета Шишкин В.А. делился праздничным настроением с окружающим миром. Из приоткрытых окон трофейного «Порше», слышался голос ленинградского еврея. Бутылка «Вятского кваса» особой выдержки, ...
Новый герб, несмотря на первичную критику и непонимание, имеет ряд достоинств. Это космическая мантра, буддийская и индусская храмовая живопись, где всё мироздание, сложная икона (в допетровскую эпоху такие особенно рисовали как «Хвалите Господа с небес»), матрица для большого города. ...
Пять с половиной лет назад журнал "Наука и религия" начал проект диалога с учеными официальной науки . Предварительный итог тут . Отдельно похвалюсь последним результатом: можно уверенно показать старейший на сегодня топ-памятник Египта, у которого определяется год постройки - Иглу ...