(ИдР-72) Педагоги в погонах напоминают о балансе между опекой и властью
ifc — 16.12.2023В продолжение злободневной темы цифрового разрыва.
Когда в минувшее воскресенье тут был опубликован второй из двух постов на тему причин трагедии в брянской школе, то в комменты к нему ещё несколько дней после того набигали возмущённые инфантилы (например), гневно обличающие меня в том, что я - Гитлер, Гитлер, трижды Гитлер в отношении моих детей.
Батхёрт набигавших понятен: ведь признать, что нормальный родитель заметил бы аффектированное состояние собственного отпрыска-подростка - способен лишь человек взрослый. Каковой, собственно, такие состояния и замечает, поскольку нацелен на восприятие непосредственно окружающей действительности, а не втыкание в виртуальные маня-мирки, где обитают инфантилы, оправдывающие профукавшего ключи от оружейного сейфа папахена.
Именно пациенты такого подвида обзывают учителей "равнодушными тварями", поскольку железобетонно уверены, что школа обязана помешать детям устремиться по стопам родоков. А отечественные законодатели им потакают, занимаясь ИБД подвида "а давайте запретим смартфоны в школах".
Ну, запретили, хрен ли. Только кто и как будет воплощать сей запрет IRL в условиях, когда у родоков и их тугосерей по-прежнему больше прав, чем у людей, которые этих тугосерей чему-то обучают? Недаром действующие педагоги (например, подольский ватник Савчук) отреагировали на упомянутый закон фейспалмами, считая его именно имитацией.
В любимом нашем Мордоре десятилетиями властвовал сформированный либероидами вроде престарелого упыря Асмолова нарратив "учитель просто предоставляет образовательные услуги", тупо игнорирующий базовый принцип иерархичности - "чья опека, того и власть". Или учитель имеет власть над теми, кого действительно опекает и воспитывает, или - какие к нему, лишённому такой власти, могут быть вопросы на тему равнодушия? Он же просто "образовательные услуги" предоставляет, с чего бы ему волноваться за душевные состояния потребителей оных услуг и тому подобное?
Пока упомянутый нарратив не будет заменён другим, восстанавливающим равновесие между опекой и властью - учителя и дальше будут класть на проблемы школьников и их родоков с прибором. А для такого восстановления требуется смена парадигмы, о которой ведут речь взрослые люди вроде упоминавшего тут в ноябре учителя из самарской школы - обрусевшего сына шотландца и камчадалки Джона Шемякина.
Вот вам цитата из его ноябрьского же интервью:
- Сейчас я созрел до некоего призыва к тому, чтобы мужчина, перевалив через 50 или 55 лет, год отработал в школе. Показал - какие бывают мужчины старше 50 лет, если их не показывают в криминальной хронике. Дело в том, что у нас чудовищный дефицит нормальности. При этом востребована любая форма аномальности. Включаю телевизор и вижу мальчика, который плачет молоком на конкурсе, на экране тысячи аварий, абсолютно каких-то исчадий ада - сидят семьи алкоголиков и в прайм-тайм выясняют, кто чья дочь...
Я считаю, что бороться с этим дефицитом нормальности можно через такую альтернативную возрастную службу. Это и для здоровья очень полезно, в первую очередь, ментального. Дети учат тебя дисциплине. Делаешь вид, что учишь дисциплине их, на самом деле ты сам становишься самым дисциплинированным на свете. И начинаешь совершенно по-другому говорить, у тебя даже дыхание меняется. Тебе становится много чего интересно.
<...>
- У нас для того, чтобы школу заметили, ей нужно постоянно генерировать какие-то изменения. Хватит вам! Школа - это предприятие. Если мы для предприятий постоянно будем менять спецификации, ГОСТы, техусловия и требования безопасности, то это и станет основным занятием - а не выпуск продукции. Так и в школе. Поэтому изменения в школе нужны, но они не должны иметь отношения к организации образовательно-воспитательного процесса. Менеджмент школы - да, можно изменить. Например, уменьшить количество отчётов.
<...>
- ...Нужно работать с родителями. Утрачено полностью доверие к учителю у всей страны. Учитель - это такой плохой врач, которому нужно объяснять, как лечить, и если этого не сделать - он тебя погубит. Вопрос - зачем же ты тогда ходишь к этому врачу? Мне отвечают - монополия, но мы уверены, что вот мы вам своих кровиночек водим, а вы всё делаете неправильно.
Подчеркну, у меня при этом очень хорошие отношения со всеми родителями в школе.
Учитель беззащитен абсолютно. В 1990-е и нулевые годы мы допустили отношение к учителю как к обслуживающему персоналу, который оказывает услугу. А так как услуга эта бесплатная, то и отношение соответствующее.
Да, работать с родоками, конечно, нужно. Но прежде всего - родокам нужно работать над собой. Отдавая себе отчёт в том, что твой ребёнок - не пуп Земли, что у него не может быть больше прав, чем у педагога, что откупаешься от своего ребёнка гаджетами и доступом в тырнет - именно ты, а не кто-то другой.
Обратите внимание: в Этой Стране много кадетских учебных заведений. Вы хоть раз слышали, чтобы там разгорались безобразные скандалы вроде тех, которые регулярно вспыхивают в обычных школах? Я вот не слышал и предполагаю, что дело обстоит так по той причине, что в подобных заведениях власть преподавателей над воспитуемыми соответствует той степени опеки, которую эти воспитуемые получают взамен. Родокам просто не позволяется совать нос в процесс обучения и сопутствующего ему воспитания. У кадетов много физической активности, причём почти нет свободного времени, которое можно истратить на глупости. А у преподавателей есть власть, от которой родоки добровольно отказались, когда отдали детей в специализированные учебные заведения.
Понятно, что в обычных школах такое не реализовать. Не той они системы. Но стремиться - надо. А то с одной стороны учителей шпыняют любители нескончаемых "реформ", нередко размахивающие Особо Продвинутыми Практиками Обучения (опирающимися на цитаты вроде той, которую вы видите в начале поста), а с другой - инфантилы, не желающие расставаться с властью, но при этом требующие, чтобы посторонние люди гиперопекали обучаемых тугосерей.
Совсем упоролись, что ли? Так мы новые трагедии не предотвратим.
И свежий пост на тему идей для родителей посвящён как раз напоминанию о том, что надо инсталлировать в голову ребёнку ещё до того, как он пойдёт в первый раз в первый класс, чтобы далее учителю не пришлось отбирать у оного ребёнка купленный инфантильными папой и мамой смартфон, мешающий учебному процессу.