Игрушки нашего детства в СССР. Модельки (маленькая мечта школьника СССР масштаба 1:43)
diecast_43 — 25.02.2013 Оригинал взят у wap67rus в Игрушки нашего детства в СССР. Модельки (маленькая мечта школьника СССР масштаба 1:43)Итак, уважаемые господа фтыкатели, рад приветствовать вас в
очередной серии очерка об игрушках нашего детства. Не скрою, данный
обзор мне особенно приятно писать, ибо в нём пойдёт речь о
зачётнейших игрушках того времени, а именно модельках.
Предупреждаю сразу букв много, тема достаточно обширная, пришлось
сокращать по максимуму.
В отличии от предыдущих категорий отечественного импрессионистского игрушкостроения, модельки не отказывались юзать даже взрослые. Всем хотелось приложить свои загребущие руки к этому миниатюрному чуду стандартного масштаба 1:43. И было от чего, ибо модельки являлись не чем иным а почти точными копиями предмета обожания почти всего мужского населения СССР, а именно многочисленных ВАЗов, Москвичей, Запоров, Волг а иногда и зачётнейших чаек. Мало того, что оригиналы стоили в то время серьезного бабла, бог с ним его ещё можно было реально накопить, но вот купить запросто в магазине? Об этом не могло иди и речи, только если записаться на очередь, правда благодаря «блату», некоторым особо хитрожопым товарищам удавалось сыскать подобные ништяки. Но тем не менее, было ли у тебя бабло, не было, а машину в те времена хотелось всем, ибо она воплощала собой достижение определённого статуса в обществе и реально способствовало резкой мобильности владельца, пробок в те времена не было а бензин стоил реальные копейки (Ужас правда? Вот такое оно ужасное коммунистическое время). Альтернативой обладания четырёхколёсным другом, служили, хоть и иллюзорно но вполне осязаемо, те самые модельки. Мало того, у них помимо идентичной внешности, открывались двери, багажник и капот.
Модельки отличались высоким качеством изготовления, хорошей
деталировкой, качественной покраской и достаточно высокой ценой. В
среднем моделька стоила от 5 до 30 рублей за шт.. цена почти
катастрофическая, учитывая тот факт что за ту же цену можно было
приобрести пусть и не такую красивую но зато вполне управляемую
модель на боторейках.
Не могу утверждать наверняка, но по моему это единственные игрушки,
которые выпускались на экспорт и пользовались у кап.стран
повышенным спросом. На многих из моделек, на днище красуется
надпись made in USSR, что подтверждает вышесказанное.
Как я уже говорил, модельки были достаточно дорогими а если и
приобретались родителями, то как правило очень редко использовались
для игр. Хотя были и такие товарищи, которые не особенно жалели
данные раритеты и с удовольствием запускали их по разнообразным
поверхностям. К слову, ездили эти модельки кайфово. Во первых из-за
своего нехилого веса (ибо литые металлические формы). А также
благодаря специально применяемой амортизационной системе в качестве
маленьких рессор и миниатюрных резиновых шин.
Помниться что новоявленные спецы, проверяли качество моделек с
помощью нехитрого эксперимента, приподнимали передние колёса
машинки и тут же отпускали, после этого машинка ловко пружинила на
столе. Чем мягче была амортизация, тем почетнее было качество
модели.
Выпуск моделек породил в своё время новое поколение
коллекционеров, собирающих нехилые коллекции подобных роскошеств.
Большинством же из этих коллекционеров были взрослые дядьки и вовсе
не школьники, так как у них не имелось такого серьёзного
финансового обеспечения. Однажды, со мной произошёл такой случай.
Дело в том что лично уменя таких моделек было всего три:
- зелёная вазовская тройка;
- зачётнейшая оранжевая волга предназначенная для нужд аэрофлота (к
слову я еле выпросил у мамы 15 рублей на её приобретение);
- и унылый, ничем не примечательный «Камаз».
Так вот при всём этом богатстве, как то мне довелось побывать у
одной из маминых подруг в гостях. Пока они пиздели о чём-то своём
на кухне, я уныло слонялся по трехкомнатной квартире. Пока случайно
не обратил внимание на мебельную стенку (в то время они тоже были
дефицитом и чаще всего были покрыты лаком. Что особенно ценилось в
то время, зачётнейшими были Польские стенки), за стеклянными
дверцами серванта, на меня молча и надменно взирали около 400
наглых моделечных фар. Такого количества моделек я не видел даже в
магазине. Ну 50 это был великий максимум. Во всяком случае, для
нашего города. Здесь же были представлены не только все
отечественные выпуски но и импортные, названия которых я в силу 3-х
классного образования не смог прочесть (английский мы
начинали учить в пятом, увы). Я боялся дотронуться до этих
упаковок, создавалось такое впечатление что эти машинки никогда не
доставали из коробки.
Я находился словно во сне, и не мог поверить своим глазам. Позже
мамина знакомая объяснила что её 25 летний сын коллекционирует эти
машинки. С одной стороны я не мог понять, зачем взрослому дядьке
нужны детские машинки да ещё в таком количестве, а с другой стороны
страшно ему завидовал, ведь он полчая зарплату мог покупать себе
такие артефакты, причём особо не напрягаясь. А благодаря частым
командировкам в Москву мог покупать и зарубежные марки. Естественно
несмотря на жаркие уговоры мне ни одну из моделек не подарили и
почти с силой вытолкали за дверь.
Подобного я больше никогда не видел и тем не менее, в детстве я
мечтал о настоящей машине. Если сейчас вспомнить, какие детские
ассоциации у меня возникают с тем временем, наверно самой яркой
будет такая:
- лето, июль, мы с мамой едем к свои знакомым на день рождения в
сторону левого берега, в эпичное местное кафе под названием
«Шалаш». За рулём сидит дядя Миша, он гордый владелец
ядрёно-красного космического корабля того времени под маркой ВАЗ
2106, в динамиках расположенных в районе заднего стекла
звучит Алла Пугачёва с популярнейшей песней того времени «Лето, ах
лето…..». В салоне присутствует небольшой запах бензина, я опустил
стекло и ловлю рукой воздух, дядя Миша деловито переключает коробку
передач, набалдашником которой служит здоровенный пластиковый
кристалл, внутри которого уютно расположился паук (иногда
встречались розочки, маленькие машинки и прочая ерунда. Все это
являлось своеобразным тюнингом того времени). Пол был устелен
каким-то линолеумом с рисунками ВАЗовских моделей и модными
надписями LADA на английском. Шашлыки в кафе, продавались в
символических жестяных тарелочках со шторчатым краями, тогда это
был некий стандарт одноразовой посуды.
Недостаток реальной машины пришлось компенсировать приобретением игрушечных копий. Через некоторое время у моих моделек начали отлетать различные запчасти, например зеркала. Потом я забил на неё хуй и начал активно использовать в играх во дворе и школе. А ещё у нас одни корешком была игра под названием «Авария», брали машинки и на большой скорости врезали их друг в друга. А потом подводили всяческие итоги поломок. По началу отваливались лишь различные пластиковые детали. Трескались и вылетали пластиковые стёкла, но корпуса тем не менее оставались прочными. Потому такие игры растягивались на долгое время, мы даже специально выменивали старые и потрёпанные модельки на всяческие ништяки.
Ещё одной славной традицией было приносить модельки в школу и
всячески ими хвалиться перед завистливыми ёблами одноклассников.
Там же я впервые увидел модель «Чайки».
Помню как один еблан на продлёнке, проебал свои деньги хуйнув их,
на приобретение модельки ретро автомобиля Амо-Ф 15. Позже, осознав
свою глупость он безуспешно пытался выменять его на подержанную
модель «камаза», за что естественным образом был послан нахуй всем
мужским контингентом продлёнки ибо все активно участвовали в данных
обменах. И дело не в том, что модель была плохого качества
наоборот, она была очень даже ничего, просто такие вещи не
пользовались у нас особенной популярностью.
Оказывается именно модельки, то немногое что продолжают
выпускать у нас в стране, причем на том же оборудовании.
Практически это аналоги советских, и на днище у них также написано
сделано в СССР. Коллекционеры никуда не исчезли, наоборот их
стало только больше. Поэту проблем с фотоматериалом на просторах
сети не возникло, единственно, что я никак не мог найти это самой
истории создания моделек.
Можно было конечно проштудировать многочисленные форумы
коллекционеров, дрочащих на всякие номерные изделия и т.д. но если
честно всё это читать достаточно скучно, необходимо быть таким же
ебанутым.
Но к своему счастью я все-таки откапал небольшую статейку,
посвященную именно истории создания отечественных ништяков.
Вот и она:
А что же можно сказать о моделях, производившихся в нашей
стране:
В этом вопросе СССР не очень отстал от развитых капиталистических
стран. Еще до Великой Отечественной войны, с развитием в 30-е годы
автомобильной промышленности у нас появляются отечественные
жестяные игрушки-автомобили. Их производство продолжается и после
войны. В 50-е годы в СССР появляются первые литые игрушки-модели
автомобилей приблизительно в масштабе 1:43 : это ЗИС-110,
ГАЗ-12″ЗИМ», ГАЗ-20 «Победа» и другие. Из них до наших дней дошли
считанные единицы.
Ну, а серьезное производство коллекционных моделей-копий началось в
начале 70-х гг. в Саратове, на заводе «Тантал», который производил
широкую гамму моделей по истории России и СССР. Это модели были
хорошо детализированы и поэтому пользовались широким спросом как в
СССР, так и за рубежом. Оригинальные модели выпускались в Казани
заводом «Арек» (ныне «Элекно»), в Ульяновске, в Ленинграде. В 70 г.
СССР закупил за рубежом пресс-формы у различных фирм Италии,
Франции и, используя их, выпускал модели в масштабе 1:43, 1:24 в
Москве, Тбилиси, Киеве, Донецке.
С распадом СССР многое изменилось.»Тантал» снизил темпы
производства масштабных моделей, худо-бедно поддерживал старую
гамму, но не представлял новинок. Так как пресс-формы стали
изнашиваться, качество моделей намного снизилось, и они стали менее
привлекательны для коллекционеров. Казанский завод, снизив темпы
производства, пошел по пути увеличения ассортимента и до сих пор
радует своими новинками коллекционеров, производя их хоть и не
большими партия
Серия «Автомобили СССР» производства саратовского ПО
«Тантал».
Кто в детстве не встречал их или у себя, или у родственников в
серванте, или у друзей.
Мечта мальчишек 70-80-х. А сколько коллекционеров начало свои
коллекции с них!
В славные времена 1970-1992, расцвет производства, модели имели
чёткую структуру вариантов, до 1986 года модели были «номерными»,
то есть имели каталожный номер на донышке, каждая серия имела свои,
красочные коробочки. Модели считались дорогим сувениром, и были по
качеству лучшими в мире. Например проработка моделей Волга, с
полноценным двигателем, Нива с её 78-ю деталями. Да и другие модели
имели неповторимый шарм.
Теперь собственно приведу примеры самих моделек, на фото представлены только модельки производства СССР.
.
Следите за следующими серями, впереди самое интересное
ИСТОЧНИК http://absinth.16mb.com/?p=980