Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

топ 100 блогов varandej24.12.2019 Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Мурманская область двулика. Её восточная половина, собственно Кольский полуостров - одно из самых малолюдных мест России, где, как в Эвенкии или на Верхоянском хребте, на каждого жителя приходятся десятки квадратных километров пустой земли. Запад, тяготеющий к Лапландии и Северному Калотту - напротив, самое густонаселённое и урбанизированное место во всём мировом Заполярье. Мурманскую железную дорогу в Первую Мировую войну экстренно кинули к незамерзающей гавани, и лишь в 1920-х годах разобрались, что сделали доступным богатейший рудный район с огромными залежами меди и никеля, алюминия и железа, редких металлов и апатитов. Население Мурманской области в ХХ веке подскочило в 500 раз, и как на востоке её почти нет городов, так и на западе меж городами почти что не видать деревень.

Города русской Лапландии, однако, тяготеют к рудникам, а где рудники - там и горы, множество мелких массивов-"тундр", и знаменитые Хибины - лишь крупнейший из них. Закончив в прошлой части песками Кузомени рассказ о берегах Кольского, дальше расскажу о его горной части, чередуя дымные городки и прекрасные дикие горы. И для начало совсем кратко покажу несколько мест, которые не влезли в последующие части.

...Итак, "Клавдия Еланская" передумала идти в Чаваньгу. Это позже, три недели спустя, мы вдвоём с верной Ольгой вернулись и таки добились своего от капризной морской красавицы. А тогда самым простым решением казалось идти на Сейдозеро. Но кировчане Лена и Артём сперва уехали в Териберку, а с Мариной Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты. ilance и её товарищами я решил разделиться, и вот дождливым утром вместе с Ольгой мы покинули мрачную Росту и отправились на мурманский вокзал. Автобусы в Заполярье, как и на Дальнем Востоке, неприятно дороги, и 100-километровый переезд тут влетает рублей в 400-500. До Оленегорска, к нашему удивлению, подали большой и почти пустой автобус, и через полтора часа пути по дождливым сопкам над озёрами мы вышли у другого вокзала:

2.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

У Оленегорска (20 тыс. жителей) сверхтипичная для этих мест история - в 1915 году здесь появилась станция Оленья, в 1932-48 рядом разведали крупное месторождение, а в 1955 начали строить город для его рабочих, видимо тогда же соорудив и нынешний вокзал. Вот только специализация нетипичная: рудничный Мурман больше ассоциируется с никелем и апатитами, а здесь добывают железо, и владеет этими рудниками, конечно же, "Северсталь".

3.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Станция Оленегорск расположена буквально в чистом поле, хотя на самом деле просто город начинается на той стороне путей. Смотреть в нём, судя по чужим постам, даже по моим меркам нечего - серые позднесоветские микрорайоны наподобие окраин Мурманска да типичный для горняцкого городка набор памятников. Вот эта дореволюционная водонапорка - пожалуй, самое симпатичное здание Оленегорска:

4.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Собственно рудники лежат с другой стороны города. В тайге за длинным Пермусозером скрыта ещё и база дальней авиации Оленья. Фасад же города на трассу "Кола" и железную дорогу образует Оленегорский механический завод, поставляющий и ремонтирующий рудничное оборудование всей российской Лапландии.

5.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Из Оленегорска мы съездили в саамское Ловозеро и горняцкую Ревду, откуда сходили к Сейдозеру в горы. Этот поход выпал на самый пик дождей, а вот дальше случилось несколько дней хорошей погоды, и мы ещё не поняли, какая это будет редкость до конца лета. В маршрутке из Ревды мы снова встретились с Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты. ilance и её напарниками - они ехали в Оленегорск на поезд, мы же собирались по трассам пробираться в Кировск. Два билета на маршрутку стоили 800 рублей, и когда я сунул водителю 5000, он дал мне сдачу 5200. И укатил быстрее, чем я пересчитал сдачу, оставив меня ломать голову - ошибка это была или подарок.

6.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Мы же встали на трассе "Кола". Даром что в Заполярье, она вполне типична среди российских федеральных трасс - с хорошим асфальтом, но узкая. Вскоре нас подхватил джип до Мончегорска.

7.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Полчаса пути на юг - и на смену красноватым железорудным отвалам пришли настоящие синие горы:

8.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Название "Хибины" мне хочется применить ко всей системе гор Русской Лапландии, однако на самом деле так корректно называть лишь небольшой её фрагмент. Старое и разрушенное, лапландское нагорье превратилось в россыпь небольших круглых плато, которые здесь традиционно называют "тундры" - этим словом, вошедшим в языки всего мира, карелы называли безлесные места. Хибины (1200м) - они тоже на самом деле Хибинские тундры между озёр Имандра и Умбозеро. За последним лежат Ловозерский тундры (1120м) - второй по величине и самый восточный массив, подковообразный хребет, скрывающий внутри Сейдозеро. На юге, над Кандалакшским берегом, нависают низенькие Колвицкие тундры (636м) и Ёлки-Тундры (785м), ближе к финской границе есть ещё Сальные тундры (997м), Заячьи тундры (570м), Туадаш-тундры (907м) и Нявка-тундры (700м), а вдоль трассы "Кола" западнее Имандры тянутся практически единым хребтом Волчьи тундры (955м), Мончетундра (965м) и Чунатундры (1114м). И если Ловозёры и Хибины туристами истоптаны как Красная площадь, то все прочие "тундры" по крайней мере у меня не вызывают никаких ассоциаций. На кадре выше, если я не ошибаюсь, Мончентудра, а на кадре ниже - Волчьи тундры за длинным Мончезером:

9.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

А значит где-то рядом Мончегорск (42 тыс. жителей):

10.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Трасса проходит как бы над городом - вдали Мончетундра, а на переднем плане одинокая гора Ниттис (618м), похожая на отвал:

11.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Это потому, что порой по её вершине проходит шлейф "Североникеля" - на самом деле главного завода Мурманской области:

12.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Не самый большой и даже, пожалуй что, не самый грязный, он замыкает промышленный цикл. Сюда сходятся нити медно-никелевых рудников Печенги и Таймыра, будь то почти соседний Заполярный или далёкий Норильск. Где-то там тяжёлые металлы извлекают из недр под вечной мерзлотой, обогащают руды, получают файнштейн, но в итоге везут материалы сюда, и именно в этих цехах превращают в слитки чистых никеля и меди. Всю эту цепочку, для круглогодичного обслуживания которой и создавались атомные ледоколы, объединяет сходство руд и соответственно технологии извлечения из них металла.

13.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Вот только в рудах ли проблема, в технологиях ли, а получилось в итоге едва ли не самое грязное промышленное производство в мире. В первую очередь - из-за примесей серы и тяжёлых металлов: что в Никеле и Заполярном, что здесь в воздухе пахнет серой, а концентрация всякой дряни вроде свинца, цинка или кадмия в почвах превышает допустимую в сотни раз.

14.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

От трассы я спустился по выжженной земле. Среди пеньков убитого комбинатом леса подрастают новые деревца - на комбинате и объёмы производства упали с советских времён, и очистные поставлены новые, а в 2015 году закрылся агломерационный цех, дававший (не)добрую половину выбросов.

15.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Мончегорск весьма причудливо стоит среди озёр - с одной стороны длинная Мончегуба огромный Имандры, с другой - мелкие Нюд и Лумболка, так что остаётся только удивляться, как город не прозвали Заполярной Венецией.

16.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Микрорайон впереди расположился как раз между Нюдом и Мончегубой, скрытой за многоэтажками. На той её стороне - гора Каливай (301м), а дальше, за главным плёсои Имандры - вполне уже в узком смысле Хибины, и можете не сомневаться, что в кадре есть хотя бы десяток тургрупп. У подножья Хибин проходит железная дорога, Мончегорск же стоит на тупиковой ветке из Оленегорска, как водится, без пассажирских поездов.

17.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Многоэтажки заозёрного района замыкает Вознесенский собор (1992-97), крупнейший храм во всей Мурманской области:

18.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Левее же просматриваются вполне себе ампирные сталинки - на Монче и на Печенге медно-никелевая индустрия создавалась хоть и в разных государствах, но почти одновременно, да и технологии добычи здешних руд у Финлянди и СССР росли, видать, из общего корня. И "Петсамоникель", построенный канадскими инвесторами, и "Североникель", построенный по указанию грузина Серго Орджоникидзе, выдали первую продукцию в 1939 году. Более того, и зданий 1930-х годов что в Никеле, что в Мончегорске примерно одинаковое количество, только там они остались основой исторического центра, а здесь их вобрал в себя мощный сталинский послевоенный ансамбль. Вот в кадре высокие фасады по проспекту Металлургов и открывающий его "Мужик с кайлом" - памятник покорителям Мончетундры (1977):

19.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Самых красивых сталинок с башнями, я, впрочем, отсюда не углядел, так что за прогулкой по Мончегорску отсылаю в чужие посты. Моё же знакомство со столицей кольской индустрии ограничилось видами с трассы, по которой мы вскоре продолжили путь.

20.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Ещё до Мончегорска мы миновали водораздела Баренцева и Белого морей, Мурманска и Кандалакши - двух портов с разных сторон Кольского полуострова. Но в целом за Мончегорском виды уже не столь живописны, а Чунатундры лишь изредка кажут свои километровые вершины из пространства тайги. После Ямала или Коми я никак не мог привыкнуть к видам кольской тайги, и далеко не сразу понял, чего же именно здесь не хватает. Лапландия - единственный угол нашего Крайнего Севера, где не растут лиственницы:

21.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

А у поворота на Апатиты внезапно встретило вот что:

22.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Буддийская ступа Просветления! Совсем как где-нибудь в Бурятии, Туве или хотя бы Калмыкии! И с чего бы оказаться ей у дверей Скандинавии, где уместнее была бы протестантская кирха или толерантная мечеть? Но вот так вот причудливо преломилась постсоветская эпоха перемен, в хаосе и страстях которой буддийские идеи многим пришлись ко двору. Даже в школе, где я учился, в старших классах главный нон-конформист не только рэп читал и писал стихи в подражание Кобейну, но ещё и заявлял, что он буддист. Затем сменилась эпоха, нон-комформисты стали как-то охотнее подаваться в мусульмане, однако и русские буддисты успели оставить на просторах Необъятной весьма заметный след. В уральском Качканаре и в украинских Черкассах действуют целые буддийские монастыри, а уж ступы просветления и вовсе не такая уж редкость - почти такую же, как здесь, я видел несколько лет назад в Ханты-Мансийске.

23.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Вот и здесь братья-бизнесмены из Апатитов Игорь и Олег Беляевы решили, что одного лишь полярного дня для просветления мало, и в 2014 году построили на свои средства пару ступ в окрестностях города. И хотя буддизм в России считается одной из официальных религий, под экзотическое строительство землю выделить согласился лишь леспромхоз, формально ступы принадлежат общине в другом регионе, а первый год они и вовсе стояли неосвящёнными под прокурорской проверкой и угрозой сноса. В итоге ступы освятили двое лам, приглашённых из Тибета, но прокурорские проверки сюда и ныне приходят регулярно - только теперь по фактам вандализма. И всё же на 5-й год своего существования ступа стоит, у её подножья лежат подношения, а на ветках лесной опушки болтаются цветные хий-морины:

24.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

У ступы мы и свернули с "Колы" - если Мончегорск стоит в стороне от железной дороги, то Апатиты - в стороне от трассы.
Хибины прикрывают этот уголок от ветров Арктики, поэтому дорога петляет через высокий островерхий лес, манящий указателями на турбазы:

25.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

По пути - ажурный фермовый мост (1970) через озеро Имандра:

26.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Вернее - через узкий, как речка, Экостровский пролив между Большой и Экостровской Имандрами, слагающими крупнейшую в Мурманской области озёрную систему.

27.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

За Имандрой встречают Апатиты - один из представителей того семейства постсоветских городов, которые без лишних раздумий назвали по своему главному полезному ископаемому: как соседний Никель, уральский Асбест, ленинградские Сланцы или донецко-приднепровские Антрацит и Марганец. Между тем, нынешние Апатиты - второй по величине город в регионе (55 тыс. жителей) и 5-й в мировом Заполярье вообще. Двойная же система Апатит с соседним Кировском потянет и вовсе на третье место, потеснив Воркуту и норвежский Тромсё. Словом,  для Мурманской области это вторая столицы, главный город её горной части, где даже есть аэропорт "Хибины" с рейсами в Москву, Питер и Череповец.

28.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Последний в этом списке вовсе не случаен - помимо "Северстали" там обитает ещё и "Фосагро", крупнейший в России производитель фосфорных удобрений, главным сырьём для которых и служит апатит, залегающий с южной стороны Хибин вместе с алюминиевым нефелином. Первые признаки апатитов в этих краях нашли ещё строители Мурманской железной дороги в 1916 году, а открытия геологической экспедиции Александра Ферсмана в начале 1920-х годов предопределили для русской Лапландии дальнейшую индустриальную судьбу. У разъезда Белый почти тогда же была основана ПОСВИР - Полярная опытная станция всесоюзного института и растениеводства, которая вскоре приросла посёлком Апатиты (1926) и совхозом "Индустрия" (1930). К тому времени уже было ясно, что апатитов тут хватит не только на местные нужды, но всё же центром рудников сделался соседний Хибиногорск, почти сразу, в честь своего куратора, ставший Кировском. От Белого разъезда туда в 1930 году протянули железнодорожную ветку, после чего и сам разъезд был переименован в Апатиты. Вот это здание - не бывший ли вокзал тех времён?

29.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Потребность страны в удобрениях, однако, росла пропорционально урбанизации - ведь всё меньше оставалось рабочих рук, готовых копаться в земле. В 1951 году было принято решение делать из Апатитов город, причём в отличие от индустриального Кировска, здесь с самого начала было решено концентрировать науку - в 1954 был основан местный Академгородок, а в 1961 перебазирован Кольский филиал РАН. Полноценным городом Апатиты сделались лишь в 1966 году, но в силу тогдашних архитектурных тенденций - одним из самых невзрачных городов. Примерно 90% Апатитов выглядят вот так:

30.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Хотя и есть у Апатитов даже подобие исторического центра - тот самый Академгородок из "ободранных сталинок" с небольшим Садом Камней имени Ферсмана. И я даже видел его из заднего окна маршрутки, снимая на ходу как из тачанки, но вот Академгородок-то как раз и не снял, понадеявшись осмотреть его на обратном пути. Но на обратном пути, когда и до поезда часа полтора оставалось, мне помешал ливень:

31.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Так что и за прогулками по Апатитам в третий раз за сегодняшний пост отсылаю в Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты. russiantowns.

32.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Ещё в Апатитах есть заброшка недостроенной больницы (кадр выше), но в остальном город вполне зажиточен и ухожен:

33.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

А до Кировска буквально километров 20, и маршрутки каждые полчаса ходят не от самых ближних, а от самых дальних оконечностей обоих городов. На въезде в Кировск обособлено стоит небольшой микрорайон:

34.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

С общей на два города Спасской церковью (2002-03):

35.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Впрочем, Кировск достоит отдельного рассказа, так что пока - стоп. Ещё дальше на юг по железной дороге и трассе стоят Полярные Зори с Кольской АЭС - самый северный город, в котором не бывает полярной ночи. От них уже рукой подать до Кандалакши, где плавят в алюминий хибинские нефелины. Всё это Заполярье, однако на юге Мурмнской области солнце в середине зимы высовывается из-за горизонта хотя бы до половины. И в целом я бы сказал, что все эти Оленегорски, Мончегорски, Апатиты и Ревды вокруг Хибин даже и не кажутся разными городами.

36.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Скорее - такой вот очень странный город Хибиногорск, раскиданный на десятки километров по горам и озёрам. Вписанные в чуждую природу многоэтажки, отвалы и коперы где-то за ними, но всё-таки ближе крутых лысых гор с плоскими вершинами. Немногочисленные и какие-то особо суровые сталинки. Редкие, но очень заметные церкви. Странные и враждебные запахи тяжёлой индустрии, и в горах - то ли рудничные взрывы, то ли камнепады и лавины. Вереницы идущих в этих горы туристов с пудовыми рюкзаками за спиной и обилие фирм с внедорожниками, готовых упростить их путь. Поверх всего этого - общая зажиточность и благоустроенность, а всё вместе складываетя в узнаваемое лицо индустриальной российской Лапландии.

36а.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Впрочем, не без традиционно-заполярного "пора валить" - все эти города после распада СССР потеряли по 25-40% населения. На позапрошлом кадре обратите внимание и на направление переезда - среди поднимавших здешнюю индустриию было много спецпереселенцев из Беларуси вплоть до родственников бойцов "Арми Крайовой". Позже из Синеокой особенно активно ехали в Лапландию за длинным рублём. Белорусы и уезжали активнее всего в 1990-х, однако поезд Минск-Мурманск пока в ходу:

37а.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Впрочем, пик исхода уже позади, и по итогам 30 лет во многих из этих городов депопуляция оказалась меньшей, чем в областном Мурманске. В Кировске я внезапно встретил девочку из Усть-Цильмы, у родителей которой гостил годом ранее - она закончила геологический факультет и устроилась работать на местный рудник. Словом, Русская Лапландия на нашем Крайнем Севере - весьма неплохой уголок.

37.
Индустриальная Лапландия. Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.

Но в следующей части ненадолго забудем про индустрию и отправимся к саамам в Ловозеро.

КОЛЬСКИЙ-2019
Роман с "Клавдией Еланской". Обзор поездки и оглавление серии.
НеФорум Арктика-2019. Ещё раз в Мурманск.
Мурманскский берег
Сайда-губа. Кладбище атомных подлодок.
Мурманск. Вокзал, причал и "Ленин".
Мурманск. Общий колорит и виды с Абрам-мыса.
Мурманск. Архитектура.
Мурманск. Вороний Камень и Каменное плато.
Мурманск. Зелёный мыс и Роста.
Морской вояж на Терский берег
"Клавдия Еланская". Судно и рыбный порт.
"Клавдия Еланская". Виды с борта.
Терский берег. Поморская деревня Чаваньга.
Терский берег. На избе и около.
Терский берег. Кузомень в песках.
Русская Лапландия
Оленегорск, Мончегорск, Апатиты.
Ловозеро
Ревда и перевал Эльморайок.
Сейдозеро.
Кировск. Центр.
Кировск. Кукисвумчор.
Хибины. Цирк и не только.
Карелия, Петербург, Ленинградская область - будут отдельные оглавления.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не ясно, в курсе ли руководство Amazon о том, что такое эффект Стрейзенд, но если все продолжится в том же духе, то самый дорогой сериал в истории, "Властелин колец: Кольца власти", будут критиковать уже просто за практику затыкания ртов. Сняли стерильную "правильную" тягомотину - ...
Наши соотечественники уже создали себе славу в сети Battle.net, так как играть с ...
На фото президент Хорватии Колинда Грабар В Европу в ближайшие годы может прибыть до 200 миллионов беженцев, миграцию остановить невозможно, но ее необходимо регулировать, заявила в понедельник в интервью братиславскому порталу Teraz президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, ...
Любителям исторических фильмов, особенно про военное время, стоит обратить внимание на следующую подборку. Сериалы про послевоенный бандитизм отличаются захватывающим детективным сюжетом и непредсказуемым поворотом событий. 10. Ликвидация 2007 КП: 8,5 IMDb: 8,2 ...
Оказывается, в Казахстан очень любят ездить японцы. Думаю, их, привыкших жить в малюсеньких домах и переполненных городах, привлекают огромные безлюдные пространства. Ну, нас пустыми пространствами не удивишь, а отсутствие столь любимого мной леса, честно, очень напрягает. Но зато здесь ...