
Искусство рассказывать историю


Именно эти слова из знаменитой "Одиссеи капитана Блада" вспомнились, когда я анализировал тексты летописных "повестей" о "голодном" походе великого князя Михаила Ярославича на новгородцев летом-осенью 1316 г.
Все их в принципе можно свести к трем основным редакциям. самая ранняя из них - "новгородская", повествующая о том, как Михаил в поход сробрался, пришел к Новгороду, увидал, что мужи новгородстии сели в осаду крепко, постоял, постоял под Новгородом, воины его все сожрали и выпили в округе да и пошел восвояси, не успев ничтоже, а по дороге еще и претерпел немалую пакость по причине отсутсттвия провианта и фуража.
Вторая версия, составленная позже в Твери, признавая факт неудачи, всю вину свалила на неких злых вожей, кои де завели воинство великого князя в некие дебри и болта, где они и пришли в полное расстройство и непорядок. Эта версия потом перешла в московские летописи и была закреплена в том же Никоновском своде (с некоторыми енсущественными вариациями).
Третья версия изложена в, к примеру, в Вологодско-Пермской летописи. Там вообще все замечаетльнро - Михаил пошел на новгородцев и те, устрашенные, добили ему челом.
И самое любопытное в этой истории про то, как Михаил в поход собрался, ни одна из версий не врет. Нет, каждая из них, исходя из примерно одного и того же набора исходных "кусочков смальты", составляет свою картину случившегося, но по разному расставляя акценты. Поворачивая событие то одной стороной то другой, выпячивая одни факты и отодвигая на второй-третий план другие, а то и вовсе умалчивая о некоторых из них, справщик формирует у читателя свой образ этого события - такой, какой нужен ему. А как оно было на самом деле, его это интересует в самой последней очереди. Ловкость рук и никакого мошенства - правда, только правда, но не вся правда!
|
</> |