Итоги года: что прихвачено в ушедшем 2021 году
ailev — 01.01.2022
Прошлые итоги 2020 -- https://ailev.livejournal.com/1549088.html.
В этом году TL;DR:-- описал интеллект-стек, переписал "Образование для образованных 2021" на 652 страницы
-- прорыв с системным моделированием и архитектурой предприятия (SysMoLan и coda.io как моделер)
-- в шестой раз переписал "Системное мышление 2022", добавил упражнения по моделированию (там под 900 книжных страниц получилось).
-- записал таки сутки видео "Системный менеджмент 2021" и "Системное мышление 2021", ещё и с упражнениями и дополнительными материалами (доклады выпускников с моими комментариями по архитектуре предприятия)
-- Systems thinking 2020 вышло на английском (спасибо Ивану Метёлкину и его команде)
-- продолжаю мультидансить, но существенно расслабился и даже вышел разок потанцевать сольные (после 34 лет перерыва)
-- сын на втором курсе, пока без троек
-- кофемашин у меня уже две, кофе продолжаю пить по четыре раза в день, но эспрессо
Опыт показал (вот тут собраны ссылки на все итоги за последних полтора десятка лет -- https://ailev.livejournal.com/profile), что всё одно я этими годовыми постами с подробными ссылками не пользуюсь, так что буду краток.
1. Методология
Я по прежнему считаю себя методологом: отвечаю на вопрос "как делать". В этом году главный результат был -- онтологическая проработка понятий "мастерство", "интеллект", "мышление" и прописывание 17 мыслительных дисциплин интеллект-стека как основы мыслительного мастерства. Начали мы весной с проработки танцевального стека практик (на основе представления о системных уровнях танца), это было доложено Ириной Парамоновой и Антоном Климатом в мае (https://ailev.livejournal.com/1567569.html) и тут же по образу и подобию начали делать интеллект-стек на основе представления о мыслительном мастерстве. В июне я начал переписывать "Образование для образованных 2021" и таки переписал полностью, вот хронология проекта: https://ailev.livejournal.com/1585944.html.
Системная схема учебного курса в июле (https://ailev.livejournal.com/1575106.html) стала абсолютно понятной и прозрачной. Книга (https://ridero.ru/books/obrazovanie_dlya_obrazovannykh/) и курс (https://system-school.ru/uptodate) вышли в октябре, на проект ушло четыре месяца. Суть проекта: я понимал, что никакой инженерии и менеджмента без системного мышления, никакого системного мышления без онтологии, никакой онтологии без машинки типов/теории понятий. Вопрос: а если внимательно раскрутить эту цепочку "без вот этого нельзя понять вот то", какие это были бы дисциплины? Вопрос от "какие это были бы учебные курсы" перешёл в вопрос про дисциплины, а дальше выяснилось, что этих дисциплин аж 17. Какое-то продвижение с "вычислительным мышлением" (было порублено на осмысленные части и вставлено в состав интеллект-стека в разных его местах) тут только один из результатов. Я оцениваю выход ОдО2021 как своё крутейшее методологическое достижение, уж явно не меньшее, чем создание курса системного мышления. В конце концов, системное мышление оказалось только 1/17 от всего интеллект-стека.
Ещё одно достижение -- я, наконец, записал сутки видео с поддержкой нескольких сотен слайдов лекционной части кругозорного курса системного менеджмента (https://system-school.ru/systems-management) и курса стратегирования как кусочка будущего курса кругозорного курса предпринимательства (https://system-school.ru/strategy). Я перестал рассказывать этот материал, вместо меня это начало делать видео. И упражнения с заданиями: все ходы записаны, мы перешли на blended learning, я больше времени стал тратить на занятиях на разбирательство с проектами.
Очередной прорыв года -- это разборка с SysMoLan, определение coda.io как моделера. Идея пришла в голову тогда, когда я готовил упражнения для ОдО2022: я понял, что по факту в нашем Aisystant появился моделер, а когда я составляю таблички для заполнения студентами, программируя их работу по развитию себя, ровно всё то же самое может происходить и для предприятия, ровно в этой форме (только моделер, конечно должен быть другой). Тем самым удалось обобщить результаты, которые были получены в экспериментах по моделям предприятия, которые делали ещё в 2020 году Антон Меркулов, Иван Падабед и Юрий Геронимус.
Тут было несколько тесно взаимосвязанных идей:
-- SysMoLan нужно мыслить на архитектурном уровне формальности, это псевдокод (как Архимейт, а не как eDSL в каком-нибудь языке программирования).
-- четыре уровня моделирования: М3. мета-мета-мета-модель как табличный язык, М2. мета-мета-модель -- это ключевое, это объекты внимания, это знают все наши ученики, это типы для классов объектов, которые нужно находить или создавать (если не нашли) в жизни. М1. Мета-модель -- это операционная модель системы (в том числе операционная модель предприятия). Ей владеют subject matter exprets, и им не нужно знать наших дисциплин, им и так хорошо. Делается в виде заголовков таблиц. Хинт в том, что заголовки таблиц аннотированы типами мета-мета-модели, и наши выпускники, фокусируют внимание экспертов (или своё, если они в двух ролях сразу). М0. Нулевой/операционный уровень -- модель системы (и предприятия тоже) без всяких "мета", экземпляры объектов учитываются в ячейках таблиц, разработанных на уровне М1 нашими выпускниками и экспертами.
-- Моделер тут любой, лишь бы не визуальный и без задания типов мета-мета-модели (то есть Архимейт не подходит по обоим пунктам!). Подойдёт моделирование табличных баз данных, лучшим вариантом был назван coda.io. И сотрудникам предприятия с этого момента не нужно знать системного мышления и системного менеджмента, им нужно заполнять таблички. А вот тем, кто эти таблички составляет, им нужно знать полный интеллект-стек, и они по факту будут директорами по развитию, ибо будут знать know-how как осмыслять и организовывать жизнь людей на предприятии.
И после выхода ОдО2021 и обкатки моделирования я потратил ещё три месяца на переписку "Системного мышления 2022" (https://system-school.ru/systems-thinking), добавив туда не только терминологические новинки и новинки самого системного мышления, но и рассказ о системном моделировании и упражнения по моделированию (как в Aisystant, так и задания на моделирования своих рабочих проектов в coda.io). Это даёт возможность организовать семинарские занятия с преподавателями/инструкторами по системному мышлению.
После того, как разобрались с системным моделированием, стало абсолютно понятно, что и как делать, чтобы инженер стал директором по развитию. И в результате на каждом потоке системного менеджмента и стратегирования (их было три в 2020 году) в группе оказывался инженер, который прямо в ходе курса становился директором по развитию в немаленькой фирме. Мы таки начали делать людей умнее: нужно было просто докрутить интеллект-стек, чтобы можно было поддержать компьютерами моделирование на уровне формальности псевдокода.
Отдельная линия -- это работа лаборатории собранности, где обсуждали весь год тему сознания и внимания, а затем потихоньку перешли к обсуждению "термодинамических теорий эволюции" (термин пока рабочий, но итогом всего этого служит исследовательская программа на 2022 год, вот она: https://ailev.livejournal.com/1601601.html). На то, чтобы сформулировать эту программу, ушло довольно много времени.
Под самый конец года ещё и вышли три больших текста, где я ставлю задачу обучения интеллект-стеку xGI (людей, киборгов, хибротов, AGI, групп людей, групп людей с их компьютерами). Мы образуем образованных, мы делаем интеллекты умнее:
— Онтологический статус интеллект-стека: мы не устраняем inductive bias, мы приветствуем его!, https://ailev.livejournal.com/1598826.html
— Инженерия и исследования xGI: учитесь сами, чтобы научить и людей, и нежить, https://ailev.livejournal.com/1600567.html
— Мои претензии в xGI: я не натуральное хозяйство, я участник разделения труда, https://ailev.livejournal.com/1600861.html
И вышел мой курс системного мышления на английском языке, спасибо лидеру этого проекта Ивану Метёлкину и всем добровольцам, которые его переводили, https://ailev.livejournal.com/1599818.html. Это мой ответ на 9й вопрос World changing от 2005 года, первый "итог года", который я тогда составил (https://ailev.livejournal.com/368377.html): "9. Как русскоязычным школам/сообществам/community of practice интегрироваться в мировую культуру? Язык обсуждения крайне важен для разделяемой картины мира. Совершенно непонятно, как русскоязычным командам не столько односторонне черпать из мирового интеллектуального бульона, сколько взаимообогащающе вариться в нём".
2. Научное руководство.
Я научный руководитель ШСМ, то есть в какой-то мере "руками водитель", и на организацию коллективной исследовательской работы и отчасти продюсирование (выпуск рабочих продуктов) у меня уходит довольно много времени. Итоги всей этой работы как-то сформулированы в тексте "Итоги 2021 в Школе системного менеджмента", https://ailev.livejournal.com/1601854.html. В моей зоне ответственности ещё и стратегия. Понятно, что она изменилась, в основных чертах сформулирована и проговорена, но подробно документирована она будет уже в 2022. Стратегия -- ничто, стратегирование -- всё!
Наиболее приятно тут, что Школа сильно выросла, и я уже не научный руководитель сам себя. Огромная благодарность Церену Церенову, который снял с меня административную работу. Я ведь десятки лет был генеральным директором хоть чего нибудь, но сейчас я, наконец, смог просто взять и заняться работой научного руководителя. Вот и результаты. Одних видео в нынешнем году снято с моим участием как научного руководителя и выложенных в открытый доступ, поглядите, сколько: https://ailev.livejournal.com/1600035.html
Особо отмечу выход к концу года двух курсов (и двух книг): "Системное саморазвитие" Церена Церенова и Анны Лубенченко (https://ailev.livejournal.com/1587951.html) и "Онтологика и коммуникация" Пион Медведевой (https://ailev.livejournal.com/1601270.html).
С танцевальным направлением продвинулись не так сильно (но один поток системного мультиданса выпустили). Я написал ещё кучу всего по танцевальной линии: https://vk.com/buffdance (увы, я там не только научный руководитель, но ещё и единственный пищущий. Поэтому к концу года я притормозил с написанием текстов, жду, пока не появятся другие писатели). Самые сильные результаты -- танцевальный стек, очередные шаги по модели танго (но эта работа как-то притормозилась с лета), а ещё заделы по музыкальности (совмещение ритмики музыки и движений тела в танце). И тут нужно сказать про 4D многоуровневое паттернирование, это вошло и в новый учебник системного мышления, а сама тема была поднята в марте: https://ailev.livejournal.com/1560357.html
А ещё я предложил переименовать системный фитнес (хотя я когда-то и дал это название) в системную соматомеханику, и в её составе соматостатика (работа с усилиями в теле) и соматодинамика (управление моментом движения тела). И, конечно, там было много почищено в онтологии.
А ещё я директор по исследованиям в INCOSE, ездил в Бекасово https://ailev.livejournal.com/1563793.html и постил довольно много материалов по системной инженерии (включая важный материал по заметкам к созданию кругозорного курса: https://ailev.livejournal.com/1563471.html).
И я оказался кроме trustee board в OTOLOG forum (https://ontologforum.org/) ещё и в adviser board лаборатории Active Inference Lab (https://www.activeinference.org/).
Преподавательская деятельность после этого стала банальной: никаких особо хитрых методических приёмов или особого индивидуального подхода к каждому студенту уже не требовалось. Поэтому я перестал считать преподавательскую свою работу чем-то особенным и считать, что её результаты вошли в итоги года. Это просто доведение до людей результатов моей методологической работы, преподавание не заняло много времени (хотя три потока по 6 дней курса СМС2021 -- это уже 18 полных рабочих дней, не так уж мало! И ещё были "рабочие сессии" в Новосибирске и Якутске, и множество лекций, семинаров, что тоже по факту преподавательство). И ещё выполнил несколько проектов по менторству.
Самые сильные впечатления от всего этого -- это чуть ли не каждые несколько дней благодарности в личке от выпускников. Они говорят, что моя работа им сильно помогла, и они стали умнее, и что-то очередное крутое делают. Эти сообщения меня очень поддерживают, потому как писать о результатах легко, а вот добывать эти результаты приходилось впахивая весь год. Благодарности в личке (это ж коммерческие все проекты, публично про них не расскажешь) показывают, что это я всё не зря делаю.
3. Мои танцы
Во-первых, я отъелся: перестал заниматься интервальным питанием и хорошо кушал в том числе и на ночь. И мне девушки на танцах перестали делать замечания о том, что мне не нужно забывать ужинать, ибо мне худым быть не идёт. С 44-46 размера я разъелся до 48-50, маечки S заменил опять на M. Единственные замечания, которые теперь мне делают по поводу моей толщины -- это "только не худей, тебе не идёт". Ну ОК, жизнь так даже легче (хотя и раньше была не так трудна).
Во-вторых, кроме танцев я ещё пару раз прошёл курс системного фитнеса, но тут скажу не про сам курс, а про себя, любимого: я таки чуть-чуть разобрался в том, как нужно выпрямляться и выходить на минимальные усилия. Как знатный сачок, я не делаю регулярных упражнений, поэтому не стал сильнее, не стал более гибким, но смог зато расслабиться в танцах. И дело пошло, танцевать я стал лучше.
Я стал регулярно попадать на видео, вот их тут 77 штук со мной накопилось всего за год -- https://vk.com/video/@ailev. А ещё фотографии, танцевальных за этот год набралось 160 штук, это вот тут: https://vk.com/albums2449939
Крутейшее достижение -- это я вышел после 34 лет перерыва потанцевать сольные в кругах вейвинга, ужас-ужас, "дедушка танцует", но для меня это реально был challenge, он тоже попал на видео: https://vk.com/video2449939_456239545 и https://vk.com/video2449939_456239544.
Продолжаю танцевать мультиданс, основным танцем остаётся до сих пор кизомба, но ещё я попал на видео International Lambada Flashmob с ламбазуком (вот тут мелькаю, https://vk.com/video-80211882_456239047), и я пошёл ещё заниматься танго, хотя эти занятия не слишком регулярны. Но зато я иногда веду ночами разговоры в группе Freedom in Tango, https://www.facebook.com/groups/2979915785566910/.

4. Просто жизнь.
Студиозус учится пока без троек, хотя это "обучением" можно назвать очень условно. Например, сопромат -- это три семинара. ОК, всё посчитает софт. Но точно ли будет понято, что этот софт посчитает? Дело не в студиозусе, там ведь всех в СТАНКИНе так учат. Но вот физкультуру он сдал, и философию сдал. Никакой культуры или студенческой жизни не предусмотрено, 2/3 занятий, зачётов, контрольных и даже лабораторных идут дистантно. Но раз-два в неделю он таки уже ходит в институт на очные встречи, на несколько часов. Но это не основной режим. Полтора курса очень странного образования. Но жена накачивает его матаном и физикой в объёме больше станкиновской программы, так же посмотрим, что выйдет. А так -- флеш-игры (ага, до сих пор. В сложное красочное с кланами и стратегией не играем), манга и комиксы в количестве (манга, впрочем, победила, и манхва тоже победила), немножко аниме. И дикое количество разных роликов мемов, музыки и прочего на английском. Книг из не-учебников -- ноль (нуль, нихиль, найн, ничто). Но и вместо учебников предпочитаются какие-нибудь видеолекции, читаемые заунывным голосом. Это вам не двадцатый век!
Шестнадцатые Лебедевские чтения провели, я там выступил с докладом ""Большие предпринимательские программы: Дженсен Хуанг, Элон Маск и все-все-все", https://ailev.livejournal.com/1568233.html, это был третий доклад в серии про предпринимательство на примере NVIDIA.
Купил ещё одну кофемашинку и перешёл к концу года с бесконечного латте на бесконечное лунго, а в декабре и на бесконечное эспрессо (хотя и лунго тоже бывает), https://ailev.livejournal.com/1590982.html. Основной поставщик еды -- яндекс.лавка, там всё время проблемы, но вот просто лень переползать куда-то ещё. Еда года -- "бутылка кефира, полбатона", при этом кефир обычный, а вот вместо полбатона -- багет томатный из Лавки. Вкус этого "томатного багета" непонятный, но что-то заставляет его покупать и есть, покупать и есть. С кефиром.
Из гаджетов ещё был прикуплен компьютер студиозусу (https://ailev.livejournal.com/1557439.html) и потом добавлен репитер WiFi https://ailev.livejournal.com/1561098.html. И ещё как-то перешёл с яндекс.музыки на Spotify, там и продолжаю, сейчас там 2317 треков.
Инстаграм (https://www.instagram.com/ailevenchuk/) 127 постов, 460 фолловеров. В телеграм-канале блога 1609 подписчиков (https://t.me/ailev_blog), в чате там (https://t.me/ailev_blog_discussion) 523 человека. В фрифиде (https://freefeed.net/ailev) 97 подписчиков. В фейсбуке https://www.facebook.com/ailevenchuk) 5000 френдов и 2697 фолловеров. ВКонтакте (https://vk.com/ailev) 1275 френдов. Хирш по гугль-школяру (https://scholar.google.com/citations?user=fc8RhicAAAAJ&hl=en) у меня 7, цитат 281. В ЖЖ (https://ailev.livejournal.com/profile) 1023 место в общем рейтинге пользователей, 6168 записей, 27 745 комментариев написано, 66831 комментарий получен. Вот самые популярные записи:
-- Системное мышление -- это не рациональное, не критическое, не логическое и т.д., 25 февраля 2021, https://ailev.livejournal.com/1557247.html (2280 просмотров, это столько было тех, кто кроме просмотра короткого анонса в разных местах кликнул таки на ссылку и поглядел сам текст поста. Хотя тут нет просматривающих превью из кэша приложения телеграма в смартфоне)
-- Цифровой -- это новый информационный, цифровая нить -- это новая интеграция данных, 13 января 2021, https://ailev.livejournal.com/1550931.html (2221 просмотр)
-- Ковид-страсти кипят, но что же делать?, 25 июня 2021, https://ailev.livejournal.com/1572672.html (2033 просмотра).
-- Цифровые двойники: физика ведёт математику, математика ведёт компьютерную науку, 4 января 2021, https://ailev.livejournal.com/1549559.html (1427 просмотров).
Ездил в Евпаторию (на танцевальный "фестиваль, которого не было", впервые за много лет что-то типа отпуска), Казань, Новосибирск, Якутск.
Про политику российскую и wokeism идиотизм современного образования, философию как художественную литературу, коронавирус и прививки, всё прочее из этой серии писал, но писал мало. Кавалерийской атакой, как выяснилось, это всё не берётся. Мой личный ход на улучшение тут -- образовывать людей по части интеллект-стека, массово. Тогда они поумнеют, и разберутся, что тут и как исправлять. Так и продолжу, план работ куда думать в первом квартале 2022 (а там посмотрим, что будет меняться) уже составлен: https://ailev.livejournal.com/1548494.html
Вот и всё, что я прихватил в ушедшем 2021 году. А вы, читатели моего блога, что прихватили от меня?
|
|
</> |
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Купание в водопаде Игуасу.
Эффект Долиной
Кормушка
Стихи перед сном. Давид Самойлов. Перед снегом
Котики помогают. В 291 раз.
Надменность, гордыня статусом
Мамам
Иногда ПАЗы ходили по 95-му

