Использование образов великих в политической рекламе неприемлемо: мнения
Сообщество "Back in the USSR" — 27.05.2011ИА REX: Насколько допустимо использование авторитета выдающихся деятелей культуры в политической агитации?
Культуролог, кандидат философских наук (Берлин, Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина: Представим себе: человек приезжает в немецкий город Веймар или Франкфурт, а там висит плакат с портретом Гёте: «Мой город. Моя судьба. «ХДС/ХСС». Сделать такое могли бы только злейшие враги партии ХДС/ХСС. На какую реакцию электората рассчитывают менеджеры ЕР?
IT – предприниматель и переводчик (Бостон, США) Фёдор Толстой: Думаю, ничего страшного в этом использовании авторитета выдающихся деятелей культуры в политической агитации нет. Эти образы уже в общем пользовании. Да и знает ли широкая публика как выглядели Товстоногов или Лихачев?
Психолог, кандидат медицинских наук (Москва, Россия) Марк Сандомирский: Законодательно подобное не запрещено - закон "О рекламе" не нарушен, так же, как и законодательство об авторском праве. Однако подобная форма использования их авторитета в политической агитации, конечно, основана на психологических механизмах манипуляции. Образы запечатленных на плакатах известных людей и представленный там же слоган в представлении зрителей ассоциативно "склеиваются".
Подобная особенность правополушарного восприятия и мышления может приводить к ошибке атрибуции, когда слогану приписывается роль личного мнения "героев" этих плакатов.
Одно только "но": в конечном счете, эффективность подобной попытки манипуляции сознанием массовой аудитории весьма сомнительна, политтехнологи сами себя перехитрили (или, по крайней мере, ввели в заблуждение своих заказчиков). Для представителей зрелого поколения очевидно, что ни Товстоногов, ни тем более Пушкин высказываться в поддержку данной партии никак не могли, ибо ушли из жизни ещё до её создания. А вот для нынешней молодежи, которая разбирается в культуре настолько "глубоко", что может посчитать изображенных на плакатах лиц нашими современниками, последние авторитетами не являются (в отличие от героев "Евровидения" или телесериалов), да и к партиям молодежь в массе своей никакого интереса не испытывает
ИА REX: Существует ли такая практика в других странах?
Лариса Бельцер-Лисюткина: В Германии, с немецкими бюргерами, беззастенчивое присвоение одной частью общества культурной идентичности всей страны в целом имело бы катастрофические последствия для партии. Её наверняка обозвали бы за такой поступок "партией жуликов и воров". И едва ли хоть кто-нибудь стал бы после этого за неё голосовать, ибо это за пределами здравого смысла и политической вменяемости.
Фёдор Толстой: В США не видел никогда деятелей культуры, но используются часто образы политических деятелей прошлого. Скажем, кто-то задействует портрет Джефферсона, пытаясь подчеркнуть, что является преемником его политических идей. Его оппонент может злиться - "Какой он преемник? Джеффесон бы ему руки не подал!" но поделать ничего не может, разве что самому использовать образ Вашингтона или Линкольна.
Напомним, что на улицах Петербурга появилась серия агитационных плакатов «Единой России». На них Пушкин, Ахматова, Бродский, Товстоногов, Лихачев, Цой и другие жители города от имени «ЕР» поздравляют северную столицу. Как рассказывают в блогах очевидцы, напротив БДТ появился портрет легендарного режиссера Георгия Товстоногова. Поверх портрета – текст: «Мой город. Моя судьба. «Единая Россия». Как считают петербургские деятели культуры, партия намеренно использовала в агитации покойных знаменитостей – от живых они бы согласия не получили.