Историческая аналогия: инструкция по применению
navlasov — 19.06.2022 Относительно исторических аналогий существуют два симметричных заблуждения. Одно из них формулируется как «история движется по спирали», другое – «история никогда не повторяется». Соответственно, в рамках первого из них мы не только можем, но и должны искать и находить в прошлом полные аналоги современных событий и использовать эти аналоги как источник готовых объяснений и рецептов. В рамках второго проводить какие-либо исторические аналогии совершенно бессмысленно как с теоретической, так и с прикладной точки зрения.И первое, что нам нужно сделать – это отказаться от бинарной картинки «либо прошлое повторяется в точности, либо не повторяется вообще». Прошлое повторяется отдельными элементами, составляющими, признаками, характерными чертами. Поэтому историческая аналогия может быть очень полезным инструментом анализа текущих событий – при условии очень осторожного к ней отношения и соблюдения определенных правил. Эти правила, на мой взгляд, можно сформулировать в виде последовательности шагов.
1. Четко определить, для чего мы в данной ситуации проводим историческую аналогию. Мы хотим понять причины происходящего? Спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития? Найти рецепт решения текущих проблем?
2. Определить ключевые характеристики той современной ситуации, для которой мы ищем аналогии. Проще говоря, нынешняя проблема – она о чем? О международной торговле? Об особенностях массовой психологии? О развитии технологий? Любая историческая ситуация является комплексной, поэтому нужно четко понимать, какую конкретно ее грань мы анализируем с помощью аналогии.
3. Исходя из первых двух пунктов, определить круг возможных аналогий. Если, например, наша проблема тесно связана с сущностными чертами индустриального общества, довольно странно искать решения, опираясь на опыт общества аграрного. Раздумывая об экономической политике современного государства, нет особого смысла опираться, скажем, на опыт Фридриха II.
4. Подобрав аналогию, начинаем с поиска различий. Это важно, поскольку мы инстинктивно стараемся в первую очередь найти общие черты. Во-первых, именно они нас и интересуют, во-вторых, наш мозг в принципе приучен искать подтверждения, а не опровержения. Поэтому начинаем именно с отличий прошлой ситуации от нынешней. На всякий случай оговорюсь, что наличие различий само по себе не говорит о невозможности провести аналогию – различия, причем довольно серьезные, будут всегда. Просто в силу самой природы исторического процесса.
5. Только после этого начинаем искать и анализировать сходные черты ситуаций. Еще раз повторюсь: для того, чтобы провести аналогию, сходства не обязательно должны быть абсолютными. Уравнения 3х + 2 = 8 и 5у – 6 = 9 внешне не похожи ничем, но принцип их решения совершенно одинаков. Более того, иногда удивительное совпадение каких-то внешних черт ослепляет и вводит в заблуждение; нам кажется, что если уж совпадают даже мелочи, то ситуации абсолютно одинаковые. На деле все гораздо сложнее: иногда оказывается, что мелкие внешние детали совпадают, а вот ключевые сущностные черты – нет.
6. С выводами, полученными при проведении аналогии, надо обходиться очень аккуратно. Историческая аналогия – это в самом лучшем случае вроде примера в учебнике, который разбирается в тексте очередного параграфа для того, чтобы мы дальше могли решать похожие (но не такие же точно!) примеры. Наиболее эффективно использовать историческую аналогию для анализа причин и движущих сил происходящего (в виде подсказки: а вот на это тоже надо обратить внимание) и прогнозирования возможных (!) вариантов развития (опять же в виде подсказки: а еще оно может пойти при таких-то условиях вот в эту сторону). Чем больше роль в рассматриваемой современной ситуации индивидуальной и коллективной психологии, тем более плодотворными окажутся исторические аналогии – по той причине, что эта психология является одним из самых устойчивых к изменениям факторов.
|
</> |