"История тысячи паровозов" (1967, СССР)

топ 100 блогов periskop.su30.11.2021 Сегодня на канале Гостелерадио выложили 20-минутную советскую документалку про историю Железнодорожной миссии 1920-24 гг., которая заказывала паровозы за золото в Швеции и веймарской Германии. Документалка являет собой замечательный пример сусловской "выжимки истории" - где создатели фильма умудрились ни словом, ни полсловом не упомянуть про главную фигуру миссии - инженера путей сообщения Ю.В. Ломоносова, назначенного лично Лениным - и вообще ни словом ни обмолвиться об итогах деятельности этой миссии. Правда, упоминается про транш в 300 млн. золотых рублей и про то, как его везли.

Потом в 90-е эта история стала именоваться "паровозной аферой", где якобы корыстные большевiзанты по-крупняку спекульнули валютой и типа разбазарили народное достояние РСФСР. Однако я эту историю аферой же не считаю, она была выполнена - хотя отчасти темным пятном в ней остается замена плановых 1000 паровозов (в конце фильма даже показывается факсимиле Ленина с этими цифрами - 1000 Швеция и 700 Германия) в Швеции на 500 фактически поставленных. В реальности Германия честно и добросовестно сделала 698 паровозов (из 700) по чертежам Э, причем быстро - к концу 1923 года, когда потребность в восстановлении транспорта РСФСР была критической.

Шведы делали свои 500 штук дольше и сдали последние паровозы к концу 1924-го, когда Ленин уже умер. Однако и шведские паровозы (Эш) ходили на сети долго и счастливо, причем именно один из "шведов" сейчас стоит на вечной стоянки у Ладоги (№4375). Кстати, и веймарские паровозы (Эг) отлично поработали в войну в колоннах особого резерва НКПС и снабжали боеприпасами фронт на прифронтовых дорогах. Но сусловцы 1960-х все эти интересные подробности из фильма вытравили, и получилось пресненько, хотя и канонично - в рамках прославления гения Ленина. А почему выбросили всё про Ю. Ломоносова, главу миссии? Это просто: потому что в 1927 году он стал невозвращенцем. Тем не менее он лично общался с Лениным по основным вопросам миссии и действовал в духе его директив.

PS. Надпись на паровозе Эш №4375 на ст. Ладожское Озеро: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг. бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн. тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
http://colonelcassad.livejournal.com/2464635.html : даже если у лайнера отвалился хвост и взорвался двигатель по каким-то невероятным техническим причинам, очевидно, что вопросы безопасности полетов в Египет вызывает у спецслужб озабоченность (я так понимаю, могут быть вопросы по контро ...
Итак, расскажу я вам о нашем замечательном круизе. Тем более, что нас с полным правом можно уже назвать опытными морскими волками, ведь это наш третий круиз. Все три круиза прошли с одной и той же компанией, MSC, потому как она нам очень понравилась, ...
Оригинал взят у eugzolotuhin в Вторая жизнь для птиц Здесь нет выходных и праздников, они работают и днем и ночью, исключительно из любви ко всему живому. Это не ветеринарная клиника, это частный птичий приют в обычном коттедже в Юрмале, где спасают жизни. Это единственное ...
Попробовали бы они покрасить в желто-блакиный цвет Western Wall Plaza в Иерусалиме! УПД.  Хотя о покраске патритами сообщили все укродаунские ресурсы, тут сообщили, что на самом деле вот что это такое: http://ns.abunda.ru/48038-vokrug-kremly a-14-foto.html ...
На Cnews появилась очень интересная статья о поимке организаторов DDoS атаки на "Ассист". Ее анализ дает возможность оценить, насколько реально силовики "умеют интернет". Выясняется, что более чем. В поле зрения оперативников сразу попал кошелек ...