Искусство или коммерция?
pailish — 30.05.2023 Вчера в посте уважаемой френдессы bergberg зашел разговор о понимании инсталляций и их значении для нас, обычных людей с улицы, и я вспомнила о своей первой реакции на творчество "гения" от искусства Дэмиена Херста.Это была первая поездка в Лондон: Тауэр, Букингемский дворец, лондонское метро, двухэтажные автобусы, лондонское сити - это сейчас обыденность, а тогда - исполнение того, о чем даже не мечтала. И конечно же, Британский музей, Музей Естествознания и прочие места культуры, среди которых была галерея Tate Modern, где были выставлены "шедевры" Дэмиена Херста, в частности, его инсталляция "Физическая невозможность смерти в сознании живущего".
О чем я подумала, глядя на этот "шедевр"? Я подумала: Ради чего убили бедную акулу и поместили ее в формалин? Ради какого такого высокого искусства? В кунсткамерах в формалин хотя бы помещали умерших уродцев или части тел, а тут - убили живое существо и назвали это инсталляцией (причем, убили не одну акулу. Первая акула была продана за 12 млн, и выловлена и убита следующая).
А потом были части коровы в формалине, телята, овечки
В инстаграме Дэмиена Херста написано просто и мило: Художник. Но он не просто художник. Он "один из самых известных ныне художников" и самый богатый.
Конечно, в том, чтобы быть самым богатым художником, нет ничего стыдного, но мне совсем не нравится, что искусствоведы, получающие свои комиссионные, пытаются уверить нас, что это гениально.
Инсталляция In and Out of Love. 1994 год. Инсталляция состоит из двух частей. В верхнем помещении бабочки вылуплялись и летали на свободе, пока не умирали. На белом столе из пластмассы стояли четыре миски с сахарной водой для кормления бабочек. Стены были завешены пятью однотонными грунтованными полотнами, на которых были прикреплены куколки. Под ними были размещены растения, чтобы привлечь бабочек, чтобы они снова садились на каждый холст после вылупления.
В подвальном помещении были развешаны "произведения искусства" - однотонные грунтовые полотна в ярких пастельных тонах, на каждом из которых мертвые бабочки были вдавлены в поверхность глянцевой краски.
Херст объяснял, что своей инсталляцией "поставил фундаментальный вопрос о грани между искусством и жизнью". Убийство живых существ ради коммерческого искусства, зеленые, по-видимому, считают в порядке вещей. Почему-то "защитники природы" не обливают инсталляции Херста краской, а пытаются испортить картины великих художников или облить краской живые растения, как они это сделали на выставке в Челси.
Инсталляция "Аптека". 1992 год.
Инсталляция размером с комнату представляет аптеку. Херст расположил лекарства на полках так, чтобы они представляли модель тела: те, что вверху, — лекарства для головы; в середине лекарства для желудка; те, что внизу, лечат болезни ног. Эта инсталляция связана с его знаменитыми "точечными" картинами, в названиях которых есть названия фармацевтических препаратов.
Вот одна из его картин Spot. Всего их, по меньшей мере, 1400 в разных вариациях. И неважно, что они, если быть честными, представляют собой не что иное, как не очень оригинальное слияние цветовых диаграмм Герхарда Рихтера и горошек Яеи Кусамы
Точечные картины и инсталляции Херста идут на "ура", и он "доит" эту тему уже много лет подряд.
Эта витрина с тысячами таблеток и капсул была продана с аукциона более чем за 15 млн долларов.
Херст всегда рядом с хайпом. В 2021 году он взял тысячи своих знаменитых точечных рисунков, которые он (читай, его помощники) создал в 2016 году и продал их по 2000 долларов за штуку с возможностью либо оставить себе физическую версию, либо попросить его сжечь ее (тоже не его собственная идея) и вместо этого дать NFT этого шЫдевра (родоначальником превращения материального искусства в цифровой актив можно считать
Вся эта
Сейчас Херст собирается "расширить горизонты" с помощью искусственного интеллекта. Программа The Beautiful Paintings позволяет пользователям создавать свои собственные версии Spin Paintings Херста из 1990-х годов, конечно, с одобрения Херста. Сообщается, что этот генератор ИИ заработал ему более 20 миллионов долларов за девять дней только за один месяц.
Beautiful Late Spin Painting. 2008-2009 годы.
"Спиновые картинки" Херст создавал, наливая краски на вращающийся холст.
Конечно, Херст - хороший предприниматель, который держит нос по ветру и знает, что лучше всего продается в данный момент, но он не из тех художников, которым есть что выразить помимо того, что принесет деньги и недолговечную популярность среди тугих кошельков и "широких народных масс", чей вкус формируется искусствоведами на окладе. Было бы гораздо честнее называть таких деятелей от искусства "коммерческими художниками", и пусть они зарабатывают деньги, не примазываясь к настоящему искусству.
Вспомнился еще один подобный "гений" - итальянец Маурицио Каттелан, живущий в Нью-Йорке. Бывший повар и охранник, а нынче известный художник, участник всевозможных престижных биеннале. Главный его шедевр - золотой унитаз 750 пробы под названием "Америка". А еще вот эта инсталляция.
Арт-инсталляция под названием "Комик".
На выставке в Сеуле студент факультета истории искусств отклеил ленту, съел банан и снова прикрепил лентой шкурку. Хотя он и сказал, что был голодным, я думаю, что он хотел сказать; "А король-то голый...". Но не все так думают. В 2019 году инсталляция была продана за 120 тысяч долларов. Как покупатель собирается сохранить этот шедевр, не представляю (на выставках банан меняют каждые 2-3 дня).
|
</> |