Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле

топ 100 блогов maximus10109.06.2025

Это самая большая коллекция урартских бронзовых поясов в Турции и возможно в мире. Частный музей Резан Хас имеет наверно больше урартских вещей чем даже знаменитый Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре. Он располагается в старом османском здании 17 века, совмещенном с византийской цистерной. Музей был назван в честь жены турецкого бизнесмена Кадира Хаса, именно он собрал эту внушительную коллекцию.

Я сделаю минимум два поста, посвященных коллекции музея Резан Хас. В первом будут фото почти одних только бронзовых поясов урартов. Эти пояса защищали своих владельцев, но видимо прежде всего это были предметы отображающие социальный статус. Они богато украшались изображениями богов и символами божественности в широком смысле. Урартское искусство отличалось от ассирийского повышенным символизмом, преобладанием религиозных изображений над бытовыми. Интересно, что урартская символика в большинстве случаев состояла из знаков присущих прежде всего для индоевропейских народов, в частности иранцев. Очень много параллелей между скифским и урартским искусством. Всевозможные кресты, сдвоенные близнечные персонажи, всадники — все то, что было присуще индоевропейской культуре, обнаруживается на урартских артефактах. В силу этого можно сделать вывод, что культура Урарту развивалась в одном русле с древними индоевропейцами — иранцами, хеттами, фракийцами и оказала влияние на последующие. Например, именно в урартском искусстве впервые появился образ всадника борца со змеем.

Урартская бронзовая пластинка с изображением всадника поражающего змея-дракона метательными копьями. Дракон имеет здесь какой-то почти китайский облик — с ветвистыми рогами и ушами. Конь как видно спереди укрыт защитной броней, 8-7 века до н.э.
Урартская бронзовая пластинка с изображением всадника поражающего змея-дракона метательными копьями. Дракон имеет здесь какой-то почти китайский облик — с ветвистыми рогами и ушами. Конь как видно спереди укрыт защитной броней, 8-7 века до н.э.

Даже далекий Китай видимо испытал на себе влияние Урарту, вернее региона севера Передней Азии в целом. Иначе сложно объяснить сходство многих сюжетов на урартских поясах 8 века до н.э. с китайским искусством. На поясе ниже видны два змееподобных персонажа схожих с китайскими прародителями человечества — Фуси и Нюйва. Подобным образом изображали и индуистских нагов, но через тысячу лет позже.

Змееподобные существа, львы и видимо изображение волн на море, схожее с минойским. Урартский бронзовый пояс, 8-7 вв. до н.э.
Змееподобные существа, львы и видимо изображение волн на море, схожее с минойским. Урартский бронзовый пояс, 8-7 вв. до н.э.
Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле
Пояс и изображением мифических крылатых животных — грифонов, быков и т.д.
Пояс и изображением мифических крылатых животных — грифонов, быков и т.д.
Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле
Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле

Для всей Передней Азии было характерно парное изображение львов и быков. Это символическое отображение борьбы двух начал. В сущности, этот образ уже можно назвать зороастрийским. На урартских поясах львы и быки часто не борются, а деловито вышагивают рядом друг с другом. Но на них охотятся воины на колесницах, последние — это несомненно дань знаменитым ассирийским охотам на львов.

Урартский пояс с шагающими львами и быками, 8-7 вв. до н.э.
Урартский пояс с шагающими львами и быками, 8-7 вв. до н.э.
Львы и быки, и урартские боевые колесницы.
Львы и быки, и урартские боевые колесницы.
Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле

Образ сидящей на троне Богини Матери можно считать ключевым в урартском искусстве. Как правило, ее изображали перед столом (алтарем) на котором возвышался полумесяц. Перед столом стоят адоранты (молящиеся) в почтительных позах.

Богиня на троне перед алтарем, справа, скорее всего урартский царь — он изображен в боевом коническом шлеме, 8-7 вв. до н.э.
Богиня на троне перед алтарем, справа, скорее всего урартский царь — он изображен в боевом коническом шлеме, 8-7 вв. до н.э.
За спинкой трона богини виден росток древа жизни. Чаще ее изображали символически именно в виде дерева.
За спинкой трона богини виден росток древа жизни. Чаще ее изображали символически именно в виде дерева.
Аналогичный образ на другом поясе, где богиня держит в руке чашу и окружена служителями.
Аналогичный образ на другом поясе, где богиня держит в руке чашу и окружена служителями.

Именно из Урарту и региона Северной Сирии происходят древнейшие изображения всадника, стоящего рядом с древом жизни. Этот сюжет получил название — «Фракийский всадник», из-за своего массового распространения на севере Балкан. Ранее я писал о древнейшем подобного рельефе из турецкого города Кахраманмараш, где в начале I тыс. до н.э. существовало лувийское гос-во Гургум. На урартских поясах также очень часто встречаются всадники изображенные рядом с деревом, символизирующем Богиню Мать.

Всадник рядом с орнаментальным деревом. К сожалению, в музее Резан Хас это изображение сохранилось не очень четко, но в других турецких музеях, в частности в Ване, его тоже можно встретить.
Всадник рядом с орнаментальным деревом. К сожалению, в музее Резан Хас это изображение сохранилось не очень четко, но в других турецких музеях, в частности в Ване, его тоже можно встретить.

Как известно, после реформы царя Ишпуини в 9 веке до н.э. верховным богом Урарту был провозглашен Халди. Божество, о котором известно крайне мало, можно только пытаться восстановить сущность этого культа по более поздним письменным источникам античных авторов, ибо есть основания полагать, что именно культ Халди стал основой для почитания бога Митры в Римской империи.

Считается, что символом Халди был лев, поэтому есть основания думать, что он мог быть «богом сыном», возможно умирающим (или исчезающим) подобно Дионису или святому Али «Льву Аллаха» шиитского ислама.

Урартский пояс с изображением двух богов — на быке, это видимо Тейшеба, урартский бог грозы, а на льве скорее всего Халди — верховное божество Урарту после реформы царя Ишпуини. Между ними изображено нечто похожее на древо жизни в виде какого-то подсолнуха.
Урартский пояс с изображением двух богов — на быке, это видимо Тейшеба, урартский бог грозы, а на льве скорее всего Халди — верховное божество Урарту после реформы царя Ишпуини. Между ними изображено нечто похожее на древо жизни в виде какого-то подсолнуха.

Халди изображали как правило безбородым, его атрибутом возможно было копье. Хотя здесь божество держит в руках какую-то палицу. Невероятно интересны орнаменты вокруг — это разные формы крестов. Крест в круге здесь чередуется с очень важным символом, которому урарты приделали нечто типа крыльев. Это раннеземледельческий культовый символ, который  А.К. Амброз назвал «ромбом с крючками», он же определил, что самый ранний подобный знак впервые появился в энеолите Ирана в IV тысячелетие до н. э. Этот символ Богини Матери был несомненным конкурентом знаку «засеянного поля» и очень часто встречался в урартском и скифском искусстве, а позднее его изображали на оберегах средневековой Руси. С большой вероятностью этот крестообразный знак с закруглениями лег в основу армянского хачкара, концы которого всегда имели аналогичные закругления. 

Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле
Изображение божества без ездового животного на этом же урартском поясе.
Изображение божества без ездового животного на этом же урартском поясе.

Как мне кажется, вытянутые формы каких-то бутонов на здешнем древе жизни могут иметь сходство с копьем Халди. Более чем вероятно, что само копье Халди — это какой-то вариант древа жизни, подобные копьевидные деревья как известно стали невероятно популярны в персидской средневековой живописи и очень вероятно, что это не просто так.

Бог Тейшеба на быке и древо жизни с двумя копьевидными отростками.
Бог Тейшеба на быке и древо жизни с двумя копьевидными отростками.

Ниже, на очередном урартском поясе можно увидеть насколько сложную природу могли иметь орнаментальные образы священных деревьев в Урарту. Здесь видно, что на цветочных бутонах расположились два лучника. К сожалению, изображение пострадало от времени. Тем не менее можно различить крылатых львов внизу и двух лучников вплетенных в орнамент. Лучники как бы бегут вприсядку, это известный мотив «коленопреклоненного бега», так любимого в архаической Греции.

Растительный орнамент с двумя лучниками.
Растительный орнамент с двумя лучниками.

Здесь мы подходим к интересной теме, связанной уже не с богом Халди, а с сущностью праотца армянского народа Хайка, которого всегда изображали в образе лучника. С большой вероятностью Хайк был отображением урартского Халди уже в более позднее армянское время. В древности свойствами лучников наделялся верховный бог Ассирии Ашшур, а также персидские цари, особенно часто лучником на монетах (дариках) изображали персидского царя Дария I. То есть этот образ имел повышенную статусность на севере Передней Азии.

На урартских поясах бегущие лучники едут на каких-то странных животных, это несомненно львы, но почему-то с рогами. Возможно они имеют природу львов и быков одновременно.

Лучники на животных и несколько рядов с вариантами крестов — один с кружками на концах, а другой с лопастями, подобно мальтийскому кресту. Этот солярный знак стал особенно популярен в Месопотамии во время господства касситов во II тыс. до н.э.
Лучники на животных и несколько рядов с вариантами крестов — один с кружками на концах, а другой с лопастями, подобно мальтийскому кресту. Этот солярный знак стал особенно популярен в Месопотамии во время господства касситов во II тыс. до н.э.
Крылатые звери, касситские кресты и восьмиконечные розетки — последние, важный символом богини Иштар.
Крылатые звери, касситские кресты и восьмиконечные розетки — последние, важный символом богини Иштар.

Ниже, несколько видов косых крестов на орнаментах урартского пояса. Один образуют вытянутые бутоны, как я писал выше, возможно сходные с копьем Халди, и рядом цветочный вариант знака «засеянного поля». Все это отображение древнего арийского символа Деравш Кавиани.

Искусство Урарту. Бронзовые пояса музея Резан Хас в Стамбуле
Изображение урартской крепости на бронзовом поясе, 8-7 вв. до н.э.
Изображение урартской крепости на бронзовом поясе, 8-7 вв. до н.э.
Изображение какого-то урартского строения, но это не крепость явно.
Изображение какого-то урартского строения, но это не крепость явно.


Лев — любимое животное урартов, символ Богини Матери и бога Халди.
Лев — любимое животное урартов, символ Богини Матери и бога Халди.
Урартский пояс с крылатым единорогом.
Урартский пояс с крылатым единорогом.

Читайте также:

Арийский символ и знамя. Государственный штандарт древнего Ирана

Лев как Сын Божий и его изображение на гербе Ирана

Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии

Славянские кресты. Что о них известно?

Фракийский всадник - кто он?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
...
Президент Сербии Александр Вучич в интервью на канале TV Prva отметил значительную устойчивость российской экономики перед лицом внешних вызовов. Политик выразил мнение, что Эльвира Набиуллина, возглавляющая Центробанк России, является гением. «Должен признаться, меня удивляет ...
Еще в прошлом году решилась - пора взрослеть и влазить в шубу. Решить - то решила, а осознала, что действительно пора - как похолодало;) Как обычно у нас бывает. В своем городке не нашла ничего такого, что мне нравится, а тут поездка в Москву случилась, решилась там поискать, где же ...
На бренд покусился: МИД ФРГ вызвал посла Филиппин для беседы после высказываний президента этой страны о Гитлере, передает РИА Новости. Накануне глава Филиппин Родриго Дутерте сравнил себя с Гитлером, выступая перед журналистами. Он сказал, что фюрер убил миллионы евреев. «На ...