История и идеология

топ 100 блогов molodiakov24.06.2011 Вчера уважаемый История и идеология [info]litav подхватил дискуссию на тему "история и идеология", но в его интересных высказываниях смешались совершенно разные вещи. Частично я уже ответил. Давайте разберемся поподробнее.

 

"А твоя (обобщая, ревизионистская) точка зрения будет абсолютно беспристрастна?"
На сто процентов, конечно, не будет. Как говорил Сальвадор Дали, "не бойтесь совершенства - вам его не достичь". Об этом должен помнить каждый ученый-историк, но стараться надо. Изучить как можно больше фактов и материалов, относящихся к проблеме; проанализировать их, стараясь отделить важное от неважного, более достоверное от менее достоверного и просто сомнительного; перепроверить всё, что можно перепроверить. Впрочем, это всё азы. Главное - "не врать", не искажать факты сознательно. А "добросовестные ошибки" сами придут)))

"Можно ли встать абсолютно над событиями, пусть даже и историческими? Тем более такими, очевидцы и участники которых еще живы".
Абсолютно - нет, но надо стараться - см. выше. В этом - мастерство историка. Свидетельства очевидцев для него важны, их эмоции -скорее вредны. 

"И нужна ли кому-нибудь такая точка зрения?"
Точка зрения, ориентированная на максимальное приближение к фактам? По-моему, нужна. Во всяком случае, если человек хочет знать, как оно было - опять же не на невозможные "сто процентов", но в максимально возможном приближении к ним. 

"Людям (верхам) нужна идеология, чтобы сплачивать массы, а где еще искать примеры, как не в истории?"
Людям (простым) или "Людям", т.е. верхам? Верхам идеология, действительно, нужнее любой исторической правды. Сотрудничать с ними или нет - дело личного выбора историка, его личной и профессиональной честности. Этот выбор есть всегда.

"И потом, идеология момента играет вполне определенную роль для тех или иных истоирческих событий, определяет их, как эту идеологию отбросить?".
 
Это совершенно другое дело!! Вот тут всё и смешалось! Идеология как предмет исторического исследования - это одно. Я сам занимался идеологической историей, и считаю это очень важным направлением. Но я имел в виду совсем другое: влияние той или иной идеологии на историка как автора исторического исследования, влияние на его метод и выводы. Это плохо!
Историк, как и любой гражданин, имеет право на свои политические или религиозные убеждения. Имеет право ходить или не ходить в церковь//мечеть//синагогу//капище, голосовать за демократов//коммунистов//либералов//зеленых//сугубо-фиолетовых. Он может руководствоваться своими симпатиями или антипатиями при выборе темы исследования: трудно изучать то, что тебе скучно или противно. Но он не имеет права допускать, чтобы его убеждения влияли на качество его работы. Иными словами, не имеет права скрывать злодеяния сугубо-фиолетовых, за которых голосует, и замалчивать достоинства зеленых, за которых никогда в жизни не отдаст свой голос. И не имеет права говорить: "Историк должен быть сугубо-фиолетовым. Если не сугубо-фиолетовый, значит не историк". 

"Для историка идеология лучший друг, если он не будет писать по требованию (верхов, времени), то в его время ему дороги не будет".
Не согласен, тем более что и здесь путаница. Авторитет талантливого, но независимого от властей историка - хороший показатель зрелости и, простите, демократичности общества. Пример Барнеса до и после Второй мировой войны это хорошо иллюстрирует. 
Если же историк пишет "по требованию верхов", он превращается в пропагандиста, а это просто другая профессия. Не говорю, лучше или хуже, но ДРУГАЯ.
С "требованием времени" сложнее - о чем речь? Проблемы, которые волнуют современников? А много ли исторических проблем реально волнует людей современности, когда у них своих, текущих невпроворот? Лично меня исторические проблемы волнуют, поэтому я занимаюсь изучением прошлого. Если у меня есть читатели, значит, это их тоже волнует.

"А останутся ли его записи в истории, доживут ли до беспристрастной оценки потомков - это у кого как получится".
Потомки ладно, хоть бы современники поняли и оценили! Историк все-таки работает прежде всего для своих современников.

И последний вопрос, который мой собеседник не задал, хотя он, возможно, напрашивается: а зачем автор этого ЖЖ занимается изучением прошлого? Ответ один: потому что мне это интересно. Денег - так, чтоб на это можно было прожить, - данное занятие не приносит - во всяком случае, мне. Карьера? У меня никогда не было цели стать доктором или профессором, так что диссертации и степени стали своего рода "побочным продуктом". Слава?))) Что такое слава в нашем ремесле? Более того, мне приходилось и порой приходится сейчас заниматься наукой вопреки житейским обстоятельствам, отнимающим время от этого занятия. Но мне оно нравится - и всё тут.
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сначала я прочла книгу «Дом странных детей» Ренсома Риггза. А потом наткнулась и на сам фильм. Но я же про фильм. Если не читать книгу, то фильм очень хорошим получился: местами страшным, местами наивным, но в целом с посылом «добро побеждает зло». Главный герой - Джейк, ...
Шокирующая история на танковом заводе им. Малышева в Украине: несколько месяцев начальником СБ завода проработал предатель... Вчера в одном из блогов РФ было выложено интервью 2014 года с "беженцем" из Украины - Вадимом Поляхом Там все - и ожидание русских танков, и вид на жительство в ...
...
В последнее время в лексике вашингтонских чиновников и политиков и даже самого президента Трампа часто стало встречаться словосочетание «валютные манипуляции». Под ним понимается очень простая вещь – занижение другими странами валютных курсов национальных денежных единиц с целью ...
Хочу высказать свое понимание того, чем важен для нас Олег Шеин. Главное, конечно, не в его достижениях. Хотя они значительны и его завистники видят только эту сторону медали. Достижения в том, что еще будучи студентом он занял первое место на ...