историческая перспектива
yungerov_yuriy — 08.01.2011Мои размышления привели меня к "старостильному
экуменизму" в связи с думами об истории Церкви. Вообще "история
сглаживает углы и помогает смотреть на вещи не столь
фанатично", как заметил один хороший человек. И я решил
повспоминать, что "терпела" Церковь в своей истории. Хотя бы
некоторые примеры.
Церковь терпела арианскую смуту, во время которой все так или иначе
были в каком-либо косвенном общении с еретиками. А те, кто не были
(Павлин Антиохийский) оказались, т.с., не в первых рядах, уступив в
итоге свое место "умеренному" Мелетию и его общине.
Церковь терпела поминовение в диптихах Феодора Мопсуэстийского,
который фактически проповедовал несторианство, ради возвращения
еретиков в Церковь.
Церковь терпела то, что Шестой Вселенский Собор фактически собрали
монофелиты и сами же осудили принятую им ересь. Хоть там и "рулили"
представители Римской Церкви, однако они благополучно "забыли" о
еретике папе Гонорие.
Церковь терпела узурпатора Свт. Фотия (думаю, что по нынешним
меркам многие бы от него отделились).
Более поздние примеры:
После Флорентийской унии (1439 г.) первое ее анафематствование
состоялось только в 1484 г. Интересно было бы узнать, сколько на
тот момент осталось православных епископов (не принявших унию
в 45 лет назад) или хотя бы тех, кто принял унию, но в 1484 г.
ее анафематствовал.
В синодальный период были изданы знаменитые указы Синода
относительно венчания с еретиками и причащения пленных католиков. А
Константинопольский патриарх Иоаким III прямо признавался, что там,
где нет православных священников, мiряне причащаются у армян
(надо напомнить, что патр. Иоаким умер в 1912 г.). Я уже не говорю
о том, что этот патриарх был масоном.
Ну и возьмем наш старостильный пример. Известно, что в 1935 г. в
старостилие вернулись три епископа: Хризостом Флоринский, Хризостом
Закинфский, Герман Димитриадский. Второй был рукоположен уже в
новостильной церкви. Я не слышал, чтобы его кто-либо принимал через
какой-либо чин.
Ну и самое главное для нас, кирикитов: в 2008 г. митр. Кирик вошел
в общение с румынами, которые имеют преемство от рукоположенного
новостильного священника Василия Леу (а рукоположен он был митр.
Серафимом Ляде).
Теперь попытаемся соотнести это с желанием многих ИПЦ создать некую
кристально чистую юрисдикцию и отвращением ко всем, кто эту чистоту
не соблюл во всей своей полноте. Есть два варианта решения
проблемы: закрыть глаза на все это и, не обращая внимания,
продолжать ревновать; второй - пересмотреть позицию.
Возьму теперь два примера ревности:
1. В 1976 г. Матфеевский Синод разорвал общение с РПЦЗ по причине
отказа последних признать новостильников безблагодатными. И с тех
пор РПЦЗ считается "расколом". Возникает вопрос: от кого отделилась
тогда РПЦЗ (ведь раскол - это отделение от законного
священноначалия без вероисповедных причин)? От Греческой Церкви?
это было бы интересно и даже забавно. Либо признать их еретиками
(кстати, чего Матфеевский Синод тогда не сделал и даже не объявил
РПЦЗ безблагодатной). Надо сказать, что РПЦЗ ведь признала, что
новостильники сотворили раскол, но они просто отказались судить об
их безблагодатности (кстати, это тоже вопрос, который в Церкви
решался всегда по-разному: митр. Филарет Дроздов, напр., не считал
таинства католиков безблагодатными). Строго говоря, никакой
ереси там не было. Однако я стою здесь на стороне матфеевцев, и в
этом мне "помогает" мой старостильный экуменизм.
2. В 2005 г. митр. Кирик отделился от синода митр. Николая. Строго
говоря, только ересь позволяет отделиться от предстоятеля. Даже
узурпаторство этого не позволяет однозначно (пример - Свт. Фотий).
Естественно, никакой ереси у синода не было. Хотя и тут я на
стороне Вл. Кирика. Его собирались лишить сана без законных на то
оснований, поэтому Владыка вполне имел право проигнорировать это
решение и продолжить свою церковную деятельность (напр., Свт. Иоанн
Златоуст вообще не придавал никакого значения своему "лишению
сана"; однако и не признал безблагодатными осудивших его). Другой
вопрос, что в 2007 г. митрополит Кирик признал, что николаиты
безблагодатны. Но это пусть будет его мнение. Я ведь тоже так
думал, даже придумал это раньше, чем он :)
Это общие моменты. Может, позже будут частности в более подробном
виде.
|
</> |