Искореняя ересь: "Русские" бронеавтомобили ПМВ....

топ 100 блогов borianm11.05.2017 Искореняя ересь: Русские бронеавтомобили ПМВ.... Искореняя ересь: Русские бронеавтомобили ПМВ....
Для затравки цитата из " Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне" М.В.Коломиеца:
Броневое дело в Российской Империи в годы Первой мировой войны было на столь высоком уровне, что в этом вопросе наша страна в те годы опережала и союзников, и противников. Уже 19 августа 1914 года приказом военного министра была сформирована 1 – я автомобильная пулеметная рота – первая в мире броневая часть! В это же время под Тарнополем вел бои русский бронепоезд 9-го железнодорожного батальона – один из первых бепо Первой мировой войны. К октябрю 1917 года по количеству, организации, качеству, тактике использования бронемашин и бронепоездов Русская Армия не уступала, а во многом и превосходила армии других воюющих государств. Лишь по количеству бронеавтомобилей Россия незначительно уступала Англии.

Книгу я прочитал, в общем то она неплохая, но из-за вышеуказанного твердо занес автора в  список "публицистов" и в дальнейшем литературу за его авторством обходил стороной. Ибо, по моему скромному ИМХО, нет ничего хуже для  историка, чем подгонять факты под результат. Именно по этому, ибо слаб человек, я предпочитаю не заниматься "отечественной" историей. А тут попалась мне целая куча франкоязычных бельгийских и французских уставов и наставлений по применению бронемашин 1910-1920-х годов. Тема не совсем моя, т.е. интересно, но не на столько, чтоб все это читать на французском...И решил я написать про сабж:

Вообще идея оснастить автомобиль пулеметом или пушкой и повысить его защищенность путем бронирования - она настолько очевидна и логична, что на ее несомненное авторство претендовать трудно. Эксперименты начались в разных странах и даже на разных континентах практически одновременно, как только автомобиль буквально "вылез из пеленок"....Итак, начнем с того, что для получения бронеавтомобиля нужно две базовых составляющих - шасси и броня, третья составляющая - вооружение - уже опциональна... И главное - несомненно шасси. Имея шасси - с задачей покрыть его броней (из броневой или неброневой стали) и приладить на получившуюся конструкцию пулемет или "дырки для ружья" справлялись все кому не лень, в означенный период даже столь технически развитые державы как Китай, Мексика и Испания....А чуть позже отличились такие гиганты бронестроения, как, например, прибалтийские лимитрофы.... Но в их случае, как и в случае с Россией, было кардинальное отличие от действительно "бронеавтомобильных" держав: Франции, Бельгии ,Германии, Австро-Венгрии, Британии. Они делали броневики на импортном шасси. Все. В принципе знания сколько Б/а было создано в РКМП на отечественном шасси достаточно для ответа на вопрос - была ли в действительности Российская Империя "бронеавтомобильной" державой.
В наше время время отдельные персонажи восхищаются творчеством курдов и их противников, не понимая, что в наше время для того, чтоб склепать на хорошем шасси бронемашину требуется еще меньше ума и фантазии, чем сто лет назад...
Более того, эксперементальные бронемашины различных типов - полубронированные разведовательные "аутомитральезы", тяжелые пушечные универсальные, способные вести огонь но воздушным целям, "аутоканоны", крупные "бронеавтобусы" с большим экипажем, ощетинившиеся пулеметами и винтовками, появились в развитых странах, имеющих реальное автомобилестроение, еще до появления первого (и единственного) в России производителя (я не имею в виду кустарные мастерские, которые существовали и чуть ранее) авто - Руссо-Балта.... Да что говорить, автомобили с пулеметами применялись в 1900-х годах в таких центрах мировой культуры и цивилизации, как Никарагуа и Гондурас....
Также не стоит забывать, что в тот момент, когда только принималось решение о создании резолюцией военного министра  блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты, на Западном фронте бельгийцами ,французам и их противниками и в Восточной Пруссии немцами уже применялись десятки бронеавтомобилей. А к моменту отбытия на фронт в середине октября, на Западном фронте боевые действия на большинстве участков перешли в позиционную стадию, и места бронеавтомобилям там особо не было...
Потом так сложилось, что Восточный фронт в отличии от Западного, так и остался довольно подвижным, и бронеавтомобили могли найти там какое-то применение, как и на иных второстепенных фронтах Великой войны - в Африке, Месопотамии, Палестине, Кавказе и т.п. Именно потому в Россию отправились ставшие ненужными бронечасти с Западного фронта - британцы и бельгийцы, и именно потому РИА заказывала и производила сама на базе импортных шасси такое количество бронеавтомобилей. Но их роль и влияние на ход войны можно смело оценить по тому, что противник, в отличии от появившихся позже танков, не особо озаботился этой проблемой, не было ни разработок специального вооружения, ни неких иных средств. Похоже действия бронечастей воспринимались центральными державами как неприятные, но неопасные "блошиные укусы", а выдача стрелкам по обойме бронебойных патронов, появвшихся еще до войны - достаточной мерой противодействия... Более того, в отличии от ожиданий, собственное бронеавтостроениие у Центральных держав явно не было в приоритете, а количество трофеев в бронечастях зачастую превышало машины собственной разработки...Понятное дело, на это были свои причины, но прежде всего - оценка довольно низкой эффективности по собственному опыту противодействия...Хотя изначально все стороны исходили из возможности встречи с Б/а противника и строили своеобразные Б/а-истребители с мощными 47-мм и даже 57-мм орудиями....
Так что бронечасти Русской Армии не были ни самыми первыми, ни самыми успешными, просто в силу того, что для действий в Месопотамии или Палестине Б/а подходили лучше, а противник там был гораздо менее устойчивым и хуже вооруженным для противостояния бронетехнике... Что же до "русских" дизайнов - с двумя башнями кругового обстрела и более тяжелым, по сравнению, скажем, с британскими одноклассниками, бронированием - то это было результатом разного боевого опыта и условий применения. При том, что глупо отрицать заслуги многих российских бронестроителей, конструкторов, солдат и офицеров русских бронечастей той поры, необходимо помнить, что все это, по большому счеты, стало возможно как сплав нескольких факторов - специфики условий данного фронта и, главное, беспрерывного потока импортных шасси, которые и позволили развиться отечественному бронестроению...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Было... Главное противоречие Реставрации — между архаической надстройкой общества и производственными отношениями, которые вступают с ней в конфликт. Такое было и во Франции, и в Англии в период Реставрации, что привело в обоих случаях к новым революциям и изгнанию "легитимных" ...
Netflix опубликовал первые кадры шестого сезона сериала «Корона». Премьера выйдет на стриминговой платформе 16 ноября. ...
Борис Березовский и Роман Абрамович пребывают в Лондонский суд. ...
У меня это уже третьи шторки, обшитые бисером по низу (даже есть тэг). В этот раз я ...