Инок Михаил. Почему в Библии не сказано о динозаврах?
mikhael_mark — 31.10.2019 Хорошая апологетическая статья по теме "наука и религия" найдена в дружеском ЖЖ монаха Михаила (inok_mihail), оригинал здесь.Шестоднев книги Бытия и палеонтология говорят о разных вещах
Правильнее сказать — палеонтология с геологией, но поскольку речь будет идти о жизни, то ограничимся палеонтологией. Итак, наш мир с одной стороны прекрасен, но с другой, таит в себе немало страшного. Там, где пышно растут самые большие и роскошные растения и живут удивительные красивые животные, может найтись большое число других животных, стремящихся тебя сожрать и превратить в удобрение для тех самых растений. Прекрасно звёздное небо над головой, но среди звёзд есть и чёрные дыры, и холодок пробегает по спине от мысли, что же внутри этой математической мясорубки. Разве похож этот мир на тот бесконечно-прекрасный мир, про который сказано «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31) и увидев который, «все сыны Божии восклицали от радости» (Иов 38:7)? Нет, не похож. Потому что это не тот мир. Наш мир не идеален, ибо он падший. Наука изучает законы падшего мира, и палеонтология изучает его летопись в виде остатков живых организмов.
Шестоднев же говорит о создании первозданно-прекрасного мира, ещё не повреждённого грехопадением человека.
Палеонтологический стазис
Вообще общепринятое название «эволюционный стазис», но уж больно шибко я не люблю идею эволюции как одновременно и антихристианскую, и антинаучную, не имеющую никаких однозначных фактов в своё подтверждение.
Явление, известное как стазис — научный факт отсутствия переходных форм видов организмов в окаменелостях. Все виды живых организмов, остатки которых найдены в окаменелостях, появляются и исчезают в пластах внезапно, не претерпевая существенных изменений. Все переходные формы между видами, о которых когда-либо объявлялось, потом на поверку оказывались либо вольной интерпретацией фактов с выдаванием желаемого за действительное, либо откровенным подлогом (а разве среди учёных не могут быть падшие люди, которым дороже всего собственные награды и слава?).
Стазис очень не любят эволюционисты, придумывая разнообразные витиеватые объяснения этому факту. Мы же примем его как должное, как он есть: отсутствие переходных форм означает, что их не было. Живые организмы сразу появлялись на Земле в уже сформированном виде.
Изменение мира после грехопадения человека
Изменившийся, утративший своё божественное достоинство человек уже не мог находиться во главе совершенного, прекрасного первозданного мира. Не должно чистое быть в услужении у не чистого. Ведь человек продолжал быть тем, кем он был создан — повелителем материального мира. Следовательно, мир должен был измениться под существо падшего человека. «Раб не больше господина своего» (Ин 13:16). Всё должно соответствовать друг другу. И мир повелением Божьим мир начитает меняться, чтобы принять к себе из Рая нового, утратившего богоподобность человека. В мире постепенно начинают действовать новые, хорошо знакомые нам законы природы, законы падшего естества. Коли падший человек — то падший и управляемый им мир, который в силу своей падшей природы уже совершенно не подчиняется ему, как раньше. Страдает человек в силу своей падшей природы — страдают и животные в силу того же. Смысл этой идеи можно увидеть в следующих потрясающих строках апостола Павла:
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.» (Рим 8:19) |
Когда и как возник наш падший мир из первозданного
Само преображение Земли из первозданного состояние в падшее соответствует стихам 17-24 3-й главы Бытия, начинаясь со слов «проклята земля за тебя...» и заканчивая «И изгнал Адама...». Для Адама это был небольшой промежуток времени, пока он находился ещё в Раю. За это время изменился он сам и Ева (слова «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» — они ведь не про одежду, они про плоть!). Их тела изменились, стали грубыми, более животноподобными в полном соответствии с новой повреждённой природой человека.
А в то время, пока Адам ещё находился в раю, Земля тоже преображалась. Первозданное постепенно заменялось на падшее. Но там, на Земле, проносились миллионы лет. В течении этих миллионов лет в новый, грубый, исковерканный мир время от времени внезапно вступали живые существа из мира прежнего, но при этом изменяясь в формах и размерах, обрастая в том числе зубами и когтями. Вступали — и начинали по законам нового мира вести борьбу между собой и поедать друг друга, образуя пищевые цепочки. И когда наконец всё было закончено, раскрылись двери Рая и на Земле появился человек.
С чисто внешней стороны замена первозданного мира на новый вряд ли происходила в виде какого-нибудь портала, которые так любят в фантастических фильмах. Это, скорее, могло быть как бы постепенное проявление, когда черты новой реальности появляются и начитают всё больше и больше повсеместно обнаруживаться.
А теперь дадим ответ на вопрос в заголовке. Почему Бог, давая откровение пророку Моисею, о создании Мира, ничего не сказал о древних формах жизни? Предположить можно. Для того, чтобы начать возвращение человека к свету, от которого человек некогда отпал, нужно было показать ему именно тот самый свет, а вовсе не адскую тьму, в которую превратился мир после отпадения человека от Бога. А в том, что мир, населённый чудовищных размеров хищниками вроде плезиозавров и тираннозавров, был подобием ада, сомневаться не приходится. Не думаю, что человек смог бы прожить в таком мире больше минуты.
В свете вышесказанного исчезает кажущаяся неувязка с появлением в Шестодневе растений прежде Солнца, что уже давно является объектом шуток атеистов, считающих себя научно-мыслящими:
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» (Быт 1:11)
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1:14)
Шестоднев прав. Именно так создавался первозданный мир. Там действовали свои законы. Но окаменелости представляют нам отнюдь не первозданный мир. Исполинские каменноугольные леса на самом деле некогда зеленели на нашей планете, и к тому времени в полном соответствии с современными научными представлениями уже вовсю сияло Солнце. Вот только было всё это после грехопадения Адама.
Если повреждённость природы человека некогда привела к изменению мира, то можно ли предположить, что исцеление этой повреждённости, насколько это в нашем мире возможно, в некоторой степени способно направить этот процесс в обратном направлении? Да, и тому подтверждение святые, которые укрощали диких зверей. Наш Серафим Саровский, наверно, будет здесь самым что ни на есть хрестоматийным примером.
В завершение краткое резюме.
Правильно ли описание создания мира в Библии?
Да, оно совершенно истинно, ибо это Божье откровение.
Правы ли учёные, говоря о миллионах лет истории Земли, о кембрии, силуре и триасе?
Да, совершенно правы. Но это не история создания мира. Это история его изменения.
Я не утверждаю, что всё создание современного нам мира произошло именно так, как описано. Главной моей целью было просто показать, что такие умопостроения, учитывающие и научные факты, и откровения книги Бытия и при этом не нарушающие святоотеческое учение о Боге и человеке, в принципе возможны. Тем более, что неизменность законов природы и времени есть личное убеждение некоторых, а вовсе не доказанный научный факт.