История про половину Сахалина, которой все остались недовольны
valerongrach — 11.08.20189 августа 1905 года в американском городе Портсмут начались мирные переговоры между Россией и Японией. Странам надо было решать, чем завершится война на Дальнем Востоке. Посредником был президент США Теодор Рузвельт.
Ситуация в войне к тому моменту зашла в тупик. Японцы вроде бы добились всего чего хотели – почти выдавили русских из Маньчжурии, захватили Порт-Артур, уничтожили русский флот. Но в реальности силы у японцев иссякли, а Россия только накопила армейские силы на Дальнем Востоке и война на суше, если бы продолжилась, могла бы повернуться совершенно другим боком. Правда, это не отменяло полного разгрома на море, плюс в стране бушевала революция, так что продолжать войну Россия не могла.
Японцы выставили кучу требований вроде выплаты контрибуции, передачи интернированных российских кораблей, присоединение всего Сахалина. В ответ на это, возглавлявший российскую делегацию Сергей Витте, ответил, что на конференции «нет ни победителей, ни побежденных». По большинству претензий японцев был дан отлуп, особенно по моменту с контрибуциями. Фактически японцы столкнулись с угрозой России продолжить войну, на что у тогдашней Японии уже не было сил. Поэтому значительная часть требований была благополучно свернута, договорились на взаимном отводе войск из Маньчжурии и передаче Японии южной части Сахалина.
В результате в Японии Портсмутский мир был воспринят как предательство и в Токио даже вспыхнули беспорядки. Впрочем и в России мирный договор был воспринят как позорный, хотя, справедливости ради надо отметить, что Витте на самом деле провел переговоры отлично. Но уступать земли, над которыми был поднят российский флаг? Это было сильным ударом. После Портсмута Витте за глаза будут звать «графом Полусахалинским», что наглядно показывает то, как относились в обществе к этому мирному договору.
|
</> |