Интервью с Лилит Мазикиной

топ 100 блогов fem_books05.12.2013

ЖЖ Лилит: Интервью с Лилит Мазикиной gipsylilya
литературная страничка на СИ:
http://zhurnal.lib.ru/m/mazikina_lilit_mihajlowna/

> Были ли у Вас в детстве любимые литературные герои или героини? А любимые авторы?

О, я очень хорошо помню, как набрела на героиню, которую, наконец, стала твёрдо ассоциировать с собой. Это была Ронья, дочь разбойника. Странно, но до взрослого возраста моим любимым автором была не её создательница, Астрид Линдгрен, а Владислав Крапивин.

> Когда вы поняли что вы писатель? Как это произошло? Сколько времени Вам понадобилось на то, чтобы поверить в это? Мешало ли Вам что-то?

И поняла, и поверила я одновременно, когда редакторка небольшой московской газеты, Юлия Киселёва (уже не помню названия самой газеты), предложила мне опубликовать мою повесть. Сейчас я вижу, что она была слабовата, поверхностна, по-детски угловата. Но точно так же я вижу, что она вполне держала средний уровень фэнтези-повестей того времени.

> Вы учились ремеслу писателя? Как и у кого?

Очень многое мне дал Яков Шехтер. Он набрёл на меня совершенно случайно, его заинтересовал мой рассказ « ...и кошка Матрёна». Мы много общались, Яков давал мне советы. По-моему, никто больше так много не говорил со мной о писательском ремесле.

Печально, но, когда я через шесть или семь лет обратилась к Якову в интернете, он меня едва вспомнил.

> Сколько времени (приблизительно) прошло с вашего первого литературного опыта до тех пор, как Вы решились показать свою работу посторонним? Предложить ее в издательство?

Кажется, я вообще никогда не знала, что надо стесняться писательства. Была такая типичная МТА, только разве что опережала сверстниц лет на пять. Если находился кто-то, кто соглашался читать мои рассказы, давала их без стеснения. Помню, сидела на вышмате в институте. Предмет знала очень хорошо, и от скуки выдирала листы из блокнотика и мелко-мелко на них записывала новую повесть. Соседка, моя подруга, тут же брала заполненные листочки и читала. И мне это не казалось странным.

Но вот впервые по своей инициативе я попробовала отослать только роман, первую часть трилогию о Лиляне Хорват. Повести и рассказы или терялись, или случайно, по предложению знакомых и незнакомых людей, оказывались опубликованными.

> Есть ли у Вас псевдоним? С чем связан его выбор?

С моим именем уже и псевдонимов не надо. Ещё Яков Шехтер растолковал мне, почему над ним будут всегда смеяться евреи.

> Какова была история Вашей первой публикации?

Я сидела в аудитории где-то на задах и аккуратно вырисовывала виньетки на полях чертёжной тетради. Тетрадь была на треть заполнена повестью (о, боже, повестью про Дракулу). У меня мелкий почерк, так что повесть была немаленькая. Моя соседка, Юля, спросила, что у меня в тетради. Потом взяла почитать. Потом предложила...

Интересно, что в тетради на самом деле была копия. Оригинал я - сразу набело - печатала на машинке, в основном по ночам, запершись в туалете. Машинка была тяжеленная, старая, все колени мне отдавила... Копию я отдала бестрепетно, думая переписать потом с оригинала. Но не получилось. Жизнь сложилась по другому. Не то, чтобы большая была ценность в этой рукописи, но я не прочь была бы сохранить её для личной истории.

> Кто был главным персонажем в рассказе/романе, который у Вас первым взяло на печать издательство - женщина или мужчина?

Девушки (говорим ли мы о газетах-журналах или полноценном книжном издательстве). Про взрослых женщин мне не доводилось писать до последнего момента.

> Как Вы совмещаете работу/дом. хозяйство/материнство и писательство? Сколько усилий приходится предпринимать? Чем приходится жертвовать?

Всё совмещаю, но по хозяйству делаю очень мало, и основные деньги в дом приношу не я. «Я уже привык, что в нашей семье гений – ты,» совсем по другому поводу сказал мне муж. Вот я и веду образ «сумасшедшего гения». У меня гораздо больше сил отжирают проблемы со здоровьем, чем быт или работа. А с детьми всё как будто само получается, кроме тех случаев, когда их надо таскать по поликлиникам. Бр-р-р, ненавижу поликлиники.

> Есть ли у Вас СВОЯ КОМНАТА? В каких условиях вы обычно работаете?

Мы живём в коммуналке, отдельной комнаты у меня нет. Зато в спальне есть угол, примерно полтора на полтора метра, который является только моей территорией. Там стоят компьютер, сканер и восемь чашек. Муж и дети подходят туда почти исключительно когда я не за компьютером или даже не дома. При мне только чашки уносят, когда их домашним начинает не хватать.

Но трилогию я писала по большей части в консьержке. Я затем и нашла работу консьержкой, чтобы писать: стол, диван, интернет и тишина. Всё же отдельная комната лучше, чем просто рабочее место. Тем более, что тогда мы все вчетвером жили в одной комнатке, а не двух. У меня в углу стояли большой гладильный стол и очень побитое жизнью офисное кресло, и места было так мало, что казалось, домашние стоят у меня на голове.

> Когда к Вам чаще всего приходят идеи?

Всегда. Трудно выделить определённую обстановку. Пишется мне лучше в тишине, а идеи приходят всегда. Большую часть, по счастью для человечества, я никогда не реализовала.

> Какие из Ваших хобби помогают Вам в творчестве? Какие мешают?

Наверное, не очень честно, но иногда я ворую идеи у себя самой: из стихов. Больше, кажется, ничто на творчество не влияет.

> Вы одинаково свободно описываете женщин и мужчин? Или есть специфические трудности, связанные с гендером?

Я из патриархальной среды, представить, что думает мужчина, мне довольно легко. Сложности представляют отдельные, редко встречаемые типы личности. Таких персонажей мне приходится тестировать на живых людях со схожим характером. Например, Кристо Коваржа проверял художник Николай Бессонов. У них разные воспитание и цели в жизни, но какие-то глобальные ценности и крупные черты характера идентичны.

> Как Вы считаете: есть ли у ваших героинь что-то общее?

Они все слишком похожи на меня.

> Есть ли у Ваших героинь реальные прототипы?

Да, и у главных, и у второстепенных. Никта, например, «срисована» с моей подруги Элены, бунтарка Люция очень многое позаимствовала у другой подруги, Хали, и так далее.

> Приходилось ли писать под мужским псевдонимом? С чем это было связано?

Никогда.

> Приходилось ли писать от лица мужчин? На что вы опирались? Какие были ощущения?

Если именно от первого лица, то такого не было. А если речь идёт о мыслях и переживаниях главного героя-мужчины, то есть у меня рассказ «Знак бесконечность». Я опиралась преимущественно на советские романы о мужчинах с кризисом среднего возраста. Мой герой моложе, но рассказ написан на конкурс о любви, было очень надо добавить разных душевных страданий. Уже и не помню, что ощущала.

> Описывая персонажа-мужчину и персонажа-женщину, исходите ли Вы только из индивидуальных различий, или думаете и о различии полов («мужчина бы так не поступил/подумал»)?

Преимущественно из индивидуальных различий. Но социальные установки, включая гендерные, и готовность им следовать или опровергать их учитываю чётко.

> Доводилось ли Вам слышать мнение о том, что какой-то из Ваших мужских персонажей не правдоподобен?

Да. Двое мужчин очень критиковали Кристо. Один заявил, что образ слишком «ванилен» и живой парень никогда не станет ходить и страдать, когда имеет все возможности просто заняться сексом и склонить тем самым героиню к свадьбе. Другой назвал Кристо грубияном, рабовладельцем и насильником. Других персонажей пока не критиковали, разве только их поведение. Но не правдоподобность поведения.

> Как происходит выбор пола главного героя? В тех случаях, когда выбирается мужчина - почему? Когда Вы выбираете женщину - не чувствуете ли Вы сомнение ("мужчина был бы более крут/лучше продавался бы") и, если да, как Вы с ним боретесь?

Я не думаю о поле своей главной героини. Единственный раз, когда я задумалась – случай с рассказом на конкурс о любви. Я просто попыталась вычислить, какой персонаж будет реже встречаться среди работ. Скучный молодой менеджер в деловом костюме мне показался оптимальным.

> Как относятся Ваши близкие и друзья к вашему творчеству? и т. д.

Привыкли, уже не вздрагивают.

> Когда Вы представляетесь незнакомым людям, говорите ли вы обычно, что вы писатель (писательница)? Или называете какой-то другой род занятий?

Я представляюсь консьержкой.

> Вы считаете что мужчины и женщины в современном обществе находятся в одинаковых условиях?

Вопрос-анекдот такой :) Моей знакомой при пбуликации первой книги в издательстве прямо сказали, что надо взять мужской или нейтральный псевдоним, иначе покупать плохо будут. А ему, издательству, невыгодно. Она сторговалась на сокращении имени до первой буквы – фамилия пол не выдавала.

> Вы считаете, что у мужчин и женщин разные задачи в этой жизни? Ваша точка зрения отражается в ваших произведениях?

Я очень подозрительно отношусь к разговорам о целях, предназначениях, задачах и миссиях каких-либо социальных групп. За этим всегда стоит либо чванство, либо дубовая манипуляция, попытка «поставить на своё место».

> «Вы-писатель» и «Вы-женщина» это один человек, или Вы ощущаете их как две разных роли? В какой мере Ваши произведения отражают вашу реальную жизнь? А Ваши политические взгляды?

Я не расщепляюсь. Я есть я. Реальную жизнь я скорее использую для добычи материала, чем отражаю. И нет, я не монархистка. Даже ровно наоборот. Просто сказочный антураж как-то настраивает на королей и рыцарей.

> Ваше отношение к феминизму?

Прямое. И считаю это наиболее естественным отношением для мыслящего существа женского пола.

Согласны ли Вы, что главное в жизни женщины — это отношения с мужчиной? Если нет, то как, по-вашему, можно было бы сдвинуть фокус женской жизни с мужчин и "отношений" в массовом сознании? Нужно ли это делать? Какие книги и персонажи для этого должны появиться?

Это никогда не было главным, просто часто было вопросом выживания.

Надо тянуть на себя одеяло и помнить, что у нас твёрдое право на его половину. Думать о себе и бесконечности, чтобы душа от мелочей быта не усыхала. Писать о женщинах и, главное, девочках без симптомов стокгольмского синдрома, жадных до загадок мира, отважных или осторожных, но смелых душой в любом случае, экстравертках или интровертках, но только не услужливых и живущих чужими интересами.

> Существуют ли на Ваш взгляд шаблоны в описании женщин, заданные мужской литературой? Если да, то кто из женщин, по вашему, наиболее свободно пишет о женском и женщинах, не опираясь на эти шаблоны?

Вопрос человека, которая знает, как ответят. Есть. 99% шаблонов в литературе заданы авторами-мужчинами, просто потому, что веками их присутствие было наиболее весомым (а часто и вообще неразбавленным), и именно то, что было в те века, объявлено классикой, каноном, образцом. Увы, абсолютного освобождения от шаблонов не встречала ни у одной авторки. Мне нравится, как пишет о женщинах Лоис Макмастер Буджолд. Мне не нравится, что она это делает очень мало.

> Что Вы думаете о старости и смерти?

Верую, что они существуют, аминь.

Я много общаюсь со старухами, они мне интересны. Я много думаю о смерти.

Но мне пока нечего сформулировать.

> Ваши творческие планы?

У меня сейчас на компьютере открыт файл с текстом. Первая фраза: «Здравствуйте. Мне тридцать лет, и я нашла своё призвание. Я консьержка.» Думаю, это начало новой повести. Я хочу назвать её «Кактус». Когда ты сидишь за маленьким окошком тринадцать часов в сутки, тебе показывают очень интересные сериалы. Чаще грустные, чем смешные, иногда – остросюжетные. В них действуют узбечки и киргизки со швабрами в руках, пожилые женщины с безумным двадцатым веком в биографии, торопливые девушки и девочки, безумицы и обладательницы государственных наград. Они произносят монологи, делятся новостями, исповедуются, сплетничают, просят совета, болтают друг с другом. Там, за окошком, они работают, возвращаются со свиданий, из кино, из школы, с работы, с прогулки, целуются, женятся, разводятся, умирают, дерутся с полицейскими, делят наследство, ломают ноги и бросают на пол счета и банковские уведомления..."Вдруг поняла, что очень хочу написать об этом всём."

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наблюдал ща. Пробище на рязанке ояебу. Но ползём, всё как всегда и нехер дёргаться. Слева от меня ползёт ярко-красная BMW-копейка, чистая как кошачьи яйца. Внутри - эффектная такая мамзель лет 25-ти, не больше. Классическая картинка вобщем, не то папик богатый, не то "не насосала а подари ...
До момента крещения, славянские племена поклонялись силам природы: огню, воде, земле. В своих молитвах они обращались к деревьям, лесам, болотам и природным явлениям. Верили, что домовые, духи лесов, рек и полей оберегают. Создавали образы и давали им имена.  После объединения ...
Оригинальный, местами детективный взгляд на главный источник беспредела в РФ случайно обнаружил. Оказывается, достаточно  установить личность В.В. Путина , чтобы доказать то, что глава кремляди - двойник!   А что? - допустим это так. Рассмотрев это можно сделать кое какие ...
Northfoto/ Shutterstock.com История с панками из группы Bloodhound Gang  и российским флагом в штанах басиста не уходит из топов российских новостей уже который день. Честно говоря у меня возникло стойкое чувство, что «когда-то это было», и – ба! – действительно ведь. Не так ...
27 февраля - Международный день полярного медведя Ежегодно 27 февраля в мире отмечается Международный день полярного медведя (International Polar Bear Day) или, в более привычном русском варианте, День белого ...