История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

топ 100 блогов gelio_nsk29.04.2010 История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Новосибирский метромост через Обь, длина которого вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 896 метров — русловая часть), является самым длинным метромостом в мире.
Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связывании левого и правого берегов надёжной транспортной системой. Проект метромоста был разработан ленинградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978-м году. Строительство продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985-го.
Новосибирский метромост состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «Речной вокзал», собственно мостового перехода, серой железобетонной коробки, и зелёного короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы Горской. Опоры моста имеют V-образный вид.


История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Изображение кликабельно.

В 1975 году было много споров вокруг прохода ветки метрополитена через пойму и русло Оби.
В числе основных возможных вариантов прорабатывались: пересечение Оби под руслом в гранитах с проходкой тоннелей горным способом, по метромосту, сооруженному выше Октябрьского коммунального моста, и по дну с отсыпкой последовательно островов с изменением русла Оби.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Сооружение обделки тоннелей метрополитена в пределах отсыпного острова должно было проводиться открытым способом. Город настаивал на прокладке тоннеля под дном реки.
Этот вариант поддержали и представители Гражданобороны - ведь в то время метро рассматривалось как потенциальное бомбоубежище на случай войны.
Кроме того по существующим тогда нормативам нельзя было располагать два моста так близко друг от друга. Поддержали и эксплуатационники - они опасались, что в зимнее время вагоны метро, проходя по мосту и эстакаде, будут остывать, а при заходе в тоннели на них будет конденсироваться влага, что приведет к быстрому выходу подвижного состава из строя.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Специалисты Новосибгражданпроекта вышли с предложением проложить линию метро по Октябрьскому мосту. Однако реализация этого предложения потребовала бы закрытия движения по мосту как минимум на два года, на что руководство города не могло пойти.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Вспоминает начальник отдела проектирования конструкций В.А. Титов: "Мной разрабатывался вариант пересечения Оби по Октябрьскому мосту с устройством второго яруса моста. Проведенные расчеты конструктивных решений показали, что на существующих опорах можно выполнить опоры для второго яруса моста. Планировалось автодорожное движение выполнить по полотну второго яруса моста с эстакадными частями в сторону ГПНТБ и Горской, а по проезжей части проложить линии метрополитена и сохранить движение электротранспорта. В горисполкоме состоялось рассмотрение ТЭО метрополитена с широким участием специалистов. особенно запомнилось эмоциональное выступление К.К.Якобсона, одного из авторов Октябрьского моста, с критикой варианта с устройством над ним второго яруса, заявившего, что он не допустит, чтобы была нарушена архитектура и гармония Октябрьского моста, а если будет принят к строительству этот вариант, то он бросится с моста в Обь".

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
При рассмотрении ТЭО в экспертизе вариант тоннеля глубокого заложения был отвергнут практически сразу, в основном из-за высокой стоимости. И тут возникла идея. Специалист института "Гипротрансмост" Рудомазин, который был в то время главным инженером проекта Димитровского моста, предложил использовать Октябрьский мост, но тоннели метро расположить на консолях рядом с мостом по обе стороны от него. На чертеже поперечного сечения эти два тоннеля напоминали уши, и в обиходе при обсуждении проекта этот вариант так и назвали - мост с ушами. Вариант оказался очень соблазнительным, и Главгосэкспертиза рекомендовала именно его для проработки в техническом проекте.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Действительно этот вариант был самым дешевым и позволял строить метро без закрытия движения по мосту, но когда проектировщики начали детально его прорабатывать, оказалось что все преимущества этого варианта сводятся на нет большой сложностью устройства пересечения с железной дорогой и строительством станции метро.
Несмотря на все усилия проектировщики не смогли предложить техническое решение, которое устраивало бы железнодорожников и было бы реализуемо на практике. Таким образом, после долгих обсуждений был принят вариант мостового перехода с устройством отдельно стоящего метромоста.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Проект метромоста выполнялся специалистами Ленгипротрансмоста, имеющими опыт проектирования подобных мостов. "На планшетах, - вспоминает В.Я.Борисовский, - он смотрелся очень красиво: ажурная конструкция с большими оконными проемами. Когда же дошло дело до разработки чертежей пролетных строений, выяснилось, что эти оконные проемы настолько ослабят конструкцию, что мост сам себя не удержит. В результате от окон пришлось отказаться".

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
12 января 1978 года Госстроем СССР был утвержден вариант отдельно стоящего метромоста, разработанный Ленгипротрансмостом (комплексный ГИП С.В.Цыганцов, ГИП русловой металлической части К.П.Виноградов).

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Общая длина 2145 метров, из нее речная часть - 896 метров, выполнена в виде коробчатого нарезного двухпутного закрытого семипролетного строения весом 6200 т низколегированной стали.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Подходные пойменные части метромоста были запроектированы в виде железобетонной эстакады с закрытой галереей из железобетонных панелей-оболочек, изготовленных по ударной технологии (так называемый "шок-бетон").

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Изображение кликабельно

Оболочки не смогли изготовить Новосибирские заводы и Новосибметропроект перепроектировал их с применением предложенного московским Главтоннельметростроем дефицитнейшего в то время, профилированного стального настила цвета "морской волны")

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Сначала было предложено отказаться вообще от галереи на эстакаде метромоста, но Новосибметропроект отверг этот "африканский вариант", доказав это Москве жесткими условиями эксплуатации таких сооружений в Сибири и невозможностью при открытых путях достичь расчетной интенсивности движения поездов с интервалом в 1,5 мин из-за увеличения в 3 раза длины тормозного пути на поверженных атмосферным осадкам открытых на рельсах

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Много споров было по требованиям огнестойкости металлического руслового пролетного строения. Новосибметропроекту пришлось буквально "выбивать" в Госстрое СССР решение по этому вопросу, в результате чего в СНиП на проектирование метро появилась запись о непредъявлении требований по пределам огнестойкости к негорючим пролетным строениям метромостов.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Летом 1980 года на берегу Оби был вбит первый колышек с надписью: «Ось моста»

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
17 июня 1980 года первый участок мостостроительного отряда №38 начал подготовительные работы по сооружению моста.
На левом берегу построен прорабский домик, начата прокладка коммуникаций и строительство компрессорной станции.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Основные работы начались в августе 1980 года с сооружения русловых опор.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
24 октября 1981 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Левый берег

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Опоры выполнены из монолитного железобетона.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Строительство левобережный и правобережных опор метромоста.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Конец октября 1981 года.
Правобережная опора.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
2 февраля 1982 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Панорама сооружения опор.
Плавкран ПК-47. Плавкран РДК-25 на плашкоуте из понтонов.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
10 декабря 1982 года было завершено сооружение русловых опор метромоста.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
11 марта 1983 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
25 октября 1983 года.
32 пролета по 33 метра каждый.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Вид на портал тоннелей от станции "Студенческая"

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Лето 1983 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
3 марта 1983 года

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
11 марта 1983 года.
Пролеты 7 х 128 м

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
12 марта 1983 года.
Монтажники приступили к сборке металлического пролетного строения.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Сборка первого пролетного строения метромоста

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
25 октября 1983 года.
Видно как прогнулся аванбек (Опережающая монтажная консоль).
Только что возведена металлическая опора для ликвидации ситуации.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Рассказывает начальник МУП управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Н.Б.Хван: "...в этот вечер, казалось ничто не предвещало осложнений. Я и начальник участка мостотряда №38 Владимир Яковлевич Игнатьев коротали время за беседой, усталые, но в общем довольные еще одним днем, который приближал нас к нашей цели - пуску метро, когда по радиосвязи пришел тревожный сигнал: "клюнул" передний конец стального пролетного строения. Нас как ветром сдуло. На машину - и на мост. казалось, оборвался один из тросов, с помощью которого передвигалась конструкция. Представьте многотонную громаду, клюющую "носом"... Сейчас не принято говорить о героизме, самоотверженности людей труда, но то что в кратчайшие сроки сделали мостостроители, вернув все в рабочее состояние, я могу назвать только подвигом"


История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
По одной из версий, причиной этому событию являлось то, что аванбек был изготовлен из материала не соответствующим проекту.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
В середине видны гидродомкраты для надвижки пролетного строения

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
На опорные площадки металлическая конструкция надводной части моста опирается мощными койками-тележками, которые свободно могут передвигаться по площадкам опор, что исключает возможность деформации конструкции при значительных линейных температурных "удлинениях" и "укорочениях"

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Монтаж главных балок краном М-45. Страповка

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
5 июня 1984 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Элементы пролетного строения выполнены сварными из низколегированной стали марки 15 ХСНД с монтажными соединениями на высокопрочных болтах диаметром 24 мм.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
24 августа 1984 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Автор проекта С.В.Виноградов.
Накаточные каретки

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Захват верхней ортотропной плиты кантователем.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Монтаж верхней плиты.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Высота опор 25 метров

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
30 августа 1984 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Последний пролет

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
31 января 1985 года комплексные бригады монтажников мостоотряда №38 завершили надвижку металлического пролетного строения метромоста.
"Коробка" весом 6200 тонн была установлена с ювелирной точностью.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Строительство станции "Спортивная"

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Фрагмент эстакады у портала

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
15 марта 1985 года бригада треста "Сибстальконструкция" приступила к монтажу металлоконструкций галереи метромоста

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Несущий каркас галереи эстакады выполнен из стальных рам, ограждающие конструкции из металлического профилированного настила с остеклением.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Правобережная эстакада моста над улицей Большевистской перекрывалась пролетным строением длиной 33 метра, это решение соответствовало утвержденному техническому проекту и с точки зрения законодательства о капитальном строительстве было безукоризненно.
Однако для его реализации необходимо для соблюдения подмостового габарита выполнить срезку проезжей части улицы Большевистская на 0,7 м под мостом, перестроить все коммуникации, уложенные под дорогой и тротуарами, каким-то образом организовать водоотвод из образовавшейся ямы.
Было найдено решение - разбить пролет 33 метра на две равновеликих, установить дополнительную опору на разделительной полосе проезжей части дороги, запроектировать пролетные строения индивидуальной конструкции с пониженной строительной высотой (Автор предложения В.Д.Шапошников).
Таким образом улица Большевистская была сохранена в её изначальном виде.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
19 октября 1985 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
22 октября 1985 года.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Интерьер транспортной галереи

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
В стенах эстакад по всей длине имеются оконные проемы размером 2х2 метра.

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)

История строительства новосибирского метромоста (1980-1985)
Ночью 19 декабря 1985 года метромост был испытан под нагрузкой.
Для этого были отправлены четыре груженых состава. В каждом - пять вагонов весом по 32 тонны. (В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком. Вес мешка – 50 кг.). Общий вес нагрузки 1300 тонн.
Два состава прошли до станции "Студенческая", два остановились на "Речном вокзале". К полудню подготовка к испытанию моста была завершена, все четыре состава вошли в его металлическую коробку.
Вывод комиссии: мост построен надежно, работает хорошо, легко справляется с рекордным весом.

Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире.


За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
- Дмитрия Аксенова;
- Константина Ощепкова;
- ОАО "Трансмост"


Навигация по Новосибирскому метрополитену:
Уборка снега в метродепо
Метродепо (3)
Метродепо (2) Заельцовская
Метродепо (1) Гагаринская
Пл. Гарина-Михайловского Красный проспект Сибирская Маршала Покрышкина Березовая роща Золотая Нива
Площадь Ленина Диспетчерская
Октябрьская
Речной вокзал
Студенческая
Площадь Маркса


История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Разное Заельцовская | 1992
Метродепо | 1985 Гагаринская | 1992
Пл. Гарина-Михайловского | 1987 Красный проспект | 1985 Сибирская | 1987
Площадь Ленина | 1985 Инженерный корпус | 1985
Октябрьская | 1985
Речной вокзал | 1985
Метромост | 1985
Студенческая | 1985
Площадь Маркса | 1991


Карта съемок
Поиск по сайту

Оставить комментарий

Юрий Драганов 14.12.2018 13:58
Я работал монтажником высотником в Новосибирском управлении треста "Сибстальконструкция" Наша бригада строила эстакадную часть Метромоста 1984-85 год. Нач. СМУ Ермолаев Владислав Евгеньевич Что запомнилось, это какой-то не бывалый подъем в работе, не считались с суровыми погодными условиями-эстакада открытая, все время на ветру. Никто не жаловался на какие-то неудобства. В то время развитого социализма, очень строго спрашивали за сроки ст-ва И за срыв срока были большие неприятности у руководства.У нас проблемы были только с поставкой материалов,если с металлоконструкциями проблем не было наши заводы выдавали строго по графику, то по обшивке из профлиста были задержки от поставщиков. Дело в том, что лист поставляли из ГДР очень высокого качества, у нас в стране с такой отделкой листа еще не было. И обратите внимание уже столько лет, более30, а нет ни одного вопроса к качеству. До сих пор как новый. Начальник штаба стройки был 1-й секретарь Горкома Казарезов В.В. ох и крутой мужик, его огромная заслуга в том, что в нашем городе есть Метро Нынешные городские руководители и кучка бестолковых депутатов- это балласт и только пилят бюджет и прожирают наши деньги. Вот докажите ,что вы на что-то способны сдвиньте Метро с мертвой точки и народ вас господа будет уважать. Для справки в Москве в год строят 6 станций, у нас хотя-бы одну зо 20 лет осилили. А то пробки в г. Новосибирске - это какой-то ужас и никому дела нет. Много еще можно было рассказать о том славном времени, которое наше поколение строило, в том числе и Метро и в памяти народа останется навсегда.
Архив записей в блогах:
Пятый день государство безуспешно пытается закрыть на территории России Телеграм. Нельзя сказать даже про "переменный успех", так как ресурс работает и вполне беспроблемно. При этом побочный ущерб, наносимый сторонним ресурсам, вполне наличествует: сегодня с утра заявлено о проблемах ...
Продолжаю гулять и радоваться - даже не поехал в эти выходные на дачу: она не убежит как минимум до ноября, а такие фестивали бывают раз в год /а последние два года и вовсе отменяли из-за вирусов/ Сегодня последний день - а пускать будут, кажется, до 21.00. ...
Интересное тут голосование за Израиль образовалось:http://www.israel-vs-palestine.com/IL/EN/Уже ...
Иван Купала — это название народного праздника восточных славян, отмечаемый в ночь с 6 на 7 июля. По времени и имени совпадает с рождеством Иоанна (Ивана) Крестителя (Предтечи). ( Read more ... ...
Из всех осенних цветов георгин всегда был для меня самым непонятным. Напоминал лишь о букетах, какие приносят в школу 1 сентября. Неинтересный. Не нравился. Казался скучно симметричным, похожим на аккуратный помпон. Особенно рядом с мило растрёпанными астрами и фантастическими ...