История одной картины
neposeda_egoza — 01.04.2025

Уильям Джон Хеннесси - Покаяние, 1889. Масло На Холсте, 221 х 143 см. Художественная галерея Рассела-Котеса, Великобритания.
На этой картине художник изобразил молодую женщину с ребёнком на руках. Вот только выглядит она довольно странно: одета совсем не по погоде, без обуви и почти без одежды. Лицо героини очень тревожное и печальное. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину создал ирландско-американский художник Уильям Джон Хеннесси, который нередко писал картины на основе реальных исторических событий. Не стала исключением и его работа под названием «Покаяние», которая изображает эпизод из жизни Берты Савойской — супруги императора Священной Римской империи Генриха IV.
Берта Савойская была дочерью графа Савойи Оттона и его жены Аделаиды Сузской. Ещё в раннем детстве она была обручена с также находившимся ещё в детском возрасте будущим императором Генрихом IV. Детей обручили рано, что в одиннадцатом веке совершенно никого не удивляло. Чем быстрее удавалось достичь согласия, тем больше было шансов, что стороны придут к миру и взаимовыручке. Берта Савойская с четырёх лет знала, кому она предназначена. Бракосочетание состоялось 13 июля 1066 года, когда молодым было по 16 лет. Семейная жизнь Генриха и Берты не удалась.
Юная и прекрасная Берта сразу же горячо полюбила супруга, а вот он не смог ответить жене взаимностью. В то время, как жена, молодая и красивая женщина, всячески пыталась доказать свою любовь к супругу. Генрих хмурился. Ему не нравилась эта тоненькая юная девушка, почти ребёнок. Он предпочитал совсем другую фактуру. Этот брак ему навязал отец, он был выгоден по многим причинам. И будучи молодым и не слишком дальновидным, Генрих решил игнорировать свою молодую жену. Его прекрасная и благородная супруга Берта была ему настолько ненавистна, что он её после свадьбы никогда — без вынужденных обстоятельств — не видел, так как он и саму свадьбу справлял не по собственному желанию.
Он не посещал её покоев. Он едва отвечал на её приветствия. Они виделись максимум один раз за день – во время вечерней трапезы. Всё остальное время Генрих предпочитал проводить без Берты. У некоторых упрямых натур есть такое свойство: уж если что-то решили, то непременно выполнят!
Современники (например, саксонский хронист Бруно Мерзебургский) сообщают о многочисленных его изменах. Одновременно Генрих имел двух или трёх любовниц, но и этим он был недоволен. Если он слышал, что у кого-либо есть молодая и красивая дочь или жена, приказывал доставить её ему даже путём насилия.
Во дворце недоумевали: Берта – красавица! Она могла его укутать своими роскошными рыжеватыми волосами. Гибкая, изящная, с манерами настоящей королевы! И самое главное – она с первого взгляда полюбила своего странного супруга. Когда он начал демонстрировать свою холодность, Берта просто не знала, что сказать. Милосердные советники Генриха находили отговорки: государь очень занят, государь нездоров, государь сегодня с утра дал обет на три месяца, поэтому будет только молиться и соблюдать пост. Но со временем Берта поняла, что её водят за нос. И была крайне расстроена этим открытием.
Что мешало их счастью? Ничего! Они были молоды, получили схожее воспитание, судьба объединила их. Однако Генрих настаивал на своём – он не любит Берту. Эта девушка вызывает в нём только раздражение. И вообще, будет лучше развестись. В 1069 году на собрании имперских князей он так и заявил: будет добиваться расторжения союза. «Не прикоснулся к ней, он клянётся в том, что она сейчас такова же, как и при заключении брака, незапятнанна и с ненарушенной девственностью », - говорил он про жену. «Он не может ничего своей жене поставить в вину, - рапортовали в Рим те, кто при этом присутствовали, - но не может более жить в этом браке. Он просит освободить его от оков под недобрыми звёздами заключенного союза. Чтобы открыть путь к счастливым бракам для неё и для него». Вокруг ахали и качали головами.
Генрих IV подал прошение о разводе в немецкий епископат, однако немецкий епископат, исходя из поданного «обоснования», не решился дать императору развод, и отправил этот вопрос для решения папе Александру II, который не разрешил такого развода.
Римский папа Александр II только расхохотался. Что? Нет вины? Так, о чём тогда речь? Нет никаких причин для расторжения. Если этому Генриху хочется стать свободным, пусть придумает что-то посущественнее.
Петру Дамиани, посланнику Рима, было велено передать Генриху, чтобы он перестал заниматься всякими мелочами. Чтобы огляделся вокруг себя, да присмотрелся к жене получше. Берта, по мнению Рима – редкое сокровище. Пусть ценит супругу!
В одиннадцатом веке папа Римский имел подлинную власть над королями. Поняв, что ему не светит свобода, Генрих уныло поинтересовался, чем занята Берта. И получив ответ, что она с утра гуляет по саду, а потом едет в храм, велел предупредить супругу: сегодня они встретятся. Попозже.
Берта не верила своему счастью. Она возвращалась во дворец, словно на крыльях. Но тревожная мысль порой посещала её: а может, муж передумает? Или это ловушка?
Но Генрих не обманул её. Спустя три года после свадьбы Генрих и Берта стали настоящими мужем и женой. Та, что так долго ждала, оказалась надёжным тылом и главной опорой Генриха. Так что в 1070 году на свет появилась их дочь, Адельгейда. А затем ещё четверо детей, двое из них стали императорами Священной Римской империи.
Когда он поссорился с Римом, Берта поехала с мужем в Каноссу, и вместе с ним прошла длинный путь покаяния.
В 1077 году Епископ Григорий VII отлучил Генриха от церкви за организацию бунта, а все подданные короля были освобождены от присяги на верность, которую принесли ему ранее. Таким образом, Генрих терял своё право на трон, поэтому вынужден был идти на поклон к епископу.
В декабре 1076 года низложенный король отправился с небольшим количеством людей через заснеженные Альпы в Италию. С 25 по 28 января 1077 года, Генрих босиком во власянице стоял под стенами Каноссы, ожидая решения Григория. Берта была вынуждена разделить с мужем это унизительное, но необходимое для его политического выживания испытание. Босая, на коленях, она стояла рядом с мужем, и вместе с ним молила о пощаде. Берта была так прекрасна и так искренна, что даже у папы Римского дрогнуло сердце. Как и Генрих, Берта три дня простояла в снегу с маленьким сыном Конрадом на руках перед закрытыми воротами замка. Епископ Григорий оценил этот поступок и простил Генриха. Папа Римский уверял, что на него произвело впечатление именно присутствие Берты. Она шла вперед, держа на руках трёхлетнего ребенка, одетая как простолюдинка.
«Ты всем обязан своей жене», - хмуро сказал понтифик будущему императору. А ведь за несколько лет до этого Генрих добивался развода с Бертой. «Не прикоснулся», - утверждал он, говоря о жене. А значит их брак – несостоятелен. Именно этот момент и изобразил на своей картине Уильям Джон Хеннесси.
После примирения император вновь утвердил своё влияние, въехав в Рим как владыка, коего принимает церковь. Берту ждала её награда! 31 марта 1084 года голову Берты увенчала императорская корона. Генрих IV стал императором и сделал свою жену венчанной императрицей. Но этот громкий титул Берта носила всего три года. Верность и преданность мужу не уберегли Берту от гибели. Она умерла в 1087 году в возрасте 36 лет. Скончалась императрица Берта в Майнце. Похоронена в Шпайерском соборе. Есть предположение, что супруга Генриха была отравлена, поскольку императору приглянулась другая женщина, а развода он так и не смог получить.
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
О независимых женщинах и зависимых мужчинах + Amaya трейдер
Осенние хокку.
Милоты вам в ленту
Контрольная точка: Полночь
На связи Донни-примиритель
Черно-белое кино в Оренбурге
За кадром фильма «Летят журавли»...

